На главную

Курсовая работа по педагогике.

 

Тема: "Формирование положительных взаимоотношений дошкольников в игре "

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1. Психолого-педагогические аспекты взаимоотношений в дошкольном возрасте в контексте игровой деятельности…6

1.1.          Общая характеристика взаимоотношений в дошкольном возрасте….6

1.2.          Взаимоотношения между дошкольниками в игре……………………13

1.3.          Роль взрослых в развитии отношений между детьми в игре………..18

 

2. Практическое изучение формирования положительного отношения младших дошкольников в игре……22

2.1. Методика организации и проведения исследования………..…………….22

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………...….26

Заключение………………………………………………………………………28

Литература……………………………………………………………………….30

Приложения…………………………………………………………………...…31

 

 

Введение.

  Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, актуализируют проблемы связанные с воспитанием подрастающего поколения, заставляют размышлять о будущем молодежи, процессом ее продуктивной социализации, которая помимо всего прочего подразумевает установление между людьми отношений на базе принципов сотрудничества, взаимоуважения, диалога, что в целом определяют положительную динамику социальных процессов.

Особым этапом в  становлении ребенка как социального существа, является дошкольный возраст. Это связано, с тем, что в этот период расширяется и обновляется круг общения ребенка, в связи с включением его в группу ДДУ, происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе мира социального, обуславливающего направленность и  специфику межличностного общения в различных жизненных ситуациях[4],[5],[14].

Кроме того, данный возраст является сензитивным в плане выработки как морально-нравственных привычек школьника, так и социально-значимых, определяющих вектор взаимоотношений детей друг с другом в ходе ведущей игровой деятельности.

Именно благодаря игре происходит не только развитие высших психических процессов и функций (мышления, речи, восприятия, внимания и т.п.), но личностное, а самое главное социальное развитие ребенка-дошкольника[3],[8],[12].

Поэтому знание воспитателем, педагогом особенностей организации игровой деятельности дошкольников, специфики самих игр должны, а также своей роли в детской игре, должны лежать в основе проводимой им работы по формированию положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре.

Надо отметить, что данная тематика представлена в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Уже Н.К. Крупская и А. С. Макаренко в своих работах рассматривали совместную игровую деятельность детей как основное средство воспитания личности в коллективе, формирования между детьми положительных взаимоотношений.

Психолого-педагогические исследования Богуславской З.М. и Смирновой Е.О. [2], Коломинского Я.Л. [5], А. И. Менджерицкой Д.В. [7] указывают на необходимость контроля над стихийно складывающимися в детских коллективах взаимоотношениями в ходе игры, так как это может привести к конфликтам,  ссорам и т.п.

Похожую точку зрения занимает немецкий исследователь Р. Пфютце. Автор считает, что одним из наиболее эффективных приемов педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей группе детского сада является участие воспитателя в игре. Л. Шройтер, изучая особенности процесса воспитания в игре детей младшего дошкольного возраста, также показала тесную связь между духовным развитием личности и формированием социальных отношений [12].

Все сказанное выше указывает на актуальность выбранной тематики и необходимость ее дальнейшей разработки в современных условиях.

В ней  определяются следующие:

Цель исследования: выяснить особенности формирования положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре.

Задачи исследования: а) проанализировать психолого-педагогическую   литературу по теме исследования;

                                      б)  дать характеристику игровой деятельности в дошкольном возрасте;

                                        в) определить роль игры в формировании взаимоотношений дошкольников;

                             г) выяснить особенности игровой деятельности, формирующие положительные взаимоотношения дошкольников.

Объект исследования: взаимоотношения дошкольников.

Предмет исследования: особенности формирования положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре.

Гипотеза исследования: формирование положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре определяется как тематической направленностью самих игр, так и корректирующим влиянием воспитателя.

Методы исследования: социометрическое измерение, анализ теоретических источников по проблеме, наблюдение.

 

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 

 



Используются технологии uCoz