На главную

Курсовая работа по психологии.

 

Тема: "Личностные особенности изолированных подростков"

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………….3
 
1. Социально-психологическая характеристика подростков в контексте  отношений, возникающих между ними………………………………………6

1.1. Общая характеристика подросткового возраста…………………………...6
1.2. Роль взаимоотношений с другими членами группы на формирование    личности подростка
………………………………………………………...14

2. Практическое изучение особенностей личности изолированного подростка………………………………………………………………………………….20

2.1. Описание методики и хода проведения исследования…………………...20
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…
…………………….25

Заключение……………………………………………………………...……28

Литература…………………………………………………………..………..29

 

Введение. 

Проблема изучения личностных особенностей изолированных подростков представляется чрезвычайно актуальной. Эта актуальность определяется рядом причин. Остановимся лишь на некоторых из них.

Так, существует положение, согласно которому статус подростка в системе личных взаимоотношений является серьезной предпосылкой формирования его личности. Это связано с тем, что основным социализирующим фактором в подростковом возрасте выступает интимно-личностное отношение со сверстниками. В случае изоляции, например в школьном коллективе, у такого подростка не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей – потребность в общении. Это в свою очередь приводит к формированию целого ряда отрицательных черт личности и особенностей поведения, которые в дальнейшем сказываются как развитии асоциального поведения ребенка, так и на общем отношении к самому себе[3],[4],[15].

Ввиду этого, возникает потребность в психолого-педагогической помощи детям подросткового возраста в целях коррекции их статусного положения в коллективе, для оптимизации прохождения дальнейшей социализации в нем. Однако оказать такую помощь возможно лишь при детальном изучении особенностей личности изолированного подростка, затрудняющих его вхождение в школьный коллектив.
Надо сказать, что проблема личности и коллектива освещалась в работах многих исследователей психолого-педагогических наук, как в нашей стране, так и за рубежом. Ряд авторов указывали на то, что ребенок оказавшийся изолированным в детской группе характеризуется определенными личностными особенностями.

Так, например, Я.Л. Коломинский в своей книге  «Социальная психология школьного класса» [3] знакомит с современными представлениями о взаимодействии личности и коллектива. Автор указывает на связь положения ребенка в детской группе с его личностными особенностями.
Дубровина И.В. с соавторами[13], анализируя опыт изучения общения в подростковых группах, делают вывод о решающем влиянии межличностных отношений в детской группе, на развитие личности подростка.
М.В. Салтыкова-Волкович в своей статье [11]описывает личностные характеристики подростков, имеющих различное статусное положение в группе. Подростки оказавшиеся в категории отверженных или изолированных, характеризуются чрезмерно высокой или низкой коммуникативной активностью, чрезмерно завышенной или заниженной самооценкой.
Г.Крайг [6] приводит множественные доказательства развития социальных навыков подростков благодаря общению со сверстниками. Подчеркивается необходимость такого общения для целостного развития личности ребенка.
Однако в целом проблема остается малоизученной. Как правило, особенности личности изолированных подростков упоминаются вскользь и в связи с асоциальным поведением. Большее внимание уделено изучению личности дошкольников в зависимости от их социального статуса.

Таким образом, данная курсовая работа направлена на изучение особенностей личности подростков находящихся в изолированном положении в коллективе.
Исходя из сказанного в данной курсовой работе определяются следующие:
Цель исследования: выяснить особенности личности изолированного подростка

 

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 

 



Используются технологии uCoz