На главную

Курсовая работа по психологии.

Тема: "Психологические факторы эффективности педагогической оценки знаний учащихся"

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ……………………………………………….......................................................................................................3

1.Психолого-педагогические аспекты педагогической оценки знаний учащихся…………..................................................5

1.1.Сущность, функции и роли педагогической оценки знаний учащихся..... .........................................................................5

1.2.Основные психологические факторы, детерминирующие эффективность педагогической оценки знаний учащихся...12

 

2.Прикладные аспекты использования педагогической оценки в контексте ее эффективности. .........................................19

2.1.Относительность или противоречивость педагогической оценки. .................................................................................19

2.2.Методические рекомендации по вынесению педагогической оценки с учетом психологических факторов, повышающих ее эффективность 22

Заключение…………………………………………...28

Литература……………………………………………29

 


Введение.

Профессионализм и компетентность педагогической деятельности состоит в искусстве педагога воспитывать и развивать учащегося с учетом индивидуальных возрастных особенностей. Воспитание и развитие личности учащегося происходит посредством педагога не только через предмет и методы обучения, но и с помощью оценки, которая представляет собой фактор непосредственного руководства учением учащихся.

Педагогическая оценка - это многообразный процесс с рядом стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой в педагогической характеристике учащегося.  Как показывают многие исследования [1],[8],[11] педагогическая оценка оказывает действенное влияние на личность ученика в целом, его отношение к учебной деятельности и даже на социальный статус в школьном коллективе. Особенно это касается младших школьников.

Ввиду этого актуальным становится учет психологических факторов эффективности педагогической оценки в проверке знаний учащихся. Ведь правильно выставленная оценка, выступая естественным механизмом саморегуляции образовательного процесса,  повышает мотивацию обучения ребенка, позволяет ему объективно определить свои успехи и неудачи, что определяет ее исключительную важность[3, c.27].

К сожалению, необходимо констатировать, что исследований посвященных выбранной тематике в настоящее время не достаточно для полного разрешения проблемных моментов. Информация, касающаяся психологии педагогической оценки, как правило, соотносится с воспитательными моментами, а не с образовательными. Раскрываются в основном влияния оценок взрослых: учителей, родителей на самосознание и самооценку ребенка в контексте регуляции его эмоционально-поведенческой сферы, а неэмоционально-когнитивных процессов в ходе обучения[18],[19],[21].

Кроме того, зачастую педагоги, вынося оценку знаниям учащихся, страдают крайней субъективностью, не учитывают психологическое состояние учащихся, их индивидуально-личностные особенности, что говорит, по меньшей мере, об отсутствии у педагогов представлений о психологии педагогической оценки[5],[12],[21].

Цель исследования: выяснить особенности психологических факторов педагогической оценки знаний учащихся в контексте ее эффективности.

Задачи исследования:

а) раскрыть сущность, роль и функции педагогической оценки знаний учащихся;

б) дать общую характеристику психологических факторов, влияющих на эффективность педагогической оценки;

в) определить прикладные аспекты учета психологических факторов для повышения эффективности педагогической оценки знаний учащихся. 

Объект исследования: процесс педагогической оценки знаний учащихся

Предмет исследования: влияние психологических факторов на эффективность педагогической оценки знаний учащихся.


Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. - Л.: Наука, 1935.

  2. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996.

  3. Бурцев К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. - М.: Просвещение, 1996.

  4. Божович, Л.И. Педагогическая психология / Л.И. Божович // Педагогическая энциклопедия: в 2 т. – М., 1999. – Т. 2.

  5. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в обучении. //Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М.: Просвещение, 1987.

  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Академия, 1991. 

  7. Крутецкий, В. А.   Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.

  8. Крутецкнй, В. А. Психология обучения и воспитания школьников. —М.: Просвещение, 1976.

  9. Немов, Р.С. Психология.В трех книгах. Книга 2. Психология образования. 2-е издание. М: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», гуманит. изд.центр  «ВЛАДОС» 1995.

  10. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.-М.: Российское педагогическое агентство. 1996.

  11.  Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

  12.  Перовский, Е. И., Проверка знаний учащихся в средней школе.- М.: Педагогика, 1960.

  13. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.пед. колледжей.- М.: ВЛАДОС,2001.

  14. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред А.А. Бодалева. –М.: Педагогика,

  15. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

  16.   Реан, А.А. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология –СПб.: Питер, 1999.

  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер,2000.

  18. Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста.// Вопросы психол.-1969.-№4.-С.105-116.

  19. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения.// Вопр.псих-гии, №3,1979.С.62-72.

  20.   Цукерман, Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка – М.: АПК и ПРО, 2004.

  21. Глухова И.В. Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальнойшколе.http://festival.1september.ru/articles/310771/

 

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 

 



Используются технологии uCoz