На главную

Реферат по психологии.

 

Тема: "Зависимость самооценки от половой принадлежности"

Выполнил: Малиновский И.Н.- аспирант АПО (специальность: 19.00.01.). 2003 г.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная сторона личности [5,с.362]. Формированию самооценки посвящены многие работы различных отечественных (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, И.И. Чеснокова) и зарубежных авторов (У. Джеймс, К. Роджерс, Р. Берне, Ф. Райс).

Было отмечено, что одним из существенных факторов, влияющих на формирование самооценки, является различие в половой принадлежности.

Анализ литературы по данной проблеме позволяет выделить отличия в самооценках, которые обусловлены половой принадлежностью индивида, в следующих сферах:

1 .Возрастные особенности формирования и проявления самооценки.

2.Особенности процесса самооценивания внешнего вида, физического развития, а также некоторых личностных качеств.

3.Влияние определенных проблем на изменение уровня самооценки.

Рассмотрим более подробно различия в самооценках по вышеуказанному порядку.

1. Согласно точки зрения Блока и Робинсона, изучавших динамику самооценки начиная с подросткового возраста и заканчивая ранней взрослостью, в среднем в этот возрастной период уровень самооценки растет у мужчин и снижается у женщин. Между 14 и 23 годами мужчины становятся более уверенными в себе, а женщины - менее уверенными. Если самооценка в 14 лет у них примерно одинаковая, то к 23 годам ее уровень у мужчин становится намного выше. Очевидно, мужчины и женщины различаются по тому, как они переживают подростковые годы, и по тому, как они преодолевают переход к взрослости. Для молодых мужчин ситуация более благоприятна. Этот период их жизни связан с приближением к идеалу личности. В то время, как для женщин все наоборот: они отдаляются от своего идеала по мере вхождения во взрослость [3,с.204].

Кроме того, было установлено, что у девочек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ними возраста. 2.Эриксон рассматривая развитие личности как процесс, в котором взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы жизни индивида, указывает на то, что для установления между ними гармонических отношений представители каждого пола должны использовать свое тело соответственно его биологической функции. Для женщин немаловажным фактором оценки своего тела становится физическая    привлекательность,    проявляющаяся    в    межличностных отношениях, которая служит положительным подкреплением чувства своего Я как принимающего, привлекающего начала. В то же время для мужчин биологически оправданной функцией тела является активное действие, идет ли речь о взаимоотношении с женщиной или о преобразовании окружающего мира. Если активная деятельность мужчины оказывается успешной, у него развивается позитивное самоощущение. Поэтому для мужчин тело- это инструмент активного вмешательства в окружающую действительность. С этой точки зрения оно должно оцениваться. Основываясь на этих теоретических посылках, можно предположить, что суждения девушек о себе, выражающие их самооценку или Я-концепцию в той мере, в какой касаются образа тела, должны быть скорее ответами на вопрос о привлекательности, чем на вопрос об инструментальной эффективности. И наоборот, для юношей на первом плане должна быть именно эффективность, а не физическая привлекательность. Подтверждением данного взгляда явились исследования Лернера, Орлоса и Кнанна, результаты которых показали, что Я-концепция у девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела[1,с.19О]. Исследование, проведенное Мусой и Роучем показало, что юноши и девушки оценивают (примерно одинаково в количественном отношении) свою внешность наравне с внешностью сверстников. Однако 34,7% юношей дали своей внешности более высокую оценку, в то время как у девушек этот показатель равен 27,7%. При этом девушки свою внешность оценивали ниже внешности сверстников чаще (28,9%), чем юноши 23,7%). Юноши в целом были больше удовлетворены своей внешностью (43,7%), чем девушки (12,2%).Зависимость между самооценкой и проблемами физического развития в какой- то степени отражает тот факт, что девочкам- подросткам чрезвычайно трудно соответствовать образу идеального женского тела, который предлагают средства массовой информации [1,с.192]. Подтверждение этому можно найти у И. С. Кона, который отмечает, что среди подростков озабоченность своей внешностью обнаружили 41% девочек и только 29% мальчиков [2, с. 196].

Необходимо отметить тот факт, что особенности самооценивания у юношей и девушек различны. Наибольшие трудности в с самооценивании испытывали девушки- 82%, в то время как у юношей - 67%[8,с. 101]. Однако нужно заметить, что сравнивая точность самооценок юношей и девушек, выявляется то, что юноши гораздо точнее в своих самооценках, чем девушки .Было установлено, что юноши VIII - X классов объективнее девушек в оценке своих черт в прошлом. Причем у юношей объективность моральных черт выше, чем волевых. Низка объективность девушек    в    оценке    своей    самокритичности,    самостоятельности, сообразительности и знаний [7,с.108]. Изменение самооценок по настроению также более заметно у девушек. Они более чувствительны к результатам своей деятельности: при успешной сдаче экзамена у них резко возрастают самооценки, а при неудачной - снижаются [8,с.125].< >

Кроме того, если рассмотреть уровень самооценок у юношей и девушек отдельно, то девушки оценивают свои моральные и некоторые волевые (целеустремленность, инициативность) черты выше, чем это наблюдается в самооценках юношей. Юношам из волевых черт оцениваются несколько выше выдержанность и настойчивость. Кроме этих двух черт, юноши оценивают выше, чем девушки, инициативность, то есть у девушек прослеживается сравнительно высокие самооценки моральных черт, а у юношей - волевых[7,с.108].

3. Выявлено, что на самооценку юношей и девушек влияют различные типы проблем, возникающие у них. В одном исследовании подростки в возрасте от 14 до 16 лет заполняли проблемную анкету и диагностировались по шкале самооценки М. Розенберга. Как юноши, так и девушки указали на то, что им не просто адаптироваться к учебе в школе. На самооценку девочек оказывали две проблемные области - здоровье и физическое развитие, а также дом и семья. Наличие проблем в любой из этих областей сказывалось на самооценке, значительно снижая ее.

Влияние же на самооценку девочек семейных и домашних трудностей объясняется тем, что родители гораздо сильнее ограничивают их свободу по сравнению с мальчиками. Самооценка последних в большей мере зависела только от одной проблемной области - социальных и психологических отношений [6,с.238].

Интересным является тот факт, что наличие братьев или сестер оказывает влияние на самооценку мальчиков, в то время как на уровне самооценки девочек никак не сказывается. Так, по данным М.Розенберга у мальчиков, если большинство детей в семье тоже мальчики, самооценка в среднем ниже, чем в том случае, если половина детей или большинство детей - девочки. М.Розенберг объясняет эту закономерность тем, что ключевым фактором для формирования самооценки в данном случае является отношение в семье к появлению мальчика. Отец, у которого есть уже несколько дочерей. Обычно хочет иметь сына. В конечном счете, социальный статус семьи зависит преимущественно от достижений мужчин, поэтому в перспективе на сына возлагаются основные надежды: он призван стать опорой семьи в будущем. Матери, имеющие дочерей, также хотят появления сына. Как показали исследования Сирса, Маккоби и Левина, отношение матери к мальчику, родившемуся вслед за несколькими девочками, отличается исключительной теплотой и нежностью. Все это помогает понять особенности формирования самооценки таких детей: она основывается не на соревновательных отношениях со сверстниками, не на достижениях в учебе или успешности в социальных ситуациях, а скорее отражает изначальное ощущение собственной ценности, обусловленное той заботой и любовью, которой окружают этого ребенка в семье.[1, с. 163]

Также было выявлено, что влияние на самооценку значимых других у юношей с возрастом ослабевает, а у девушек наоборот, увеличивается. Самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, на самооценку юношей - отцы [6,с.251].

Влияние половой принадлежности на самооценку имеет свое объяснение. Так, например, Блок и Робинсон провели глубинное интервью с испытуемыми, которым было по 23 года, и обнаружили, что женщины с высокой самооценкой главным образом ценят близкие отношения с людьми. Мужчины с высокой самооценкой, наоборот, эмоционально более дистанцированны от других, сильнее контролируют свои чувства. Половые расхождения во взаимосвязи самооценки с межличностными отношениями отражают различные ожидания, которые существуют в обществе по вопросу о том, что значит быть мужчиной или женщиной [4, с.204-205].

Самооценка юношей и девушек есть составная часть процесса самопознания. Относясь к себе, юноша и девушка смотрят на себя глазами окружающих людей, сравнивая себя с ними, оценивая свое поведение по общепринятым групповым нормам и эталонам [8,с.103].Не удивительно, что те молодые люди, чьи личностные черты соответствуют культурным ожиданиям, чаще будут удовлетворены собой, а их Я- концепция будет ближе к идеальной[4,с.205]. Подтверждением вышесказанному является и мнение И.С. Кона: « Самооценка и самосознание юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь от исторически сложившихся ролей»[3,с.76].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что половая принадлежность индивида оказывает серьезное влияние на формирование и развитие его самооценки. Особенности данного влияния половой принадлежности на самооценку заключаются в тех конкретных, общественноисторических отношениях, которые являются определяющими для той или иной культурной общности людей.

Однако необходимо отметить, что в настоящее время, когда происходит бурное развитие информационных технологий, интенсивное взаимопроникновение различных культур, рост возможностей для самоактуализации индивида, данная проблема получает совершенно иные точки отсчета для своей интерпретации и требует дальнейшего интенсивного изучения.


 

Если заинтересовали литературные источники по работе, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 

 



Используются технологии uCoz