На главную

Реферат по психологии.

 

Тема: " Роль семьи в формировании самооценки детей разного возраста."

Выполнил: Малиновский И.Н.- аспирант АПО (специальность: 19.00.01.). 2002 г.

В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исследователями было выделено множество факторов, влияющих на динамику развития и формирование самооценки личности. Одним из них является семья, как важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта, что, несомненно, является основанием для более тщательного изучения воздействия внутрисемейных взаимоотношений на формирование самооценки личности.

Данная статья представляет собой попытку подробного анализа взглядов и мнений по поводу роли семенных отношений в формировании самооценки личности детей разного возраста, выделения основных составляющих влияния этих отношений, для более глубокого понимания избранной проблемы и акцентуации внимания заинтересованного читателя (родители, педагоги, психологи, социальные работники и т.д.) на том, что именно в семье закладывается базовое отношение личности к себе и то, каким оно будет, какой будет самооценка личности, во многом определит судьбу последней. Так как именно самооценка, по словам О. А. Белобрыкиной, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему его оценок, обуславливая динамику и направленность развития субъекта[1,с.31].

Е.Т. Соколова указывает на то, что формирование самосознания и самооценки может рассматриваться как результат усвоения, интериоризации ребенком определенных параметров отношения к нему родителей[13,с.28].

Это согласуется с мнением многих исследователей [6],[8],[11] и др., что в раннем детстве (дошкольный, младший школьный возраст) самооценка, возникающая у ребенка под влиянием оценок окружающих значимых взрослых (в первую очередь родителей) становится для него привычной и вызывает потребность в ее сохранении[11,с.108]. Тогда, если отношения в семье строятся таким образом, что у ребенка происходит формирование высокой самооценки, то следствием этого будет развитие у последнего таких личностных качеств как уверенность в себе, самостоятельность, высокое развитие волевых качеств, эмоциональная стабильность и т.п., что обуславливает успешность в межличностном общении и деятельности[5].

Если же взаимоотношения приводят к развитию низкой самооценки, то ребенок будет обладать низкой уверенностью в себе, эмоциональной нестабильностью, низкими волевыми характеристиками, отсутствием инициативы, что в конечном итоге отразится на эффективности его дальней социальной адаптации[11].

Кроме того, низкий уровень самооценки ребенка может стать причиной развития делинкветного поведения в более позднем подростковом возрасте [10,с.41], так как стремясь повысить самооценку, но, не будучи в состоянии сделать это социально приемлемыми способами, подросток обращается к асоциальным образцам поведения и контранормативным ценностям, в результате чего уровень самооценки повышается[3,с.З]. В данной тенденции проявляется подтверждение взглядов К. Роджерса о стремлении человека к удовлетворению одной из основных потребностей, потребности в позитивной самооценке[14,с.282].

Рассмотрим более подробно то, каким образом отношения родителей к ребенку формируют у последнего позитивную или негативную самооценку, или другими словами как отношения родителей к ребенку удовлетворяют его потребность в позитивном самоотношении.

Известно, что особенности отношения и оценок родителями ребенка, являются главной причиной формирования искаженных самооценок последнего[2,с.8]. В частности, неоправданно частое подчеркивание родителями реальных или мнимых достоинств ребенка приводит к формированию у него завышенного уровня притязаний. В то время как недоверие родителей, категорическое подавление негативизма ребенка может привести к возникновению ощущения собственной слабости, неполноценности[4,с. 394].

Ф.Райс, исследуя роль семьи в развитии самооценки в ранней юности, отмечает, что проявление теплоты, заботы, интереса стороны родителей к ребенку, формирует у него чаще всего высокую самооценку. Кроме того, родители детей с высокой самооценкой используют демократические, но и менее «вседозволительные» методы воспитания по сравнению с родителями старшеклассников, у которых низкая самооценка.

У юношей с высокой самооценкой родители строги, но и последовательны, они требуют соответствия высоким стандартам, но в то же время проявляют достаточную гибкость и при определенных ситуациях допускают исключения из правил.

Родители детей с низкой самооценкой, часто бывают не последовательны в своих ожиданиях и методах воспитания. Иногда такие родители слишком многое запрещают или чрезмерно критично относятся к детям, вплоть до полного неприятия. Например, старшеклассники, на которых оказывают сильное давление, чтобы они достигали высоких показателей в учебе, как правило, имеют низкую самооценку и ощущают себя неспособными достичь целей, поставленных для них родителями[9,с.230]. В данном случае, можно заключить, что родители не учитывают индивидуальных особенностей своих детей, а ориентируются на собственные желания, по поводу того, каким должен быть их ребенок. Зачастую такое положение дел определяется стремлением компенсировать свои неудачи в самоактуализации за счет высоких требований к детям.

Авторитарность и консерватизм родителей, таким образом, снижают самооценку ребенка. Зачастую сами родители в таких случаях являются невротиками, имеющими повышенную тревожность и склонность к самоуничижению. Они предлагают своим детям не только авторитарные установки и предубеждения, но и сомнения в собственной ценности[8, с. 176].

Несомненно, что у юношей, подвергающихся физическому или сексуальному насилию со стороны родителей, развивается низкая самооценка. Было обнаружено, что самооценка ниже у тех детей, которые воспитываются в конфликтных семьях, а также где существуют плохие отношения между членами семьи[9,с. 233].

Интересные факты приводит Липкина А.И., в ее исследованиях обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи, а также между самооценкой ребенка и количеством времени, которое ему уделяют родители. Главным оказалось не сколько, а как общаются родители с ребенком[7, с.31].

Данная проблема находит свое отражение в современных психоаналитических представлениях. Согласно им, эмпатически понимающие, любящие родители переживаются на определенной стадии детского развития не как самостоятельные внешние по отношению к ребенку фигуры, а как интериоризованные , функционально определенные части его Я. Последовательно и стадийно разворачивающийся процесс «психологического рождения», то есть сепарации и индивидуации ребенка от родителей результирует в здоровый в здоровый нарциссизм Я, психические структуры которого представлены интернализованными аспектами значимых других (в данном контексте - родители), обеспечивающими эмоциональное самоприятие и уверенность в себе. Родительская неприязнь или условное приятие, напротив, ведет к развитию ослабленного и беспомощному Я[12, с. 125]. Здесь необходимо заметить, что психоаналитические исследования анализируют не процессы реального межличностного взаимодействия, а их интрапсихическую динамику, «диалог» структур «Эго» и «Суперэго». Приведенная схема убедительно показывает, как отношение родителей к ребенку перерастает в самоотношение последнего.

Кроме того, актуальным в настоящее время является проблема самооценки детей из семей, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем. В таких семьях нарушаются функции, как отца, так и матери. Особенно опасным считается алкоголизм матери. Дети в таких семьях сталкиваются с трудностями в учебе и в отношениях с другими детьми, зачастую у некоторых из них наблюдаются задержки в психическом развитии, девиантное поведение и т.д. Самооценка этих детей крайне занижена [15, с.76]. Вообще фигура матери, вернее ее внутренняя установка на приятие или отталкивание ребенка признается исследователями как важнейший фактор в формировании самооценки ребенка [8,с.156].

Кроме таких переменных как отношения родителей к детям, воспитательный стиль, используемый родителями, анализ психологической литературы по проблеме позволяет выделить следующие составляющие семейного влияния на самооценку детей: отсутствие одного из родителей вследствие смерти или развода; размеры семьи и старшинство среди детей;

  работа матери и связанный с этим ее социальный статус; взаимоотношения между родителями; создание новой семьи и др.[8,с.145].

Рассмотрим некоторые из них. Так согласно исследованиям Куперсмита 20% детей из группы с низкой самооценкой воспитывалось в семьях, где родители вступили в брак повторно, при чем в других группах испытуемых процент родителей этой категории был незначительным. Характерным также являлось, что наличие низкой самооценки у детей связано с различного рода конфликтами между отцом и матерью.

Кроме того, Куперсмит выделяет такую единицу анализа проблемы формирования самооценки под влиянием семьи как удовлетворенность матерями взаимоотношениями между сыновьями и отцами. В тех случаях, когда матери выражали удовлетворенность этими взаимоотношениями, количество высоких самооценок у детей было намного больше, чем в случае неудовлетворенности. Важным по мнению автора является также взаимоотношения детей в семье между собой , а также порядок рождения. В связи с этим Куперсмит приводит следующие данные: у мальчиков с высокой самооценкой отношения с братьями и сестрами оказались скорее близкими, чем конфликтными; 70% детей обладающих средней и низкой самооценкой не были первенцами, в то время как в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь 42%. У первых и единственных детей в семье есть, по видимому, определенные преимущества: условия, в которых они развиваются, более благоприятны для формирования высокой самооценки[8,с. 148-151 ].

Таким образом, можно заключить, что определяющим условием формирования у ребенка той или иной самооценки являются те особенности жизни в семье, которые ассоциируются для него с ощущением уровня собственной ценности и успешности.

Важными переменными такой жизни в семье, которые участвуют в формировании самооценки детей, являются:

-  особенности отношения родителей к ребенку, что проявляется в системе воспитательных мер и требований, а также негативному или позитивному эмоциональному проявлению родителей к ребенку;

- особенности    взаимоотношения    между    родителями,    которые проявляются в конфликтном или сотрудничающем поведении;

- полнота семьи и ее состав;

- порядок рождения братьев и сестер.

Кроме того, вышеприведенные положения представляются важными для использования в качестве теоретического руководства при коррекции низкой самооценки ребенка, существенным моментом проведения которой является обязательная работа практического психолога (особенно в системе образования) с родителями. Ибо, по словам К. Роджерса, взрослый склонный к самоотрицанию, неспособен к подлинной родительской любви и не может служить для ребенка правильным образцом себя[16].


 

Если заинтересовали литературные источники по работе, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 

 



Используются технологии uCoz