Курсовая работа по психологии.
Тема: "Осбенности социализации детей с особенностями психофизического развития"
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1.Теоретические аспекты проблемы социализации детей с особенностями психофизического развития.
1.1.Общая характеристика особенностей психофизического развития в детском возрасте.
1.2.Анализ проблемы социализации детей с особенностями психофизического развитияв научной литературе
2.Прикладные аспекты социализации детей с особенностями психофизического развития.
2.1 Особенности процесса социализации детей с особенностями психофизического развития2.2.Направления и методы, применяемые для повышения уровня социализации для детей с особенностями психофизического развития.
Заключение
Литература
Актуальность проблемы социализации детей с особенностями психофизического развития очевидна, прежде всего, в силу своей социально-нравственной составляющей. Не секрет, что по отношению к наиболее незащищенным представителям в социуме, можно судить обо всем обществе в целом. Кроме того развитие асоциальности у этой категории детей, может приводить в будущем к росту таких социальных аномалий как преступность, бездушие и т.п., не говоря уже о трудностях, которые переживают их родные и близкие. Тем более что в мире фиксируется рост количества детей с особенностями психофизического развития (от 1% до 3% от общего числа детей за последние 80 лет)[15].
Поэтому во всех странах наблюдается усиление внимания социальным, культурным и духовным вопросам. Отражением этого является опыт Западной Европы и США. Ребенку с выраженным интеллектуальным нарушением, по мнению зарубежных специалистов, необходимо с первых дней пребывания в школе в интегрированном классе независимо от дефекта, его глубины и структуры адекватно вести себя среди других детей и обладать простейшими учебными навыками (уметь слушать речь взрослого, выполнять простейшие инструкции, обладать необходимыми навыками самообслуживания)[25],[26],[27].
Наиболее важным из последних достижений в области образования детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями является разработка программ раннего вмешательства в развитие. Имеются данные о большой пользе таких программ для детей с резким снижением интеллектуальной деятельности. Люди с выраженными интеллектуальными нарушениями имеют право на дальнейшее начальное и профессиональное обучение. Содержание начального обучения представляет собой элементарные знания и умения по чтению, письму, счету.
За рубежом (типичный пример – Финляндия, Италия) существует система «защищенного» труда, при которой умственно отсталые, работая в различных учреждениях, получают либо заработную плату, либо небольшие карманные деньги. В каждом округе есть свои мастерские и трудовые центры для людей с особенностями психофизического развития. В США, Бельгии, других странах существуют заводы и фабрики с высоким уровнем автоматизации производственных операций и контроля производства, на которых трудятся инвалиды.
Специалисты центров социального попечения и защиты осуществляют патронаж лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями в целях обеспечения им условий и возможностей самостоятельной жизни.
На современном этапе и в Республике Беларусь начинают реализоваться программы содействия лицам с особенностями психофизического развития и их семьям. Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психических функций детей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания, навыков личной и коллективной организованности, физическую закалку организма и многое другое.
Таким образом, вся коррекционно-педагогическая работа в специальных учреждениях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособление лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью к жизни в окружающей среде, в социуме. Эти люди с удовольствием осваивают простые виды труда, он становится для них потребностью, средством самореализации[15],[16],[24].
В системе образования Республики Беларусь также большое внимание уделяется вопросам социализации данной категории детей. Об этом свидетельствует большое количество статей в дефектологической литературе. Многие специалисты, работающие в специальных вспомогательных школах, описывают программы и методы по повышению уровня социального развития.
Не смотря на сказанное, нужно отметить тот факт, что в целом проблема социализации детей с особенностями психофизического развития разработана не в полной мере. Это проявляется в том, что, во-первых, не существует единого эффективного алгоритма мер, направленных на оказание помощи в социализации данной категории детей, во-вторых, существует особая специфика социокультурного окружения в нашей стране, которая во многом препятствует процессу социализации детей с особенностями психофизического развития, в – третьих, наработанный опыт в условиях республики требует своего анализа и переосмысления.
Цель курсовой работы: изучить особенности социализации детей с особенностями психофизического развития.
Задачи курсовой работы:
а) Выяснить специфические особенности, характеризующие детей с особенностями психофизического развития;
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!