на главную

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………….….…....3

Глава 1 Понятие психосоматических расстройств у детей в пси-холого - педагогической литературе…………………………………6

Глава 2 Особенности проявлений пихосоматических расстройств у детей младшего школьного возраста……………………………..…10

2.1 Определение и классификация психосоматических рас-стройств у детей (новая классификация МКБ-10) ………………10

2.2 Причины формирования психосоматических расстройств у детей…………………………………..……………………….……….14

Глава 3 Методы психологической коррекции психосоматических расстройств у детей младшего школьного возраста……………..….23

3.1 Понятие психологической коррекции. Виды, принципы и цели психокоррекции ……………………..……………….………………23

3.2 Психокоррекция методом игротерапии……………………29

3.3 Психокоррекция методом арттерапии………………..……36

3.4 Психокоррекция методом сказкотерапии……………..……47

Глава 4 Практическое использование методов психологической коррекции в работе с детьми младшего школьного возраста, имею-щими психосоматические расстройства…………………………53 Выводы………………..………….……………………………………72

Список используемой литературы…………………….……………..75

Приложения …………………………………………………………...78

Приложение 1. Рисунки Маши Б…………………………………….79

Приложение 2. Рисунки Паши К……………………………………..84

Приложение 3. Рисунки Влада А……………………………………. 88

Приложение 4. Рисунки Насти Д……………………………………. 95


ВВЕДЕНИЕ


Психосоматические нарушения известны человечеству с момента его возникновения, т.к. жизнь во всех её проявлениях проходит на фоне эмоционального реагирования.
Социализация общества, ведущая не только к прогрессу и становлению коллективного самосознания, но и к перегрузке человека психотравмирующими воздействиями, усилению частоты эмоционального реагирования, приводит к повышению частоты психосоматических расстройств. Способствуют возникновению психосоматических расстройств такие факторы, как социальные катаклизмы, стихийные бедствия, гражданские беспорядки, экономическая нестабильность, безработица, перемещение рабочей силы, материальная необеспеченность, бродяжничество, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков. Кроме того, влияют некоторые демографические сдвиги, в частности, большое число одиноких или живущих раздельно лиц, рост числа разводов, а также – либерализация общества, свобода нравов. Дополнительными факторами являются реформы образования, адаптация детей к школе, неадекватный воспитательный подход.
Актуальность проблемы психосоматических расстройств на современном этапе подтверждается статистическими фактами. По данным разных исследований, не менее 30% больных, обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, имеют невротические симптомы, а 22% лиц с жалобами психосоматического характера отнимают до 50% рабочего времени врача.
По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, в т. ч. детей, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных.
Последние годы достаточно много детей с психосоматическими расстройствами обращается за помощью к психологам. По данным различных авторов, число больных с функциональными (психосоматическими) нарушениями составляет от 16 до 68% в детском контингенте больных.
Психогенная природа аффективных нарушений, лежащих в основе большинства психосоматических расстройств, обусловливает важность включения психотерапии и психокоррекции в комплекс лечебных мероприятий в отношении пациентов данного профиля, в том числе коррекционное воздействие различными формами арттерапии, игровыми методиками.
Однако, в настоящее время имеется ещё ряд вопросов, касающихся повышения эффективности психологической коррекции психогенно обусловленных соматических расстройств у детей, практически недостаточно освещенных в специальной литературе.
Таким образом, актуальность данной проблемы, а также недостаточная разработка её и отражение в психологической литературе, определили выбор темы "Психологическая коррекция психосоматических расстройств у детей младшего школьного возраста".
Исследование проблемы психосоматических расстройств началось в конце XIX – начале XX веков: Вундт В., Грот Н., Ждеймс У., Клаперед Э., Крюге Ф.. В трудах этих исследователей анализировалось влияние эмоциональных изменений на телесные изменения – на работу различных органов. О конверсии эмоционального конфликта на соматические функции организма писали З. Фрейд, И. Брейер, Ф. Александер. В детской практике подчеркивалось двойное (психологическое и телесное) выражение эмоций. Многие исследователи подчеркивают роль матери в возникновении отрицательных эмоций у ребенка при нарушении системы мать – дитя [1], [5], [9], [10]. Это представители первого направления разработки проблемы психосоматических расстройств – психологического, связанного с изучением эмоций у взрослых и детей.
Второе направление разработки данной проблемы – физиологическое (нейропсихиатрическое), возникшее позже и основанное на идеях нервизма С.П. Боткина, И.М. Сеченова. И.М. Сеченов писал, что всякая болезнь тела сопровождается психическим расстройством в разнообразнейших формах. Основоположниками второго направления являются И.П. Павлов и его последователи.Их работами подтверждалась идея, так называемого психофизиологического монизма, согласно которой не существует отдельно ни психических, ни физиологических процессов. Организм един в своём реагировании на раздражения, идущие из внешней или внутренней среды.
В настоящее время проводится дальнейшее изучение проблемы психосоматических расстройств у детей с описанием клинических проявлений, уточнением этиологии, факторов риска и разработкой лечения и профилактики [1], [2], [3].
Разработка терапевтических подходов при психосоматических расстройствах являлась основной целью многих исследований, в которых предлагались принципы и схемы терапии. Большое количество принципов терапии психосоматических расстройств, в основном, на основе психологического подхода приводит Д.Н. Исаев. На основе исследования, проведенного на большом клиническом материале детского общесоматического стационара, с учетом динамики психосоматических расстройств разработаны клинико-динамические и клинико-патогенетические принципы лечения детей [2], [3].
В отношении собственно психотерапии психосоматических расстройств существуют самые различные психотерапевтические и психокоррекционные подходы. Среди наиболее часто применяемых методов можно отметить суггестивную, рациональную психотерапию, аутогенную тренировку, самогипноз, нервно-мышечную релаксацию, бихевиоральную терапию, приёмы, основанные на принципе биологической обратной связи, арт-терапию, семейную психотерапию, психоанализ [5], [9], [11].
Предметом исследования данной работы является процесс психокоррекциии психосоматических расстройств у детей младшего школьного возраста методами арт-терапии посредством рисунка, сказки и дополнительно – игры.
Арт-терапия использует возможности творческой деятельности и восприятия произведений искусства для вызывания положительных эмоций, отреагирования негативных эмоций, релаксации, развития навыков общения и саморегуляции [38], [39], [40]. С другой стороны, оздоровительное соматотропное воздействие арт-терапии базируется на биологических корнях искусства, исходящих из основных инстинктивных форм адаптации в филогенезе [1].
Предложенные авторами психокоррекционные подходы, в т. ч. методами арт-терапии, игры позволяют в значительной мере повысить эффективность лечения детей с психосоматическими расстройствами и уменьшить вероятность формирования психосоматических заболеваний как в детском, так и в зрелом возрасте.
Учитывая, что на выраженность и длительность психосоматических расстройств влияет возраст и не последнюю роль в их возникновении играют возрастные кризы, во время которых чаще происходит возникновение или обострение аффективных нарушений с обязательной соматизацией, объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.
Цель данной работы – изучить эффективность психологической коррекции


Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Используются технологии uCoz