на главную

 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра социальной и педагогической психологии

                                  Допущена  к защите

                                               Зав. кафедрой_________  Гатальская Г.В.

                                                             «____»___________ 2010 г.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ФАКТОРЫ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ*

дипломная работа

Исполнитель:

студентка  группы   СП-53      ________________   Сапончик В.В.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент                              ________________    Гатальская Г.В.

Рецензент:                                  ________________     Адарченко Е.Л.

к.п.н., доцент                                                                                                 

Гомель 2010

 



 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………..6

1.1  Проблема психолого-педагогических факторов девиантного поведения подростков в психолого-педагогических исследованиях.…………………………………...6

1.2   Анализ причин происхождения девиантного поведения с точки зрения различных теоретических подходов…..…………………..…………………………….……………..16

 

ОПИСАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.………………….………………………………………..25

2.1 Модель эмпирического исследования и описание используемых  методик…..….25

2.2 Качественный и количественный анализ данных…………………..28

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ...………………………………………..80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...83

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..85

ПРИЛОЖЕНИЕ ...…………………………………………………….......88


ВВЕДЕНИЕ 

Кардинальные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, заметно отражаются на нравственном поведении современных подростков. Ломаются традиционные моральные стереотипы, а в результате возрастает возможность проявления в подростковой среде различного рода негативных явлений. Подростки, как никакая другая демографическая группа, испытывают на себе давление от навязываемых поведенческих стереотипов, от тотальной регламентации её действий. Такая проблема, наложенная на сложности и противоречия процесса социализации в новых социально-экономических и политических условиях, разразилась «взрывом» подростковой деструктивности: ростом преступности, наркомании и других видов отклоняющегося поведения. Отсюда возросший интерес исследователей к её изучению, с одной стороны, и поиску более совершенных мер профилактики и коррекции отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, с другой.

Проблема возникновения и развития такого социального явления, как девиантное поведение несовершеннолетних несмотря на наличие многочисленных исследований в области социологических, юридических и психологических наук на современном этапе развития общества остается актуальной и требует совершенства путей ее решения. Над изучением причин, условий и факторов, детерминирующих девиантное поведение подростков, работают многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.С. Мухина, Ю.И. Фролов и многие другие [1, с. 47].

В соответствии с «Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» основной целью воспитания является формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности [2, c. 2]. Однако такая личность формируется в процессе социализации и целенаправленного воспитания, как составной его части. Но, к сожалению, мы сталкиваемся с целым рядом трудностей, результатом которых является отклонение.

 Отношение человека к социальной среде и социальным нормам, мотивации поступков являются результатом осознания себя в мире людей и вещей. Но это происходит не само по себе, а в процессе целенаправленной творческой работы над собой. Когда вырабатывается стойкий иммунитет к антисоциальным поступкам. Но бывает и наоборот: «иммунитет» по каким-то причинам не вырабатывается. Следовательно, при таком отклоняющемся поведении человека имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. Эти стороны включают сферу «человек – среда» (система регулятивных механизмов поведения, ценностно-нормативные представления, социальные установки) и сферу «человек – самосознание» (система знаний о себе, своем статусе в межличностных отношениях).

Актуальность проблемы отклоняющегося поведения обосновывается в «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи», отмечающей основные негативные тенденции, за счет которых стало возможным проявление в молодежной среде «социальной тревожности, неуверенности, агрессивности, жестокости, увеличилось число учащихся с девиантным поведением» [2, c. 2]. К таким негативным тенденциям относят:

 – уменьшение с начала 90-х годов воспитательного потенциала учреждений образования;

 – роспуск пионерской и комсомольской организаций и потеря интереса детей и учащейся молодежи к общественной работе;

 – потеря массовости в спортивно-оздоровительной работе;

 – увеличение потока печатной продукции и информации с телевизионных каналов со сценами насилия, жестокости, убийств, эротики и порнопродукции;

 – обесценивание честной трудовой деятельности и т.п. [2, c. 2].

Проблемы отклоняющегося поведения также четко поставлены в таких важных государственных документах, как Конституция РБ, законы «Об образовании в РБ», «О правах ребенка», «Об общих началах государственной молодежной политики в РБ», «О культуре в РБ» и других [2, c. 2].

Ныне уже накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по отклоняющемуся поведению, однако до сих пор существуют различные, зачастую противоположные подходы и точки зрения в определении и оценке социальных норм и отклонений от них. Все это, а также необходимость ранней коррекции девиантного поведения с целью предотвращения формирования его в устойчивое личностное образование определяет актуальность данной темы.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: психолого-педагогические факторы девиантного поведения подростков.

Цель исследования: выявить и изучить психолого-педагогические факторы девиантного поведения подростков.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1.  Осуществить теоретический анализ психологической литературы по проблеме психолого-педагогических факторов девиантного поведения в подростковом возрасте.

2.  Провести эмпирическое исследование психолого-педагогических факторов девиантного поведения подростков.

3.  Разработать практические рекомендации по профилактике девиантного поведения подростков на основе теоретического анализа проблемы на современном этапе развития общества.

Гипотеза исследования:

- на формирование девиантного поведения оказывают влияние такие типы акцентуаций характера как эпилептоидный, истероидный, гипертимный, циклоидный, лабильный;

- неблагополучие в семье, связанное с фактором депривации (разлукой/разводом родителей), отсутствие благоприятных условий для жизнедеятельности подростка, отсутствие заботы и внимания со стороны родителей влияют на формирование девиаций;

- педагогическая запущенность, конфликты с учителями и сверстниками являются причиной девиантного поведения в подростковом возрасте.

Теоретической базой для данного исследования послужили работы таких известных учёных как А. Адлер, Г.Ю. Айзенк, А. Бандура, А. Бек, Д. Вольпе, С.А. Кулаков, Л. Мерфи, И.П. Павлов, К. Роджерс, Б.Ф. Скиннер, Дж.Б. Уотсон, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Эллис, а также исследования современных ученых: А.С. Никончук (выделил личностный, ситуативный фактор девиантного поведения и фактор среды), Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева, Т.А. Шишковец, И.В. Данькова (рассматривают семью как основной фактор девиантного поведения), А.И. Лактионова и А.В. Махнач (выделяют 5 факторов девиантного поведения: личностные характеристики, отношения, субкультура, общество и страна), В.Н. Иванов (выделяет в качестве причины девиантного поведения в подростковом возрасте те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии “маргинализация”), С.А. Корзун (рассматривает внутриличностный конфликт как основную причину девиаций).

Для проведения эмпирического исследования мы использовали следующие методики: патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко; опросник Вассермана «Подростки о родителях»; анкета о семье и анкета о школе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций и практических занятий для психологов и социальных педагогов по работе с девиантными подростками.


* Работа защищена на 9 баллов

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!


 


 



Используются технологии uCoz