На главную

 

Курсовая   работа по психологии

Тема: «Проблемы формирования учебной мотивации младших школьников» 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

    

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1.  Теоретические аспекты психологии мотивации в контексте учебной деятельности……6

 1.1.Общая характеристика мотивов учения в структуре  мотивационной сферы личности…….6

1.2. Особенности мотивационной сферы в младшем школьном возрасте…………................15

1.3. Основные пути формирования учебной мотивации со стороны педагога……………22

  

2. Практическое изучение мотивов учения младших школьников……22

 2.1. Описание методики и организации исследования………………….22

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………31

 Заключение………………………………………………………….34

 

Литература……………………………………………………………36

 Приложения


 Введение.

 Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения – одна из центральных в психологии. Ее исследование имеет огромное значение, как для теории психологии, так и для ее практики. Мотивация, являясь стержнем психологии личности, обуславливает особенности и поведения и деятельности личности.

  Становление и формирование личности тесно связано с формированием все более устойчивого поведения в положительно мотивированной, вначале лично значимой деятельности. В деятельности ребенок вступает в систему общественных отношений, начинает функционировать в контакте с другими людьми. Все это непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений.

 Особую актуальность приобретает  изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей младшего школьного возраста в контексте овладения ими учебной деятельностью.

Данное положение обуславливается рядом причин.

Во-первых, младшие школьники впервые сталкиваются с организованной учебной деятельностью, носящей оценочный характер. Поэтому степень сформированности мотивов учения на этом возрастном этапе будет определять их дальнейший успех в учебной деятельности, а как следствие и статусное положение в коллективе,  чувство самоуважения и пр. В этом отношении актуальны данные, приводимые Л. И. Божович. Согласно им у детей происходит угасания интереса с 1-го по 4-й класс. Особенно это проявляется при переходе из начальной школы в среднюю. Дети во многих случаях всячески пытаются прогулять уроки, избавиться от школьных обязанностей. Падает авторитет учителя и как следствие управляемость учебным процессом.

Во-вторых, ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учеба, хотя не малую долю по-прежнему занимает игровая деятельность. Ввиду этого у младших школьников  могут преобладать игровые мотивы над учебными, что необходимо учитывать для формирования учебной мотивации.

В-третьих, в младшем школьном  возрасте, по словам А. Н. Леонтьева, укрепляются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка.

Таким образом, проблема формирования  мотивации учебной деятельности младших школьников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.

Формирование мотивации учения детей в младшей школе нашла свое отражение в работах многих исследователей.

Так, например, Л.И. Божович [1], анализируя онтогенез мотивов, приходит к выводу о качественной перестройке в мотивационной сферах детей этого возрастного периода. Я.Л. Коломинский [6] указывает на всесторонние изменения, происходящие в сфере мотивации младшего школьника, появление новых мотивов, обусловленных их большей социализацией в связи с поступлением и обучением в школе. А.К.Маркова [9] на основе изучения практического опыта учителей, дает обстоятельный анализ средств и методов формирования мотивов учения у детей различного возраста, подчеркивая важность периода обучения в младшей школе . Д.Б. Эльконин и  А.Л. Венгер [16] указывают на существенные изменение в мотивах учения, происходящие у детей после поступления в школу.

Однако, не смотря на это, данная проблема требует своего дальнейшего исследования и изучения. Это связано как с изменениями, происходящими в самом обществе, в сфере образования (появление негосударственных учреждений образования, новых образовательных технологий ит.п.), так и с ростом научно-технического процесса, который в первую очередь проявляется в тотальной компьютеризации учебного процесса.

Данная курсовая работа посвящена, таким образом, проблеме формирования учебной мотивации детей в младшем школьном возрасте. В ней определяются следующие:

Цель исследования: изучение особенностей формирования мотивации детей в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования: а) <....>

                                     б) <....>

                                      в) <....>

Объект исследования : учебная мотивация детей в младшем школьном возрасте.

  Предмет  исследования: <....>

Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме курсовой работы, анкетирование.

Гипотеза: <....>


Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: «Просвещение», 1972.

  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии,1978.№4.С.28-35.

  3. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979, с. 35.

  4. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика.  Учебник для вузов  ¾  СПб: Питер,2000.

  5. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).

  6. Давыдов В. В. .Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 5 – 14.

  7.  Коломинский Я.Л., Панько Е.А. , Игумнов С.А.  «Психическое развитие детей в норме и патологии». –СПб.: Питер, 2004.-480с.

  8.  Киричук Е. И. Формирование интереса к учению у младших школьников. — В сб.: Обучение и развитие младших школьников /Под ред. Г. С. Костюка. М., 1970, с. 371—374

  9.  Леонтьев А.Н.  Проблемы развития психики. - М.: «Психология», 1972.

  10.  Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности //Психология. - М., 1962.

  11. Лийметс X. И. Групповая работа на уроке. М.: Педагогика,  1975,

  12.  Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.

  13.  Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 352с.

  14.  Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед.вузов. В 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 1999.-Кн.1: Процесс обучения.

  15.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., Питер, 2002. – 720 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  16.  Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Высшее образование». – 3-е изд.,перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс»,2004.

  17.  Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос,1995. -291с.

  18. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 2002.

  19.  Особенности психического  развития детей 6-7 летнего возраста/Под. Ред. Д.Б. Эльконниа , А.Л. Венгера. –М.: «Педагогика», 1988.

  20.  Подъяблонская Т.В. Психологический тренинг: «Формирование мотивации учения младших  школьников»   [http://www.prodlenka.org/psikhologiia-publikatcii/trening-formirovanie-motivatcii-ucheniia-mladshikh-shkolnikov.html ]-дата доступа (09.09.2012).

 

 


Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 



Используются технологии uCoz