На главную

Контрольная работа по педагогике.

 

Тема: "Интерактивная педагогика-предмет и задачи курса"

 

План контрольной работы.

Введение.

  1. Диалог - как основа интерактивной педагогики.
  2. Методологические аспекты интерактивной педагогики.
  3. Предмет и задачи интерактивной педагогики.

 

Введение.
Современная отечественная педагогическая наука, активно участвующая в процессе реформирования системы образования, находится в ситуации обновления своих методологических оснований в русле общих тенденций развития гуманитарного знания. Они связаны с кардинальным изменением реальности, бытия детей в новых политических, социально-экономических, экологических, демографических условиях.
Наука, которая отражает это новое бытие, должна, соответственно, иначе взглянуть на свой предмет. В современных педагогических исследованиях заметно усиление внимания к развитию потенциальных способностей детей, имеющих разные ресурсы. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями развития и особыми образовательными потребностями.
Психолого-педагогическая наука все чаще обращается к субъективированным значениям и смыслам, заложенным в педагогической реальности. При этом налицо «полипарадигмальный» характер развития педагогической науки, которая становится все более свободной в выборе средств теоретического представления педагогической реальности.
Обновление методологического базиса современной отечественной педагогики происходит как за счет углубленного изучения истории науки, так и путем активизации сравнительных исследований. Они помогают осмыслить актуальные проблемы отечественной теории и практики воспитания детей с разными ресурсными возможностями в процессе соотнесения их с другой культурно-образовательной традицией, соотнесения своего «сущего» с иным «сущим».

Одним из новых направлений в педагогической науке имеющих существенные методологические, отличия от «традиционной» педагогики выступает  интерактивная педагогика, некогда выступавшая в качестве одной из моделей обучения, предполагавшей обучение в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель в этой модели являются равноправными субъектами обучения.

Термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс» «интерактивное взаимодействие», применяемые в этой связи имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Во всех этих терминах употребления определения «интерактивный» подчеркивает их альтернативность традиционным методам, педагогике, процессу и т.д.
Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Взаимодействие понимается как непосредственная  межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Интерактивный процесс – это процесс целенаправленного взаимодействия и  взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Как видно из вышесказанного, уже на этапе своего становления интерактивная педагогика, ориентировалась на гуманистические, демократические ценности, где в основании взаимодействия обучающего и обучаемого лежал не монолог и диктат со стороны педагога, а диалог и принятие личности другого как равного вне зависимости от его статусного положения.

I..При чем диалог является главной особенностью интерактивного подхода  в педагогике. Традиционный учебный процесс – это, прежде всего, монолог и, как правило, преподавательский. Как «услышался» его монолог, преподаватель может узнать лишь значительно позднее, слушая учащихся на семинаре или экзамене. Очевидно, что преподавателю не хватает «обратной связи» в условиях монологического учебного общения, если он, конечно, в ней заинтересован. Не секрет, что многое в обучение вызывает интерес у учащихся. Однако монологическая манера «обычного» преподавателя не способствует подкреплению такого интереса. Многие из учащихся предпочитают молчать и не задавать возникающих у них вопросов, потому что уже не раз «обжигались» на своей непосредственности.

Преподаватель обязан быть «открыт» для спонтанного диалога и, мало того, сам «провоцировать» его возникновение. Только так студент сможет действительно перейти от «пассивной» к «активной» роли в учебном процессе.

Кроме того, с позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие субъекта этой деятельности, учащегося. Применительно к школе, ключевым для понимания роли диалогического общения является тезис: развивается не ребенок, но единство ребенка со взрослым. Сказанное относится, как будет показано выше, не только к школьному обучению.

Но одного условия диалогичности явно недостаточно, для формирования внутренней учебной мотивации. Одно из главных положений, на которое опирается  интерактивная педагогика, можно сформулировать следующим образом: качественное усвоение учебного материала возможно лишь при условии соотнесения его содержания с личностью обучаемого. Будь то студент или ученик в школе, он должен «видеть» материал не как нечто абстрактное по отношению к нему, а как-то, что непосредственно его касается и затрагивает, связано с ним и его жизнью. У него должна быть возможность «узнавать» себя в тех законах, правилах, теориях, примерах и т.д., которые ему преподаются. Это узнавание позволяет учащемуся действительно присвоить и усвоить учебный материал как нечто существенно близкое и родственное, или, другими словами, сделать это частью самого себя. Если этого не происходит, то наблюдается так называемое отторжение учебного материала, как чего-то инородного, и учащийся благополучно забывает его после ответа урока, сдачи  экзамена или зачета. Последнее является вполне нормальной реакцией человеческой психики аналогично рвотной на то, что чуждо нашей системе пищеварения.

II..Для решения данной проблемы учебной мотивации в интерактивной педагогике существует целый арсенал методов и технологий. Их грамотное использование приводит не только к эффекту заинтересованности в изучаемом, но и к ряду «побочных» эффектов, которые выражаются в установлении более тесных отношений в коллективе учащихся, развитию чувства общности, инициативности и т.д.

Костяком интерактивных методов педагогики являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных состоит в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
1.Творческие задания;

2. Работа в малых группах;

3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

6. Разминки;

7. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);

8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула, проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);

9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация») и так далее.

Остановимся кратко на некоторых из них.

Так под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения; является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.Работа в малых группах.

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Особую важность использование методов интерактивной педагогики приобретает в ходе обучения студентов. Ведь студенты, овладевая основами своей специальности, усваивают не только  определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной  деятельности.

Математики, физики, химики, биологи, социологи и филологи просто не могут вести обучение, не касаясь творческой стороны своей специальности. Определенную роль в этом играет и преподавание  социально-гуманитарных дисциплин. Так как именно в этой сфере приходится  сталкиваться не только с теоретическими, но и с практическими задачами общественной жизни. Причем задачами нестандартными, быстро меняющимися и, что называется, заставляющими думать как преподавателя, так и студента. В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника, а  побуждает анализировать: вскрывать свойства, отношения, наличия противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, т.е. делать то, что в психологии называется решением задач.  Опыт показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление студентов, углубляет знания, повышает интерес к предмету. Другим условием активизации умственной деятельности является знание  студентами общих правил, по которым надо действовать при изложении материала, в диспутах, при столкновении различных точек зрения.

Методика  работы по совершенствованию умственной деятельности студентов разнообразна. Она зависит от конкретных условий, от предмета, от уровня развития студентов, особенностей преподавателя и т.д. Большое значение в выработке интеллектуальных умений имеет самоконтроль студентов. Студент не только должен знать приемы умственной деятельности, но и систематически контролировать себя при их реализации на конкретном материале. Активизация умственной деятельности студентов находит свое наиболее полное выражение в проблемном преподавании. Сущность проблемного преподавания  заключается в такой управляемой организации учебного процесса, при которой обучаемые не только воспринимают, фиксируют и запоминают знаки в готовом виде, но и совместно с преподавателями или самостоятельно в условиях  проблемной ситуации разрешают систему логико-познавательных задач на основе имеющихся знаний, навыков и умений.

Интерактивные методы предполагают внедрение в систему обучения наряду с традиционными таких новых методов и технологий, которые отвечали бы новым целям и задачам учебного процесса. К таким новым методам и относятся приемы проблемного преподавания. Систематическое и целенаправленное  применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности  студентов и активизации творческого усвоения.  Познавательную потребность очень трудно вызвать путем передачи обучаемым  только готовых знаний, ее можно возбудить такой передачей знаний, при которой у обучаемых возникают интеллектуальные затруднения. В ходе изложения нового материала преподаватель с помощью продуманных и разработанных средств специально создает такие затруднения и на первых порах руководит разрешением этих затруднений, а потом обучаемые и сами справляются с ними. При творческом подходе к подготовке занятия  преподаватель может найти и целый ряд возможностей создания проблемной  ситуации в учебном процессе.  В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не только то, о  чем будет говорить он (содержание учебного материала), но и то, что при  этом будут делать студенты. Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой построения излагаемого материала,   продуманной системой учебных проблем и вопросов.

III.Таким образом, краткий обзор методологических аспектов интерактивной педагогики позволяет выделить ее предмет и основные задачи.

Предмет интерактивной педагогики: особенности построения процесса целенаправленного взаимовлияния и взаимодействия участников педагогического процесса.

Основный задачи интерактивной педагогики:

Показать необходимость диалогического характера обучения на современном этапе развития педагогики;

Выяснить основные методологические особенности эффективного построения процесса обучения на основе диалогического взаимодействия субъектов педагогического процесса;

Показать перспективность диалогических, интерактивных форм обучения в контексте меняющихся социокультурных, экономических, экологических и др. условий.

 

 

Литература:

 

  1. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. Минск: Издательство:  «Выcшая школа». 2004.- 176 с.

  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии (Анализ зарубежного опыта)//Адукацыя і выхаванне.-2000-№3.

  3. Марголин Л., Фальк Б.   Как побудить  детей  задавать  вопросы.// Народная асвета. – 2005. - №10.

  4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для стул. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1; Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.

  5. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. // Директор школы. - 2003. - № 8.

  6. Сманцер А.П., Кондрашова А.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: история и современность: Учеб.-метод. пособие для студентов. - Мн.: «Бестпринт», 2001. - 308 с.

 
 

 



Используются технологии uCoz