Коррекция эмоциональных комплексов через рисование
у детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного детства………………………………………………..7
1.1. Общая характеристика формирования, развития и проявления эмоций у детей дошкольного возраста……………………………………………………..7
1.2. Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте.……..19
1.3. Рисование как метод коррекции негативных эмоциональных проявлений в детском возрасте ………………………………………………………………30
2. Прикладные аспекты изучения рисования как метода коррекции эмоцио-нальных комплексов дошкольников……………………………………………41
2.1.Описание методики и хода проведения исследования…………………....41
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………48
Заключение………………………………………………………………………52
Литература…………………………………………………………………….…54
Введение.
Рассматривая дошкольный период в плане формирования различных эмоциональных
проявлений, необходимо отметить следующее. Для детей в данном возрасте характерны
многообразные проблемы эмоционального ха-рактера. К ним можно отнести страх,
тревожность, обиду и т.п. При чем в большинстве случаев эти проявления встречаются
у большинства детей, и как правило к 10 годам нивелируются полностью при помощи,
выработанной в детской субкультуре спонтанных психотехник (рассказывание друг
другу «страшилок» в обстановке безопасности, организации походов в «страшные
места» типа подвалов, и т.д.)[3],[10],[12].
Тем не менее, существует группа детей (не имеющих психиатрического диагноза),
которые в силу тех или иных причин либо не могут использовать традиционные психотехники
самокоррекции вследствие личностных или се-мейных особенностей, либо степень
страха настолько велика, что препятст-вует его естественной переработке[10],[12].
Здесь надо указать на тот факт, что во многих случаях можно говорить не об одной
эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, кото-рый охватывает сознание
ребенка практически целиком и тем самым предо-пределяет его поведение и деятельность,
зачастую весьма неэффективно. Во многих случаях дети с такими проблемами, не
могут адекватно самоутвер-дить себя в коллективе, испытывают целый ряд неудач
в учебной деятельно-сти, формировании произвольности, развитии других сфер личности,
кото-рые необходимы при подготовке к школьному обучению. Отсутствие кор-рекции
негативных эмоциональных проявлений сможет привести в будущем не только к школьной,
но и к личностной дезадаптации, а как крайний вари-ант такого развития - к неврозам[4],[12],[24],[48].
Ввиду этого, необходима разработка целого комплекса мер по коррекции указанных
негативных эмоциональных проявлений с учетом возрастных осо-бенностей изучаемого
контингента детей, а также причин их возникновения и развития у конкретного
ребенка.
Таким образом, проблема коррекции негативных эмоциональных ком-плексов приобретает
особую актуальность в психолого-педагогической нау-ке. На это указывают и многочисленные
исследования в данной области.
Так, первоначально, данная проблема была поднята у представителей психодинамического
подхода. В частности З.Фрейд разработал свой метод свободных ассоциаций, позволяющий
индивиду, при помощи психоаналити-ка избавляться от мучительных эмоциональных
переживаний, имеющих бес-сознательный источник. В своей работе «Анализ фобии
5-ти летнего мальчи-ка» З.Фрейд указал, на некоторые причины возникновения страхов
и тревоги у детей с позиции собственного подхода, а также на некоторые способы
уст-ранения данных эмоциональных проявлений[42].
Наиболее обширную теоретическую и прикладную базу разрешения проблем детского
эмоционального развития, поведения, избавления от нев-ротических состояний предоставила
А.Фрейд. С позиции психодинамическо-го подхода ею были проанализированы основные
причины возникновения детских страхов и тревоги и даны рекомендации педагогам
и воспитателям по их устранению[40],[41].
В дальнейшем с развитием психолого-педагогической науки появились целые арсеналы
методов в рамках различных подходов по решению проблем детского развития имеющих
личностный характер, и проявляющихся в акти-визации негативных эмоциональных
состояний. Сюда можно отнести и бихе-виоральный подход, и гуманистический, и
социально-когнитивный. Каждый из данных подходов предлагал свои пути решения
данной проблемы.
Однако, как показали некоторые исследования, как в отечественной, так и в зарубежной
литературе, использование тех или иных способов коррекции невозможно без учета
возрастных особенностей индивида. Наиболее прием-лемыми и эффективными в этом
отношении техниками и способами приме-няемые для коррекции негативных эмоциональных
проявлений у детей до-школьного возраста выступают методы арт-терапии, сказкотерапии,
игроте-рапии и т.п[2],[3],[9].
Данная приемлемость и эффективность обосновывается, во-первых, по-ложением Л.С.
Выготского о ведущей деятельности ребенка (в дошкольном возрасте это игра)[5];
во-вторых, общим развитием самосознания ребенка (дети дошкольного возраста в
меньшей степени могут дать обстоятельные и осознанные ответы относительно своих
переживаний чем взрослые, однако через игру, рисование, они могут выразить весь
комплекс своих психических состояний)[11].
Одним из эффективных способов коррекции негативных эмоциональных состояний является
рисование. Именно через рисунок (динамику его измене-ния) дошкольника, можно,
осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного
характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию. К сожалению работы
посвященные использованию именно рисования в качестве коррекционного метода
эмоциональных ком-плексов в психологической литературе встречаются редко, что
лишний раз указывает на не разработанность данной тематики и необходимость даль-нейшего
изучения.
Таким образом, в данной дипломной работе определяются следующие:
Цель исследования: изучение особенностей коррекции эмоциональных комплексов
у детей в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
а) выяснить особенности развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста;
б) выявить особенности и установить причины возникновения негативных
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!