на главную

Коррекция эмоциональных комплексов через рисование
у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты изучения и коррекции эмоциональных комплексов в контексте дошкольного детства………………………………………………..7

1.1. Общая характеристика формирования, развития и проявления эмоций у детей дошкольного возраста……………………………………………………..7

1.2. Причины возникновения негативных эмоций в детском возрасте.……..19

1.3. Рисование как метод коррекции негативных эмоциональных проявлений в детском возрасте ………………………………………………………………30

2. Прикладные аспекты изучения рисования как метода коррекции эмоцио-нальных комплексов дошкольников……………………………………………41

2.1.Описание методики и хода проведения исследования…………………....41

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………48

Заключение………………………………………………………………………52

Литература…………………………………………………………………….…54

Введение.

Рассматривая дошкольный период в плане формирования различных эмоциональных проявлений, необходимо отметить следующее. Для детей в данном возрасте характерны многообразные проблемы эмоционального ха-рактера. К ним можно отнести страх, тревожность, обиду и т.п. При чем в большинстве случаев эти проявления встречаются у большинства детей, и как правило к 10 годам нивелируются полностью при помощи, выработанной в детской субкультуре спонтанных психотехник (рассказывание друг другу «страшилок» в обстановке безопасности, организации походов в «страшные места» типа подвалов, и т.д.)[3],[10],[12].
Тем не менее, существует группа детей (не имеющих психиатрического диагноза), которые в силу тех или иных причин либо не могут использовать традиционные психотехники самокоррекции вследствие личностных или се-мейных особенностей, либо степень страха настолько велика, что препятст-вует его естественной переработке[10],[12].
Здесь надо указать на тот факт, что во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, кото-рый охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предо-пределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно. Во многих случаях дети с такими проблемами, не могут адекватно самоутвер-дить себя в коллективе, испытывают целый ряд неудач в учебной деятельно-сти, формировании произвольности, развитии других сфер личности, кото-рые необходимы при подготовке к школьному обучению. Отсутствие кор-рекции негативных эмоциональных проявлений сможет привести в будущем не только к школьной, но и к личностной дезадаптации, а как крайний вари-ант такого развития - к неврозам[4],[12],[24],[48].
Ввиду этого, необходима разработка целого комплекса мер по коррекции указанных негативных эмоциональных проявлений с учетом возрастных осо-бенностей изучаемого контингента детей, а также причин их возникновения и развития у конкретного ребенка.
Таким образом, проблема коррекции негативных эмоциональных ком-плексов приобретает особую актуальность в психолого-педагогической нау-ке. На это указывают и многочисленные исследования в данной области.
Так, первоначально, данная проблема была поднята у представителей психодинамического подхода. В частности З.Фрейд разработал свой метод свободных ассоциаций, позволяющий индивиду, при помощи психоаналити-ка избавляться от мучительных эмоциональных переживаний, имеющих бес-сознательный источник. В своей работе «Анализ фобии 5-ти летнего мальчи-ка» З.Фрейд указал, на некоторые причины возникновения страхов и тревоги у детей с позиции собственного подхода, а также на некоторые способы уст-ранения данных эмоциональных проявлений[42].
Наиболее обширную теоретическую и прикладную базу разрешения проблем детского эмоционального развития, поведения, избавления от нев-ротических состояний предоставила А.Фрейд. С позиции психодинамическо-го подхода ею были проанализированы основные причины возникновения детских страхов и тревоги и даны рекомендации педагогам и воспитателям по их устранению[40],[41].
В дальнейшем с развитием психолого-педагогической науки появились целые арсеналы методов в рамках различных подходов по решению проблем детского развития имеющих личностный характер, и проявляющихся в акти-визации негативных эмоциональных состояний. Сюда можно отнести и бихе-виоральный подход, и гуманистический, и социально-когнитивный. Каждый из данных подходов предлагал свои пути решения данной проблемы.
Однако, как показали некоторые исследования, как в отечественной, так и в зарубежной литературе, использование тех или иных способов коррекции невозможно без учета возрастных особенностей индивида. Наиболее прием-лемыми и эффективными в этом отношении техниками и способами приме-няемые для коррекции негативных эмоциональных проявлений у детей до-школьного возраста выступают методы арт-терапии, сказкотерапии, игроте-рапии и т.п[2],[3],[9].
Данная приемлемость и эффективность обосновывается, во-первых, по-ложением Л.С. Выготского о ведущей деятельности ребенка (в дошкольном возрасте это игра)[5]; во-вторых, общим развитием самосознания ребенка (дети дошкольного возраста в меньшей степени могут дать обстоятельные и осознанные ответы относительно своих переживаний чем взрослые, однако через игру, рисование, они могут выразить весь комплекс своих психических состояний)[11].
Одним из эффективных способов коррекции негативных эмоциональных состояний является рисование. Именно через рисунок (динамику его измене-ния) дошкольника, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию. К сожалению работы посвященные использованию именно рисования в качестве коррекционного метода эмоциональных ком-плексов в психологической литературе встречаются редко, что лишний раз указывает на не разработанность данной тематики и необходимость даль-нейшего изучения.
Таким образом, в данной дипломной работе определяются следующие:

Цель исследования: изучение особенностей коррекции эмоциональных комплексов у детей в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

а) выяснить особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
б) выявить особенности и установить причины возникновения негативных

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Используются технологии uCoz