на главную

Курсовая работа по психологии

Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОПФР

 

Содержание:

1. Теоретический анализ подходов к использованию методово арт-терапии в коррекционно развивающей работе с детьми разлчиного возарста.

 2. Прикладные аспекты использования песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОПФР

2.1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

 


ВВЕДЕНИЕ

Арт-терапия – совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителями групп риска.
Арт-терапия стала все более активно применяться в качестве средства реабилитации и долгосрочной психолого-социальной поддержки представителей разных групп риска и инвалидов по психическим и соматическим заболеваниям.
Выполненные в России единичные научные работы по детско-подростковой арт-терапии посвящены, главным образом, исследованию возможностей применения различных форм творческого самовыражения учащихся с целью их образования, воспитания и развития.
При этом потенциальные возможности арт-терапии в качестве лечебно-диагностического, психокоррекционного и психопрофилактического средства пока раскрыты недостаточно [9].
Сравнительно недавно в отечественной дефектологии дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития рассматривались как «необучаемые» с позиции эффективности их включения в организованную учебную среду, что сформировало у общества негативные стереотипы относительно всех лиц с умственной недостаточностью.
Право на равенство возможностей, на полноценное участие  в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. По экспертным оценкам ООН к началу 21 века в мире насчитывалось  200 млн. детей с умственными и физическими недостатками. Тяжелое положение лиц с умственными и физическими нарушениями – одна из актуальных социальных проблем. Инвалиды, по сравнению с другими людьми, в большей степени нуждаются в социокультурных и образовательных услугах, так как многие из них не могут обеспечить себе качество жизни достойное человека [4].
Обучение и воспитание детей-инвалидов осуществляется в интернатных учреждениях, учителями-дефектологами на дому, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
В Речицком государственном районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации работают два специальных класса, в которых обучаются 11 детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Цели и задачи коррекционного воспитания многообразны:
- охрана жизни и здоровья, широкое использование здоровьесберегающих технологий на основе индивидуальных показаний физического развития личности;
- формирование и закрепление в индивидуальном сознании ребенка представлений относительно «Я», «Другой», «Я и другой», «Я и другие люди»;
- развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей;
- развитие познавательных (когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне;
- формирование прикладных, трудовых, творческих умений;
- формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром [4].
Кроме дефектологической помощи, с детьми проводится психологическая работа, которая включает в себя музыкальную, игровую и арт-терапию, активизацию сенсорных процессов в сенсорной комнате.
Уровень развития изобразительной деятельности умственно отсталых детей относительно мало зависит от возраста. Усвоенные графические шаблоны фиксируются, и в дальнейшем они в течение многих лет (иногда в течение всей жизни) воспроизводятся почти без вариаций. Имеющиеся различия между рисунками зависят, в первую очередь, от степени интеллектуального дефекта и от обучения, полученного ребенком. У большинства детей с тяжелыми множественными нарушениями развития рисунки беспредметные и представляют собой прямые или извилистые линии различной длины и нажима, количество цветов ограничено одним-двумя  [3].
В связи с этим в работе с детьми-инвалидами основными направлениями является арт - терапия в виде манипуляций с изобразительными материалами, игра с песком, водой и мелкими предметами. В данной работе я уделила большее внимание использованию песочной терапии.
Использование песка (воды, камней, мелких предметов) в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОПФР особенно ценно в плане развития чувствительности  пальцев рук, тактильной стимуляции, кинестетических ощущений, совершенствования моторных возможностей, формирования навыков конструктивной, трудовой деятельности, а также эмоциональной и коммуникативной сферы [12].

 

Если данная работа (вернее ее продолжение) вызвала интерес, обращайтесь. Успехов в учебе :):):)

Используются технологии uCoz