на главную

СОДЕРЖАНИЕ: Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические аспекты становления социально-педагогической работы в историческом контексте…………………………………………………6

1.1. Социально-педагогическая работа в странах древнего мира………..6

1.2. Этапы становления социально-педагогической мысли в Западной Европе………………………………………………………………….14

2. Анализ специфики становления и развития социально-педагогической работы в Беларуси………………………………………………………...20

2.1. Развитие социально-педагогической работы в Беларуси в период нахождения ее территории в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой…………………………………………………………………...20

2.2. Развитие социально-педагогической работы в Беларуси в период нахождения ее территории в составе Российской империи………………….27

2.3. Развитие социально-педагогической работы в Беларуси в период нахождения ее территории в составе СССР…………………………………..30

2.4. Развитие социально-педагогической работы в Республике Беларусь.34

Заключение…………………………………………………………………...38

Литература……………………………………………………………………39


Введение.

Термин "социальная педагогика" был предложен немецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в. [6]. Однако это совсем не означает, что сама социально-педагогическая работа также появилась в этот период. Социальные проблемы возникали с того момента, как появился сам человек. Зачаточные формы организации социальной помощи и взаимопомощи можно проследить уже в первобытнообщинный период развития человечества. Далее с усложнением общественных отношений в результате разделения труда, развития религиозных воззрений, научных знаний получают свое развитие и идеи социальной помощи, которые реализуются в конкретной социально-педагогической работе. Сюда можно отнести примеры благотворительности, содержания физически неполноценных людей, нищих в специальных учреждениях, создание сиротских домов и приютов, благотворительных гражданских организаций, при чем во многих случаях эти направления работы носили целенаправленный педагогический характер. В дальнейшем возникают и обособляются социальные формы работы, которые в ХХ веке получают профессиональный статус, регулируются государственным законодательством, становятся гарантом социальной стабильности и благополучия[4],[6],[19].
Таким образом, социально-педагогическая работа имеет глубокие исторические корни, связанные с развитием культурных традиций того или иного народа, его религиозных воззрений и т.п. Необходимо отметить, что социально-педагогическая работа имеет достаточно продолжительную историю и на территории нашей республики. Ее развитие укладывается в общие закономерности становления социальной педагогики во всем мире, однако, особенности географического положения нашего государства, определяющие влияние сопредельных стран, собственные культурные традиции наложили свой отпечаток на развитие не только форм самой социально-педагогической работы, но и во многом определили ее основные идеи. К примеру, на территории Беларуси в 16 веке комплекс социальных и социально-педагогических задач решали "братства", возникавшие при церквях, монастырях и объединявшие ремесленников, торговцев, духовенство, представителей белорусской шляхты. Ставя своей главной целью борьбу за сохранение национальной культуры, они открывали приюты и школы, занимались благотворительностью, поддерживали бедных и ущербных, используя на эти цели, собираемые и вступительные взносы, добровольные пожертвования[9].
Знание развития социально-педагогической работы в его культурно-историческом контексте является необходимым условием в подготовке грамотного специалиста - социального педагога. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, специалист работает не в каком-то абстрактном социально пространстве, с каким-то абстрактным социумом, а вполне определенном социокультурном окружении, имеющем свои традиции, взгляды на социальные проблемы и их решение, которые имеют определенную историю; во-вторых, изучение исторического опыта социально-педагогической работы именно в национально-культурном отношении позволяет вобрать и применять на практике уже сложившиеся эффективные модели социальной и социально-педагогической помощи; в-третьих, социально-педагогическая работа, построенная на идеи сохранения и развития национальной культуры, не только может решать социально - педагогически вопросы и задачи, но и проблемы связанные с развитием национального самосознания: например, если ты белорус, то значит, как минимум, толерантен и трудолюбив.

Таким образом, вышесказанное указывает на особую актуальность выбранной тематики. Ее актуальность еще обуславливается и тем, что в нашем обществе произошла некоторая переориентация на западные культурные ценности. Кроме того, длительная "русификация" как в царский период, так и в советский способствовала нивелированию влияний национально-культурных традиций, имевших длительную и самобытную историю, на воспитание, в том числе и социальное подрастающего поколения[17],[18]. Исходя из сказанного выше в данной курсовой работе определяются следующие:

1.Цель исследования: выяснить специфику становления социально-педагогической работы на территории Беларуси.
2.Задачи исследования: а) проанализировать литературные источники по выбранной тематике;
б) изучить основные этапы развития социально-педагогической работы в мире;
в) дать характеристику становления и развития социально-педагогической работы в Беларуси;
г) показать зависимость развития социально-педагогической работы в Беларуси от влияния культурно-исторического контекста.
3.Объект исследования: процесс становления социально-педагогической работы в Беларуси.
4.Предмет исследования: специфика исторического развития социально-педагогической работы в Беларуси.

5.Гипотеза исследования: более эффективное развитие социально-педагогической работы в Беларуси в историческом контексте определялось политической независимостью государства.

1.Теоретические аспекты становления социально-педагогической работы в историческом контексте.

1.1.Социально-педагогическая работа в странах древнего мира.

Исторический материал констатирует тот факт, что социально-педагогическая работа существовала уже в глубокой древности. В государствах, которые в силу различных причин получили наибольшее процветание и развитие, вопросы социальных отношений, сострадания, помощи нуждающимся, становились в центр обсуждения древних мыслителей. На уровне самого государства закладывались основы регулирования благотворительности и призрения[4]. Рассмотрим более подробно специфику организации и реализации социально-педагогической работы на примерах Древней Греции, Индии и Египта. Древнегреческая цивилизация была представлена городами-государствами (полисами), которые возникали в силу особых климатических условий, а также географической и политической замкнутости отдельных территорий. Данные полисы отличались закрытостью, характеризовались определенными формами государственного устройства, традициями, нравами. В VI-V вв. до н.э. на первый план среди сотен древнегреческих полисов выдвинулись два наиболее сильных города-государства: Афины и Спарта. Именно под знаком их противоборства и развивается дальнейшая история государственности и общественного призрения в Древней Греции[4,c.34]. Для истории социальной работы имеет значение оценка древнегреческой цивилизации, сделанная известным философом XX в. Б. Расселом: "Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции. Многое из того, что создает цивилизацию, уже существовало в течение тысячелетий в Египте и Месопотамии и распространилось оттуда в соседние страны. Но некоторых элементов недоставало, пока они не были восполнены греками (приводится по [7]. В Афинах сложились три основных слоя населения: граждане полиса (пользовавшиеся всей полнотой прав и обязанностей - около 55 % населения), метеки (лично свободные, но не полноправные, чаще всего чужеземцы, около 9%) и рабы (по представлениям того времени - не люди, а вещи, имеющие человеческое подобие, чаще всего военнопленные - около 36 % населения полиса). Высшим органом власти в Афинах стало народное собрание (агора), которое собиралось до десяти раз в год и в котором могли участвовать все свободные граждане-мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста. По законам Клисфена (ок. 502 г. до н.э.), Афины управлялись выборными должностными лицами. Доступ к гражданским должностям (магистратам) не зависел от имущественного ценза, а со времен Перикла (490-429 гг. до н.э.) магистраты стали получать жалованье, что позволило участвовать в управлении бедным согражданам. Народное собрание могло требовать отчета от должностных лиц, подозреваемых в измене, нечестии, сокрытии доходов, а при наличии бесспорных улик - карать виновных наложением штрафа, изгнанием или смертной казнью. Политическими правами пользовались только граждане полиса. Лакония, столицей которого была Спарта, занимала юго-восточную часть Пелопонесского полуострова. Спартанцы были правящей народностью, они завоевали эту страну во время дорийского нашествия севера в IX в. до н.э. и низвели местное селение до положения крепостных. В Спарте складывается образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного на селения илотов (в буквальном переводе - "пленные", бесправные крестьяне - полурабы, около 100 тыс. - 200 тыс. чел.) искусственно сдерживало развитие частной собственности, пытаясь сохранить равенство среди самих спариатов. Соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование различных политических устройств. Афины были защитницей демократии, а Спарта - олигархии.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!


Используются технологии uCoz