Курсовая работа по психологии.

 Тема: "Проблемы семейного воспитания, в педагогическом наследии Лесгафта"

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.

 

1.Общая характеристика педагогического наследия  П.Ф.Лесгафта. 6

1.1.Антропологический характер педагогики П.Ф.Лесгафта. 6

1.2.Основные педагогические идеи и принципы П.Ф.Лесгафта. 14

 

2.Прикладные аспекты решения проблем семейного воспитания на основании использования идей и положений педагогики П.Ф. Лесгафта.

2.1.Роль воспитания в развитии человека по П.Ф. Лесгафту. 20

2.2.Сущность семейного воспитания по П.Ф. Лесгафту. 24

2.3.Методические рекомендации родителям и педагогам по использованию принципов семейного воспитания выдвинутых П.Ф.Лесгафтом. 29

Заключение. 31

Литература. 33

Введение.

Преобразования, осуществляемые в современном обществе, актуализируют роль воспитательного потенциала семьи в формировании личности ребенка. Это связано в первую очередь с тем, что появляется все большее количество детей неблагополучных с точки зрения физического и психического развития, духовно-нравственного воспитания.

Хотя в последние годы предпринимаются значительные меры по оказанию помощи семье, это в большей степени связано с решением демографической проблемы, сложившейся в Республике Беларусь. На этом фоне не всегда достаточное внимание уделяется вопросам первоначального воспитания детей, что ведет к ослаблению воспитательной роли семьи, к серьезным ошибкам в деле воспитания. Как показывает жизнь, процесс воспитания часто ставит перед родителями множество сложных проблем, из которых они не находят самостоятельного выхода. К негативным факторам семейного воспитания относятся: дефицит со стороны родителей внимания и душевного тепла по отношению к ребенку; завышенная требовательность или полное безразличие; неумение разобраться в мотивах поведения ребенка; игнорирование его духовных потребностей; непонимание закономерностей психического развития; незнание методов и средств воспитания детей в семье. Если к этому добавить еще и низкую культуру внутрисемейных отношений, то становится ясным, что формирование личности ребенка в подобных условиях не может протекать успешно.

     Несмотря на неблагоприятные для семьи процессы, она по-прежнему остается основным институтом первичной социализации личности. Семья для ребенка – и социальная среда, и воплощение культурных традиций, и источник общественного опыта.

В этой связи становится крайне важным обращение современных исследователей, педагогов и психологов, родителей и других заинтересованных лиц к тому общественно-культурному, научному опыту, который человечество наработало в контексте решения проблем семейного воспитания. Необходимо сказать, что эта проблема была в центре внимания уже с античных времен. Можно привести множество имен известных мыслителей, посвятивших себя данной проблеме. Одним из них являлся выдающийся русский педагог Петр Францевич Лесгафт.

Вклад Петра Лесгафта в развитие педагогической науки трудно переоценить. Особенное внимание он уделял развитию физической культуры. Именно это направление его работы получило наибольшее внимание со стороны исследователей[4],[16],[19]. Хотя, именно особенности семейных взаимоотношений П.Ф. Лесгафт считал краеугольным камнем в строительстве целостной личности ребенка. Большую роль автор отводил семейному воспитанию, гуманной семейной педагогике, включающей в себя целостное представление о природе ребенка, сочетающей теорию с практикой. При этом цель своей педагогической деятельности он видел в воспитании в обществе гуманного отношения к детям, укоренении уважения к личности растущего человека[7].

Так в своем фундаментальном труде «Семейное воспитание ребенка и его значение» П.Ф. Лесгафт определил цели, задачи, содержание и методы семейного воспитания. В.Я. Стоюнин, называя его работу «Школьные типы» «лучом света в педагогических потемках», призывал: «Читайте, читайте, если хотите добра вашим детям», поскольку «как в зеркале отражаются в этюде г. Лесгафта все последствия нашего семейного воспитания, следствия неизбежные, потому, что было бы чудо, если бы вместо них явилось что-нибудь другое» [15, с. 154].

К сожалению, эти работы мастера незаслуженно остаются на периферии интересов исследователей, что лишний раз дает повод вернуться к их изучению, как одному из важнейших оснований решения проблем семейного воспитания современности.

Цель исследования: выяснить значение семейного воспитания ребенка в педагогическом наследии П.Ф. Лесгафта.

Задачи исследования:

а) раскрыть сущностные характеристики педагогики П.Ф. Лесгафта;

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 

 



Используются технологии uCoz