на главную

Роль герменевтических технологий в преподавании психологии

Автор: Т. А. Милованова

Для современной педагогики характерен интерес к проблемам развития мыслящего и созидающего человека, способного меняться в условиях развивающегося мира. Использование высоких технологий, бесконечная трансформация действительности требует обретения не только знаний, но и развития способности к приобретению знаний. В многочисленных информационных потоках сложно повышать качество образования лишь за счёт наращивания объёма конкретной информации об объекте.
Передача знаний в данном контексте вообще невозможна, возможно только их приобретение в процессе понимания. Поэтому естественным и закономерным явлением становится обращение педагогики и психологии к герменевтике – общенаучной теории и «…практике интерпретации и понимания письменно зафиксированных проявлений жизни человека, – основанной на постижении реальности через рефлексивное осмысление богатейшего эмоционально-духовного опыта человечества, представленного в науке, искусстве, языке, культуре в целом» [3, с. 12].
В центре герменевтического учения находится проблема понимания, которая имеет для педагогики уникальное значение, т. к. затрагивает интересы всех участников педагогического процесса и проявляет себя на разных уровнях.
Герменевтика как учение о понимании и интерпретации гуманитарных явлений прошла сложный путь в своём развитии, многими идеями перекликаясь с основными положениями гуманистической педагогики и психологии. Это прослеживается в идеях В. Шлейермахера, заложившего научные основы герменевтики, раскрывшего специальные понятия (герменевтический круг, дивинационный метод) [4], обосновавшего идею о постоянном переходе друг в друга мысли и языка, являющемся важнейшим фактором истолкования; В. Дильтея, показавшего значение для педагогики таких методов понимания и самопонимания, как интроспекция, изучение автобиографии и биографии [2]; М. Хайдеггера, доказавшего, что освоение человеком действительности происходит в форме диалога, который осуществляется посредством языка, названого М. Хайдеггером «домом бытия» [6]. Х.-Г. Гадамер суммировал достижения предшественников и развил ряд научных положений, в частности, о роли в понимании традиций, предпонимания как предпосылки любого познания, рефлексии и самопознания [1].
В настоящее время герменевтика предстаёт в гуманитарном знании в целом как одна из форм осмысления опыта, как наука о порождении и понимании гуманитарных смыслов и ценностей.
Психология как учебная дисциплина относится к сфере гуманитарных наук и имеет дело со специфическим типом знания, требующим не только регистрации, структуризации и систематизации в соответствии с традициями логико-научной рациональности, но и глубоко личной интерпретации.
В подавляющем большинстве случаев будущие педагоги при освоении психологии склоняются к рациональному логико-гносеологическому освоению учебного материала, делают установку на запоминание с максимальным приближением к учебному тексту не достигают полноценного овладения психологическими знаниями, ограничиваясь его репродуктивным усвоением.
Привлечение в преподавании психологии герменевтических технологий поможет преодолеть студентам в понимании дисциплины противоречий между обобщённым характером социального опыта, зафиксированного в понятиях как объективное значение знания, и конкретным характером присвоения этого знания, смыслами, представляющими собой субъективную ценность объективных значений. Психологический смысл герменевтической интерпретации знания раскрывается через трактовку понимания как процесса, как психическую мыслительную деятельность, представляющую собой, по С. Л. Рубинштейну [5], с одной стороны, дифференцировку, анализ вещей, явлений в соответствующих контексту качествах, и, с другой стороны, синтез образующих этот контекст. Характерной особенностью герменевтической интерпретации гуманитарного знания является соединение в ней перспективы с ретроспективой, познания и рефлексии.
Итак, использование герменевтических технологий в интерпретации психологического знания поможет «распредметить знание», не допускать его обезличивания, «стерильности», выявить и ввести в содержание знания элементы, имеющие для конкретного студента личностные смыслы.
Содержательной основой психологического знания является текст. Переход к новому миропониманию сопровождается интенсивным обновлением понятийно-терминологического аппарата психологической науки и практики, рождающегося на стыке собственно психологического, философского, педагогического знания, художественно-эстетических подходов.
Привлечение специальных герменевтических приёмов интерпретации текстов будет стимулировать смыслообразования в процессе освоения студентом научно-психологических текстов.
Для расширения поля значений следует в процесс преподавания психологии привлекать тексты-нарративы, дающие возможность студенту вступать в диалог с собой, сочетать понимание с самопониманием, познание с переживанием знаний. В этой связи в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов и с целью их самообразования целесообразно организовывать конструирование повествовательных текстов, в которых были бы представлены личные смыслы постигаемого, например, комментарии, портретные зарисовки детей, письменные разговоры с воспитанниками и др.
Таким образом, привлечение герменевтических технологий в преподавание психологии будет способствовать достижению полного и глубокого понимания психологического знания. Так как герменевтические технологии создают условия осознанного соотнесения субъектом понимания логико-гносеологических и ценностно-смысловых характеристик постигаемого знания на основе взаимодополнения проективной и рефлексивной сторон интерпретирующей деятельности. Исходя из этого необходимо:
• осуществлять целеполагание, направленное на выявление объективного значения знания, в единстве со смыслополаганием и поиском субъективных личностных смыслов;
• предмет понимания трактовать, с одной стороны, как содержательную проблему со свойственными ей логическими противоречиями внутренней структуры, а с другой, – как субъективный образ проблемной ситуации, наполненной индивидуально-личностным содержанием, подкреплённым рефлексией над собственным жизненным опытом, художественно-эстетическими впечатлениями и др.;
• наряду с традиционными методами работы с психологическими текстами (конспектирование, реферирование, составление планов) привлекать специальные герменевтические приёмы:
– комментирование психологического текста;
– диалог-полемика с автором текста (поддержание и опровержение его идей);
– перевод научного текста на язык живого педагогического процесса;
– составление частотного словаря текста;
– составление понятийной схемы текста;
– жанровая переработка текста;
– интерпретация психологического текста с позиций различных субъектов педагогического процесса;
– поиск универсальных общекультурных смыслов текста;
– сопоставление терминологического и метафорического состава психологических текстов разных жанров и стилей.
Использование герменевтических технологий в преподавании психологии повысит эффективность обучения, будет способствовать формированию как можно большего числа различных контекстов, интерпретаций явлений и фактов, позволит совместить в единый образовательный процесс преподавателей и студентов.

Литература:


1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. – М., Прогресс, 1988.
2. Дильтей В. Воззрение на мир и исследования человека со времён Возрождения и Реформации. Пер. М. И. Левиной. – М., 2000..
3. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М., 1991.
4. Микешина Л. А. Специфика философской интерпретации// Вопросы философии, 1999, № 11.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т.2. – М.: Педагогика, 1989.
6. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. В. В. Бибихина. – М., 1997.



Используются технологии uCoz