на главную

 

1.Понятие мировоззрения, его общественно исторический характер.


Понятие "мировоззрение" неотделимо от понятия "человек", это воззре-ние именно человека на мир. Человек является исход¬ным основанием пред-ставлений о мире, и такое представление необходимо человеку для организа-ции его деятельности, поведе¬ния, общения, для самоутверждения в мире, оп-ределения линии жизни и стратегии поведения. Человеку необходимы самые общие представления о мире, его возникновении, закономерностях раз¬вития, соотнесенности своего личностного бытия с мировым це¬лым, с системой ценностей, чтобы определить свое место в мире, смысл своего бытия в нем, опереться на соответствующие убеждения. Все эти вопросы составляют стержень любого мировоззре¬ния. Вопрос об отношении человека к миру, о месте человека в мире - в основе мировоззрения.
Отношение же человека к миру бесконечно разнообразно. Это и обу-словливает различные аспекты осознания человеком себя в мире, различные грани единого мировоззрения. Именно отношение человека к миру составля-ет специфику мировоззрения в отличие от других систем знания, т. е. оно включает в себя не просто знание о мире самом по себе и не просто о челове-ке безотносительно к миру. Основной мировоззренческий вопрос — это и есть вопрос о том, каково отношение человека к объективной реальности и в каком отношении она находится к человеку. Любой другой вопрос является мировоззренческим постольку, поскольку он связан с отношением такого ро-да, является конкретизацией основного вопроса философии. В то же время без знания двух соотносимых миров любой разговор об их отношении стано-вится бессодержательным.
Таким образом, мировоззрение — это обобщенная система взглядов че-ловека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмо-циональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравствен-ных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей.
Из сказанного ясно, что мировоззренческий аспект может иметь любое знание, в том числе и конкретно-научное.
Здесь необходимо отметить, то в каждую конкретную историческую эпоху знание людей имело свою специфику, и как следствие было различным и мировоззрение. Очевидно, что это связано с уровнем развития обществ, те-ми условиями его жизни, которые, существовали в тот или иной историче-ский период. Этим положением определяется общественно исторический ха-рактер мировоззрения человека. Проиллюстрируем это на примерах.
Так если сравнить средневековье и эпоху Возрождения в контексте ми-ровоззренческих установок, то можно заметить, что средневековье ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога. Мировоззрение этого периода было, как говорят, Теоцентричным; а Возрождение вместо Бо-га в центр поставило Человека, и было, как говорят, Антропоцентричным. Духовная культура масс в период Средневековья формировалась устною проповедью церковников. Господствовала сплошная неграмотность. Преоб-ладающее большинство священников воспринимали от своих умудренных иерархов и богословов содержание религиозного учения на слух, поскольку и сами были неграмотными. В 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутен-берг (1399-1468) создал печатный станок, на которой отпечатал текст Биб-лии. Церковь - и православная, и католическая - проклинала книгопечатание, сжигала отпечатанные Библии вместе с ее владельцами. Средние века не случайно были прозваны веками темноты и мракобесия. Средневековому бескультурью и неграмотности Возрождение противопоставило просвеще-ние. А поэтому Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произ-ведения. Кроме того, именно в эпоху Возрождения происходит ряд научных открытий в области медицины, биологии, астрономии, которое начинают ме-нять представление об окружающем мире, дают мощный толчок к развитию познавательной активности людей именно в сфере различных наук.
Таким образом, появление новых знаний, а также возможность распро-странения их при помощи книгопечатания, смогло дать возможность расши-рения мировоззренческих установок в период Возрождения в сравнении со средневековьем.
Необходимо отметить, что знания играю важнейшую роль в формирова-нии мировоззрения. Мировоззренческое значение могут приобрести и приоб-ретают не только эпохальные открытия, но и любые факты науки, знания, включая обыденное знание и даже знание-заблуждение. Нельзя провести черту между знаниями мировоззренчески бессодержательными и знаниями мировоззренчески ценными. Но любые знания, в том числе и факты науки, не становятся автоматически фактом мировоззрения личности, группы людей или класса. Для приобретения этого последнего качества нужна особая рабо-та, выполняемая — сознательно или неосознанно — носителем мировоззре-ния. Суть ее состоит в том, чтобы спроектировать полученный наукой ре-зультат на свой внутренний мир, придать ему не только объективное, но и обязательно субъективное значение.
Различные виды знания отличаются по своей потенциальной способно-сти приобретать мировоззренческий статус. Данные науки в современном мире благодаря своей объективности и прямому влиянию на образ жизни людей начинают приобретать все большую мировоззренческую силу, не-смотря на происходящий время от времени всплеск интереса к иррационали-стическим концепциям. И конечно мировоззрение современного человека все больше и больше зависти именно от научных достижений.
Кроме того, важнейшей составляющей мировоззрения помимо опреде-ленных знаний является ценностная ориентация носителя мировоззрения. В этом отношении, например, ценности, исповедуемые в период капиталисти-ческого развития Российской империи, очень отличались от ценностей, ска-жем Советской России, где формировалось особое мировоззрение–мировоззрение советского человека, связанное, прежде всего с коммунисти-ческой идеологией. Эти ценностные установки, выраженные в господствую-щей идеологии государства отражались в общественном сознании людей, оп-ределяя их отношение, прежде всего к социальным аспектам бытия.
Все это является примерами того, что на каждом конкретном историче-ском этапе мировоззрение обуславливалось во–первых, уровнем развития самого общества, как в гносеологическом отношении, так и в аксиологиче-ском.
Хотелось бы добавить, что мировоззренческие установки определятся не только историческим контекстом, но классовой принадлежностью субъекта мировоззрения.


2.Структура, уровни и аспекты мировоззрения.

Важнейшими компонентами структуры мировоззрения являются знания, ценности и убеждения. Сами по себе знания вне системы ценностей и убеж-дений не обеспечивают целостного мировоззрения. А. Ф. Лосев писал, что если человек имеет только знания и ничего другого - это страшный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет. Лев Толстой также подметил, что знание без нравст-венной основы - ничего не значит.
В иерархии высших ценностей, к которым, несомненно, относится зна-ние, равнозначно с ним выступает и система жизненных ценностей, устано-вок и устремлений человека, его убеждения. Поиск научной истины, путь к знанию особенно в современных условиях, когда человечество изучает уни-кальные, «человекоразмерные» объекты, «освещается» ценно¬стной состав-ляющей: не увеличит ли новое знание риск существо¬вания и выживания че-ловека и человечества, будет ли оно слу¬жить благу человечества, его интере-сам, какую роль оно займет в мировоззренческой структуре человека.
Таким образом, мировоззрение - это система наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте человека в нем, его ценностей и убе-ждений. Все эти компоненты представлены в еди¬ной неделимой цельности, и только при аналитическом подходе мы можем рассмотреть их дифференци-рованно.
С этой целью выделяются следующие стороны мировоззрения:
• познавательная;
• аксиологическая;
• праксеологическая.
Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой слож¬ную под-систему, где соответственно можно выделить отдельные компоненты (аспекты). Так, компонентами познавательной сторо¬ны мировоззрения являются натуралистический и гуманитарный.
Аксиологическая сторона мировоззрения включает в качестве состав-ляющих компонентов предметные и субъектные ценности, в качестве обяза-тельных аспектов праксеологической стороны мировоззрения выступают ре-гулятивные принципы и убеждения.
Дадим характеристику отдельных компонентов мировоззрения. Начнем с компонентов познавательной стороны мировоззрения.
Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения - это знания и представления о природе, в целом об универсуме, космосе, о природ-ной сущности человека. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что такое жизнь, в каком отношении она относится к неживому, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной. Специфика соответст-вующих знаний в том, что они берутся под углом зрения человека к природе как сфере своего бытия, к объектам практической деятельности.
Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения -это осоз-нание своей социальной природы, своего места в "мире людей". Сюда отно-сятся социологические, общественно-политичес¬кие, этические и эстетиче-ские взгляды и представления людей. Что представляет собой общество? Как оно устроено, функционирует, какова направленность исторического процес-са, смысл истории, де¬терминирован ли исторический процесс или подвержен случаю, предсказуемо ли социальное развитие, свободен ли человек в выборе поступков и направлении деятельности - такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.
Познавательную сторону мировоззрения составляют не толь¬ко взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и во-просы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как относится мысль к предмету, возможно ли адекватное отражение предмета, являются ли формы, законы мыслительной деятельно-сти априорными (доопытными) способностями человека или они форму¬лируются в процессе его практической деятельности; что такое истина, за-блуждение, ложь, и т. п.
В системе мировоззрения важное место занимает аксиологичес¬кая (ценностная) сторона мировоззрения. Аксиология - философ¬ское учение о приро-де ценностей, их месте в реальности и о струк¬туре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Общий вопрос теории ценностей «Что есть благо?» по¬ставлен ещё Сократом в период кризиса афинской демократии. Проблема ценностей неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации мировоззренческих усто¬ев общества. Понятие "ценность" используется для указания на человеческое,


Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Используются технологии uCoz