1.Понятие мировоззрения, его общественно исторический характер.
Понятие "мировоззрение" неотделимо от понятия "человек",
это воззре-ние именно человека на мир. Человек является исход¬ным основанием
пред-ставлений о мире, и такое представление необходимо человеку для организа-ции
его деятельности, поведе¬ния, общения, для самоутверждения в мире, оп-ределения
линии жизни и стратегии поведения. Человеку необходимы самые общие представления
о мире, его возникновении, закономерностях раз¬вития, соотнесенности своего
личностного бытия с мировым це¬лым, с системой ценностей, чтобы определить свое
место в мире, смысл своего бытия в нем, опереться на соответствующие убеждения.
Все эти вопросы составляют стержень любого мировоззре¬ния. Вопрос об отношении
человека к миру, о месте человека в мире - в основе мировоззрения.
Отношение же человека к миру бесконечно разнообразно. Это и обу-словливает различные
аспекты осознания человеком себя в мире, различные грани единого мировоззрения.
Именно отношение человека к миру составля-ет специфику мировоззрения в отличие
от других систем знания, т. е. оно включает в себя не просто знание о мире самом
по себе и не просто о челове-ке безотносительно к миру. Основной мировоззренческий
вопрос — это и есть вопрос о том, каково отношение человека к объективной реальности
и в каком отношении она находится к человеку. Любой другой вопрос является мировоззренческим
постольку, поскольку он связан с отношением такого ро-да, является конкретизацией
основного вопроса философии. В то же время без знания двух соотносимых миров
любой разговор об их отношении стано-вится бессодержательным.
Таким образом, мировоззрение — это обобщенная система взглядов че-ловека на
мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмо-циональная оценка
человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных,
философских, политических, правовых, нравствен-ных, религиозных, эстетических
убеждений и идеалов людей.
Из сказанного ясно, что мировоззренческий аспект может иметь любое знание, в
том числе и конкретно-научное.
Здесь необходимо отметить, то в каждую конкретную историческую эпоху знание
людей имело свою специфику, и как следствие было различным и мировоззрение.
Очевидно, что это связано с уровнем развития обществ, те-ми условиями его жизни,
которые, существовали в тот или иной историче-ский период. Этим положением определяется
общественно исторический ха-рактер мировоззрения человека. Проиллюстрируем это
на примерах.
Так если сравнить средневековье и эпоху Возрождения в контексте ми-ровоззренческих
установок, то можно заметить, что средневековье ставило в центр своего мировоззрения
и всей духовной жизни Бога. Мировоззрение этого периода было, как говорят, Теоцентричным;
а Возрождение вместо Бо-га в центр поставило Человека, и было, как говорят,
Антропоцентричным. Духовная культура масс в период Средневековья формировалась
устною проповедью церковников. Господствовала сплошная неграмотность. Преоб-ладающее
большинство священников воспринимали от своих умудренных иерархов и богословов
содержание религиозного учения на слух, поскольку и сами были неграмотными.
В 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутен-берг (1399-1468) создал печатный
станок, на которой отпечатал текст Биб-лии. Церковь - и православная, и католическая
- проклинала книгопечатание, сжигала отпечатанные Библии вместе с ее владельцами.
Средние века не случайно были прозваны веками темноты и мракобесия. Средневековому
бескультурью и неграмотности Возрождение противопоставило просвеще-ние. А поэтому
Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии,
издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют
на национальных языках свои произ-ведения. Кроме того, именно в эпоху Возрождения
происходит ряд научных открытий в области медицины, биологии, астрономии, которое
начинают ме-нять представление об окружающем мире, дают мощный толчок к развитию
познавательной активности людей именно в сфере различных наук.
Таким образом, появление новых знаний, а также возможность распро-странения
их при помощи книгопечатания, смогло дать возможность расши-рения мировоззренческих
установок в период Возрождения в сравнении со средневековьем.
Необходимо отметить, что знания играю важнейшую роль в формирова-нии мировоззрения.
Мировоззренческое значение могут приобрести и приоб-ретают не только эпохальные
открытия, но и любые факты науки, знания, включая обыденное знание и даже знание-заблуждение.
Нельзя провести черту между знаниями мировоззренчески бессодержательными и знаниями
мировоззренчески ценными. Но любые знания, в том числе и факты науки, не становятся
автоматически фактом мировоззрения личности, группы людей или класса. Для приобретения
этого последнего качества нужна особая рабо-та, выполняемая — сознательно или
неосознанно — носителем мировоззре-ния. Суть ее состоит в том, чтобы спроектировать
полученный наукой ре-зультат на свой внутренний мир, придать ему не только объективное,
но и обязательно субъективное значение.
Различные виды знания отличаются по своей потенциальной способно-сти приобретать
мировоззренческий статус. Данные науки в современном мире благодаря своей объективности
и прямому влиянию на образ жизни людей начинают приобретать все большую мировоззренческую
силу, не-смотря на происходящий время от времени всплеск интереса к иррационали-стическим
концепциям. И конечно мировоззрение современного человека все больше и больше
зависти именно от научных достижений.
Кроме того, важнейшей составляющей мировоззрения помимо опреде-ленных знаний
является ценностная ориентация носителя мировоззрения. В этом отношении, например,
ценности, исповедуемые в период капиталисти-ческого развития Российской империи,
очень отличались от ценностей, ска-жем Советской России, где формировалось особое
мировоззрение–мировоззрение советского человека, связанное, прежде всего с коммунисти-ческой
идеологией. Эти ценностные установки, выраженные в господствую-щей идеологии
государства отражались в общественном сознании людей, оп-ределяя их отношение,
прежде всего к социальным аспектам бытия.
Все это является примерами того, что на каждом конкретном историче-ском этапе
мировоззрение обуславливалось во–первых, уровнем развития самого общества, как
в гносеологическом отношении, так и в аксиологиче-ском.
Хотелось бы добавить, что мировоззренческие установки определятся не только
историческим контекстом, но классовой принадлежностью субъекта мировоззрения.
2.Структура, уровни и аспекты мировоззрения.
Важнейшими компонентами структуры мировоззрения являются знания, ценности
и убеждения. Сами по себе знания вне системы ценностей и убеж-дений не обеспечивают
целостного мировоззрения. А. Ф. Лосев писал, что если человек имеет только знания
и ничего другого - это страшный человек. И чем больше он будет иметь знаний,
тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет. Лев Толстой также
подметил, что знание без нравст-венной основы - ничего не значит.
В иерархии высших ценностей, к которым, несомненно, относится зна-ние, равнозначно
с ним выступает и система жизненных ценностей, устано-вок и устремлений человека,
его убеждения. Поиск научной истины, путь к знанию особенно в современных условиях,
когда человечество изучает уни-кальные, «человекоразмерные» объекты, «освещается»
ценно¬стной состав-ляющей: не увеличит ли новое знание риск существо¬вания и
выживания че-ловека и человечества, будет ли оно слу¬жить благу человечества,
его интере-сам, какую роль оно займет в мировоззренческой структуре человека.
Таким образом, мировоззрение - это система наиболее общих представлений и знаний
о мире в целом и месте человека в нем, его ценностей и убе-ждений. Все эти компоненты
представлены в еди¬ной неделимой цельности, и только при аналитическом подходе
мы можем рассмотреть их дифференци-рованно.
С этой целью выделяются следующие стороны мировоззрения:
• познавательная;
• аксиологическая;
• праксеологическая.
Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой слож¬ную под-систему,
где соответственно можно выделить отдельные компоненты (аспекты). Так, компонентами
познавательной сторо¬ны мировоззрения являются натуралистический и гуманитарный.
Аксиологическая сторона мировоззрения включает в качестве состав-ляющих компонентов
предметные и субъектные ценности, в качестве обяза-тельных аспектов праксеологической
стороны мировоззрения выступают ре-гулятивные принципы и убеждения.
Дадим характеристику отдельных компонентов мировоззрения. Начнем с компонентов
познавательной стороны мировоззрения.
Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения - это знания и
представления о природе, в целом об универсуме, космосе, о природ-ной сущности
человека. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что такое жизнь,
в каком отношении она относится к неживому, как она возникла, в каких формах
существует во Вселенной. Специфика соответст-вующих знаний в том, что они берутся
под углом зрения человека к природе как сфере своего бытия, к объектам практической
деятельности.
Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения -это осоз-нание своей
социальной природы, своего места в "мире людей". Сюда отно-сятся социологические,
общественно-политичес¬кие, этические и эстетиче-ские взгляды и представления
людей. Что представляет собой общество? Как оно устроено, функционирует, какова
направленность исторического процес-са, смысл истории, де¬терминирован ли исторический
процесс или подвержен случаю, предсказуемо ли социальное развитие, свободен
ли человек в выборе поступков и направлении деятельности - такого рода вопросы
и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.
Познавательную сторону мировоззрения составляют не толь¬ко взгляды и представления
о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и во-просы, связанные
с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как относится
мысль к предмету, возможно ли адекватное отражение предмета, являются ли формы,
законы мыслительной деятельно-сти априорными (доопытными) способностями человека
или они форму¬лируются в процессе его практической деятельности; что такое истина,
за-блуждение, ложь, и т. п.
В системе мировоззрения важное место занимает аксиологичес¬кая (ценностная)
сторона мировоззрения. Аксиология - философ¬ское учение о приро-де ценностей,
их месте в реальности и о струк¬туре ценностного мира, то есть о связи различных
ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Общий вопрос теории ценностей «Что есть благо?» по¬ставлен ещё Сократом в период
кризиса афинской демократии. Проблема ценностей неизбежно возникала в эпохи
обесценивания культурной традиции и дискредитации мировоззренческих усто¬ев
общества. Понятие "ценность" используется для указания на человеческое,
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение,
то телефон и e-mail на
главной странице :):) Успехов в учебе!