на главную

Уважаемые посетители!
Если данная работа помогла Вам,
и Вы хотите искренне отблагодарить за это,
перечислите любую доступную для Вас сумму

 на счет 410011657745441 в системе Яндекс Деньги


Контрольная работа по педагогике.

Тема: "Функции педагога-предметника".

Устойчивое развитие системы образования является необходимым условием развития государства. Безопасность и независимость страны напрямую зависит от ее образовательного потенциала. Состояние средней школы и высшей представляет собой индикатор государственной стабильности. Школа выступает тем полигоном, на котором каждый ученик воспитывается как гражданин, патриот, труженик[5,с.24]. Вследствие этого эффективное выполнение педагогом своих функций ассоциируется с общим благосостоянием государства. Необходимо отметить, что успешность профессионального функцио-нирования педагогов-предметников зависит не только от суммы знаний в той области, в которой они специализировались во время обучения в вузах, но и от умения общаться с людьми, видеть и уважать в собеседнике личность. Если обратиться к философскому словарю, то можно увидеть, что под функцией (лат.functio - исполнение, совершение) понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений[8,c.448]. В данном контексте актуальными становятся личностные характеристики педагога-предметника, отображающие его социальную позицию, определенные природные способности и свойства. Именно преломляясь через характер учителя, его индивидуально-психологические особенности, исполнение профессиональных функций приобретает либо полноту и содержательность, либо формализм и посредственность. Перейдем теперь к характеристике тех функций, которые обязательны в деятельности педагога- предметника. В педагогической литературе[1],[4] выделяются следующие функции учителя: 1.диагностическая; 2.ориентационно-прогностическая; 3.конструктивно-пректировочная; 4. ор-ганизаторская; 5.информационно-объяснительная; 5.коммуникативно-стимулирующая; 6.аналитико-оценочная; 7. исследовательская. Естественным образом все эти функции находят свое отражение в деятельности педагога-предметника и, в зависимости от того, какую специализации имеет учитель, исполнение вышеперечисленных функций приобретает свою специфику. Поскольку в будущем я стану преподавателем немецкого языка, хотелось бы отобразить специфику изучения иностранного языка в школе, а также охарактеризовать исполнение вышеперечисленных функций со своей позиции педагога-предметника. Диагностическая функция. В интерпретации авторов книги "Основы педагогических знаний в схе-мах и таблицах", диагностическая функция учителя направлена на изучение физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейного воспитания, способностей и интересов, характера деятельности ученика вне шко-лы[1,с.73]. Не секрет, что учителя-предметники нередко слабо знают личностные свойства ученика - его статус, роли, которые они выполняют в семье и школе, ценностные ориентации, а также мотивы поведения, черты характера, оставляя это на откуп классным руководителям. Что в свою очередь негативно отображается на учебно-воспитательном процессе в целом[3,с.23]. Отсюда вытекает вывод о тесном сотрудничестве учителей-предметников и классных руководителей, при чем активным инициатором этого взаимодействия должен быть и учитель-предметник. Для того чтобы осуществлять диагностическую функцию учителю не-обходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся[4,с.91]. Кроме того, рассматривая выполнение данной функции с позиции преподавателя немецкого языка, то нужно сказать, что в этом плане необходимым является определение речевых навыков учащихся, основных мотивов изучения языка, и в целом диагностика лингвистических способно-стей[7,с.3]. Известно, что успешность в каком-либо деле напрямую зависит от способностей человека[6]. Правильный учет выявленных специальных способностей и подкрепление деятельности ученика по изучению немецкого языка естественным образом позволит ему самоутвердиться в данной сфере, и возможно усилит его мотивацию к изучению других иностранных языков. Ориентационно-прогностическая функция. Основное направление этой функции - позиционирование относитель-но целей и задач на конкретных этапах учебно-воспитательной деятельности, прогнозирование ее результатов. Учитель немецкого языка, на основании выявленных особенностей учащихся в отношении к обучению иностранному языку, атмосферы классного коллектива, а также конкретной предметной программы определяет основные направления своей деятельности как специалиста, с учетом воспитательного аспекта. Например, в классе недостает сплочения учащихся, нет необходимых коллективистских отношений или же снижается интерес к обучению. На основе этого диагноза педагог ориентирует воспитательную работу на развитие у учащихся коллективизма или повышения интереса к предмету, конкретизирует ее цели и задачи и стремится добиться укреплению товарищества в классе, взаимопомощи, более высокой активности в совместной деятельности как важнейших черт коллективистских отношений. Если речь идет о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на приданию обучению увлекательности и эмоциональности. Подобная ориентационно - педагогическая деятельность в работе учителя осуществляется постоянно. без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения[4, с.92]. Конструктивно-проектировочная функция. Данная функция обеспечивает: -отбор и организацию содержания учебной деятельности, которая должна быть усвоена учащимися; -проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; -проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися[4, с.92]. Выполняя эту функцию, учитель конструирует (планирует) содержание учебно-воспитательной работы с учащимися также и на основе использования инновационных технологий[1]. Данная функция тесно связана с предыдущей. Ввиду того, что в последнее время число инноваций стало достаточно высоким, возникает проблема правильного выбора тех или иных инновационных технологий, методических приемов[2]. Поэтому учителю предметнику необходимо учитывать особенности нововведений как при решении общепедагогических задач, так и специфических задач преподавания определенных дисциплин. В преподавании немецкого языка педагог может использовать различ-ные инновационные технологии. Например, урок немецкого языка, протекающий в форме сюжетно-ролевой игры будет гораздо интереснее для учащихся нежели традиционные форма проведения, особенно если сама игра будет учитывать возрастные склонности учащихся их потребности на том или ином этапе возрастного развития. Кроме того, такое непосредственное общение будет способствовать, общей расслабленности и не напряженности учеников, что в свою очередь отобразится и на отношении к самому предмету и на качестве усвоения материала. Организаторская функция. Учитель немецкого языка, выполняя данную функцию, вовлекает уча-щихся в спроектированную учебно-воспитательную работу с учетом их способностей и интересов к языку, стимулирует их активность и познавательную деятельность, направленную на усвоение предметного материала. В этом отношении организаторская функция очень тесно переплетается с конструктивно-проектировочной, так как эффективная организация учебно-воспитательного процесса на современном этапе развития образовния требует применение инновационных форм обучения[2]. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновить учащихся на работу, вносить в нее элементы романтики и осу-ществлять тактичный контроль за ее выполнением[4, с.93]. Информационно-объяснительная функция. Ее большое значение обуславливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Под этой функцией авторы [1] подразумевают сообщение учащимся содержательной, логически стройной, насыщенной яркими примерами информации. Владение учителем новейшими научными идеями и доходчивое преподнесение их учащимся. В контексте работы учителя немецкого языка это может выражаться в рассказах о выдающихся деятелях науки, культуры, политики и т.д., которые имеют связь с немецким языком. Так, например, В.В.Путин свободно изъясняется на немецком языке, что дает ему возможность непосредственно без переводчика устанавливать контакт с лидерами немецкоговорящих стран. Естественно это играет свою роль в динамике политических и экономических отношений между Россией и, например, Германией. В любом случае здесь важным моментом выступает уровень владения материалом, который может демонстрировать педагог-предметник. От этого зависит качество его объяснения, содержательность, логика построения со-общений и т.д.[4]. Коммуникативно-стимулирующая функция. Основным принципом обучения иностранному языку в настоящее время является коммуникативная направленность обучения, предполагающая такую организацию учебного процесса, чтобы учащиеся овладели необходимыми умениями и навыками для пользования иностранным языком как средством общения в рамках тематики, предложенной программой. На передний план выдвигается все чаще проблема не опосредованного овладения языком - прием и передача информации по письменному каналу 9чтение и письмо), а непосредственного владения устной иноязычной речью (говорение и аудирование) [6]. В этом случае особое значение приобретает умение учителем устанавливать и поддерживать с учащимися доброжелательные отношения. Побуждая их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др. деятельности. Понятно, что отсутствие либо слабое развитие коммуникационных способностей будет являться серьезным препятствием на пути решения актуальных задач, касающихся преподавания иностранного языка. В дополнение к вышесказанному необходимо добавить, что эта деятель-ность включает в себя: -проявление любви, душевного тепла, заботы к детям, что в совокупно-сти характеризует гуманный стиль взаимоотношений учителя и учащихся в широком смысле слова; -установление правильных взаимоотношений со всеми остальными участниками педагогического процесса - учителями, администраторами и другими работниками[4,с.94]. Аналитико-оценочная функция. Сущность данной функции отражается в самом названии. Эта функция находит свое выражение в анализе результатов обучения и воспитания учащихся на уроках немецкого языка, выявление успехов и недостатков в ходе изучения предмета, сравнение достигнутых результатов с намеченными целями и задачами, сопоставление своей работы с опытом работы коллег. Выполнение данной функции особо эффективно протекает на методических объединениях учителей - предметников, где рассматриваемые проблемные вопросы получают разностороннее рассмотрение, где могут возникать альтернативные точки отсчета в рассмотрении решений актуальных задач. Исследовательско-творческая функция. Исследовательско-творческая функция подразумевает деятельность педагога, направленную на осмысление и творческое развитие научных теорий, педагогических и методических идей, предполагающих решение ти-пичных и нестандартных учебно-воспитательных задач, внесение в педагогическую деятельность тех или иных методических модификаций, рационализация приемов и методов обучение воспитания. По сути дела, педагогу в этом плане предъявляются требования как креативной личности, что во многом обусловлено его природными задатка-ми, которые требуют постоянного развития и совершенствования. Кроме креативных способностей, педагог-предметник должен, прежде всего, владеть фундаментальной профессиональной теоретической подготовкой. При этом решающим условием выступает не столько объем знаний, сколько их глубина, научная точность, мобильность и системность, что в свою очередь является серьезной предпосылкой для творческого поиска в достижении поставленных целей и задач образования и воспитания[2]. Исходя из вышеизложенного материала, можно заключить, что педа-гог-предметник выполняя диагностическую, ориентационно-прогностическую, конструктивно-проектировочную, организаторскую, ин-формационно-объяснительную, коммуникативно-стимулирующую, анали-тико-оценочную, исследовательскую функции исходит не только из учета решения общих педагогических задач, но и из специфики преподавания определенного предмета. Качественное выполнение своих функций, во многом обуславливается индивидуально-личностными характеристиками самого учителя-предметника, что нередко обуславливает позитивное либо негативное отношение учащихся к тому или иному предмету.

Литература:

1. Емельянова М.В., Журлова И.В., Исмайлова Л.В. Основы педагогических знаний в схемах и таблицах: пособие для студентов педагогических вузов. - 3-е изд.. доп. - Мозырь: УО МГПУ, 2004. - 132с.

2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособ.для учителей.-Мн., Изд-во "Белорусский дом печати"-2003.

3. Конюх-Синица С.А. Социально-культурный конфликт между учеником и учителем в процессе обучения//Адукацыя I выхаванне.-№3.-2000.-С.23-27.

4. Мишеренко В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: педагогическое общество России, 2002.-268с.

5. Наумчик В.Н. Много ли у нас ученых-пдагогов? //Адукацыя I выхаванне.-№1.-2005.-С.23-29.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений.-2-е изд.,стереотип.-М.:Изд-кий центр "Академия".-2000.-512с.

7. Талецкая Т.Н.Коммуникативный подход к обучению различным видам деятельности - Мозырь: РИФ "белый ветер", 1997. - 32с.

8. Философский словарь. Под ред. М.М.Розенталя. М.: Изд.3-е Политиздат, 1975.-496с.



Используются технологии uCoz