На главную

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение……………………………………………………………………...3

1. Личность учителя в контексте профессиональной деятельности……..5

1.1. Профессиональные требования к личности учителя…………………5
1.2. Эмоциональная саморегуляция педагога, как важный фактор в профессиональной деятельности………………………………………………….........11

2. Прикладные аспекты эмоциональной саморегуляции учителя………18

2.1. Методы и методики определения эмоционального состояния учителя………………………………………………………………………………….18
2.2. Рекомендации по эмоциональной саморегуляции поведения учителя………………………………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………….25
Литература…………………………………………………………………..26
Приложения…………………………………………………………………28


Введение.

Актуальность проблемы изучения эмоциональной саморегуляции педагога очевидна и обуславливается теми объективными факторами, которые возникают не только в связи с определенной спецификой педагогической деятельности, но и сложились в нашем социокультурном пространстве за последние десятилетия.
Так, сам по себе факт, что заработная плата учителя, не позволяет ему в полной мере удовлетворить все свои потребности может восприниматься им как обычная ситуация, однако при сравнении с другими профессиями может показаться обидным, т. е. эмоциогенным фактором. К тому же феминизированность профессии учителя имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами — в три раза, по данным Т.Н. Егоровой (приводится по [8, с.26]),— заболеваемость психическими болезнями, высокая «стрессируемость», вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по дому, отсутствия нормальных жилищных условий, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам, и т. п., а это нередко приводит к фрустрации как предпосылке различных психических заболеваний. Этому же способствует и «старение» учительства за счет наблюдаемого в наши дни оттока молодых кадров из школы в другие сферы. Правда, трудности, обусловленные «старением» учительства, рассматривал еще М.М. Рубинштейн[21]. Негативно сказывается на профессионализации будущих учителей складывающиеся у них уже во время обучения психологические защиты. Сюда же следует отнести психологические трудности «принимающего», «безусловного» общения, описанные К. Роджерсом  и Э. Фроммом[23].
По существу эмоциогенность заложена в самой природе учительского труда. Причем спектр эмоций весьма разнообразен: это и удовлетворение от удачно проведенного урока, и удовольствие от похвалы коллеги, и радость от успехов своих подопечных или коллег, и огорчение от сорванного урока, и сожаление из-за неподготовленности ученика к уроку, гордость избранной профессией или разочарование в ней и т. п.[19],[21],[26]
Не смотря на то, что  вопросам эмоциональной саморегуляции  педагога посвящено не мало работ как отечественных, так и зарубежных исследователей,   они по-прежнему остаются малоизученными. Как правило, затрагиваются отдельные аспекты данной проблемы, в русле того или иного подхода, либо приводятся отдельные, порою не связанные друг с другом упражнения для снятия эмоционального напряжения в различных учебных пособиях и периодических изданиях.
Так, например, Н.В. Витт [4] изучал способы осознанного управления эмоциями от высших психических образований, социальных по происхождению, до эмоционального реагирования.
Как считает Б.Ф.Ломов [10] наиболее плодотворным выступает личностный подход к проблеме, согласно которому личность рассматривается как субъект психической активности с разным эмоциональным отношением к событиям, избирательностью эмоционального отклика, своеобразием возникающих эмоциональных состояний.
Однако, к сожалению, можно констатировать, что большинство педагогов не умеют или не знают каким образом можно  снимать эмоциональное напряжение, стресс, повышать свою устойчивость к различным негативным воздействиям, связанным с профессиональной деятельностью.
Недостаточная профессионально-психологическая подготовка к поведению в эмоциогенных ситуациях особенно ощущается среди молодых учителей. Формами их педагогического воздействия в ряде случаев становятся «скандальный окрик, постоянные угрозы, ярлыки и клички, изгнание с уроков». В связи с этим эмоциональная регуляция — важный показатель уровня квалификации учителя[25, c.58].
Таким образом, данная курсовая работа посвящена проблеме эмоциональной саморегуляции учителя в его профессиональной деятельности.
Основными методами исследования явились: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, наблюдение и анализ практического состояния проблемы в учреждениях образования; изучение личности педагогов в контексте их эмоциональной саморегуляции при помощи методик «теста А.Ассингера» и «Оценка нервно-психической устойчивость (НПУ) педагога».
Цель исследования: выяснить особенности эмоциональной саморегуляции учителя.
Объект исследования: личность учителя.
Предмет исследования: личностные детерминанты эмоциональной саморегуляции учителя.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Используются технологии uCoz