Дошкольник как субъект педагогического воздействия
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретический анализ проблем педагогического воздействия на детей до-школьного возраста……………………………………………………………….6
1.1. Средства и методы педагогического воздействия на личность…………...6
1.2. Особенности педагогического воздействия на дошкольника……………11
1.2.1. Возрастные особенности дошкольника в контексте педагогического воздействия
на него……………………………………………………………...11
1.2.2. Требования к личности воспитателя, осуществляющего педагогическое воздействие
на дошкольника……………………………………………………18
2. Практическое изучение влияние личности воспитателя на дошкольников как субъектов педагогического воздействия…………………………………..23
2.1. Методика и организация исследования……………………………………23
2.2. Анализ и интерпретация, полученных результатов……………………...27
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….3
Введение.
Актуальность проблемы педагогического воздействия на ребенка до-школьного возраста,
как субъекта такого воздействия очевидна и связывается со многими причинами,
имеющими объективный характер.
Приведем лишь некоторые из них. Первое на чем хотелось бы остано-вится это возрастные
характеристики дошкольника, которые проявляются в известной незрелости многих
психических процессов, включении в многооб-разную деятельность, формировании
организма как биологической системы и т.п. Данные особенности подразумевают
такое педагогическое воздейст-вие, которое бы позволяло личности ребенка максимально
проявлять свои возможности и способности, беспрепятственно развиваясь при этом.
То есть принцип гуманистического отношения к ребенку должен стать в этом отно-шении
превалирующим. К сожалению, во многих случаях приходится кон-статировать стереотипное
отношение к ребенку, основанное на бытовом по-нимании процессов воспитания и
образования.
Другим немаловажным фактором является проблема личности носите-лей педагогического
воздействия, то есть самих педагогов и воспитателей, которые осуществляют воспитательно-образовательный
процесс. Не секрет, что личностные характеристики педагога являются решающими
в формиро-вании процесса педагогического воздействия. Они обуславливают многие
стороны педагогического взаимодействия, формируют у дошкольников пози-тивное
либо негативное отношение, как самим педагогам, так и к той дея-тельности, которой
их данные педагоги обучают.
Таким образом, дошкольник как субъект воспитания сталкивается как минимум с
двумя трудностями: во-первых, собственные возрастные ограни-чения и особенности,
с которыми ему постоянно необходимо иметь дело в педагогическом процессе, а,
во-вторых - требования со стороны педагога, выражающиеся в педагогическом воздействии,
направленном, прежде всего на социализацию ребенка, усвоение им необходимых
общественных правил и норм. Однако ключевой фигурой в данном процессе необходимо
признать все же личность взрослого (педагога, воспитателя и т.д.), который в
силу большего жизненного опыта, полученного образования, специальной прак-тической
подготовки должен осуществлять необходимое влияние на ребенка без ущерба для
последнего.
Надо отметить, что проблема дошкольника как субъекта педагогическо-го воздействия
отражена в работах исследователей в области психолого-педагогических наук.
Так, например, Е.А. Панько [11],[12],[13]в своих работах показала важ-ное место
личности воспитателя в микросреде ребенка. Именно благодаря специфике педагогического
воздействия воспитателя, по мнению автора, у ребенка формируется в последующем
и определенное отношение к миру в целом.
С.А. Козлова и Т.А. Куликова [7] подчеркивают необходимость учета возрастных
особенностей дошкольника в связи с построением педагогиче-ского процесса с ними.
По мнению авторов, педагогическое воздействие на личность ребенка-дошкольника
должно учитывать быстроменяющуюся кар-тину возраста. Ведь даже период в полгода
для дошкольников – огромный временно отрезок, в течении которого происходят
интенсивные изменения не только в его личности, но и в организме.
Я.Л. Коломинский и соавторы [8] показывают влияние педагогического воздействия,
вернее того, в какой форме оно осуществляется, на формирова-ние не только личности
ребенка, но и его социального статуса в коллективе.
Не смотря на это, данная проблема все же мало представлена в научной литературе.
Как правило, рассматриваются наиболее общие вопросы педаго-гики младшей школы.
Ввиду этого, возникает потребность в дальнейшем изучении проблемы дошкольника
как субъекта педагогического воздействия.
Таким образом, в данной курсовой работе определяются следующие:
Цель исследования: изучить особенности педагогического воздействия на дошкольника.
Задачи исследования:
а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по
теме исследования;
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение,
то телефон и e-mail на
главной странице :):) Успехов в учебе!