на главную

Дошкольник как субъект педагогического воздействия

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Теоретический анализ проблем педагогического воздействия на детей до-школьного возраста……………………………………………………………….6

1.1. Средства и методы педагогического воздействия на личность…………...6
1.2. Особенности педагогического воздействия на дошкольника……………11
1.2.1. Возрастные особенности дошкольника в контексте педагогического воздействия на него……………………………………………………………...11
1.2.2. Требования к личности воспитателя, осуществляющего педагогическое воздействие на дошкольника……………………………………………………18

2. Практическое изучение влияние личности воспитателя на дошкольников как субъектов педагогического воздействия…………………………………..23

2.1. Методика и организация исследования……………………………………23
2.2. Анализ и интерпретация, полученных результатов……………………...27


Заключение……………………………………………………………………….30

Литература……………………………………………………………………….3

Введение.

Актуальность проблемы педагогического воздействия на ребенка до-школьного возраста, как субъекта такого воздействия очевидна и связывается со многими причинами, имеющими объективный характер.
Приведем лишь некоторые из них. Первое на чем хотелось бы остано-вится это возрастные характеристики дошкольника, которые проявляются в известной незрелости многих психических процессов, включении в многооб-разную деятельность, формировании организма как биологической системы и т.п. Данные особенности подразумевают такое педагогическое воздейст-вие, которое бы позволяло личности ребенка максимально проявлять свои возможности и способности, беспрепятственно развиваясь при этом. То есть принцип гуманистического отношения к ребенку должен стать в этом отно-шении превалирующим. К сожалению, во многих случаях приходится кон-статировать стереотипное отношение к ребенку, основанное на бытовом по-нимании процессов воспитания и образования.
Другим немаловажным фактором является проблема личности носите-лей педагогического воздействия, то есть самих педагогов и воспитателей, которые осуществляют воспитательно-образовательный процесс. Не секрет, что личностные характеристики педагога являются решающими в формиро-вании процесса педагогического воздействия. Они обуславливают многие стороны педагогического взаимодействия, формируют у дошкольников пози-тивное либо негативное отношение, как самим педагогам, так и к той дея-тельности, которой их данные педагоги обучают.
Таким образом, дошкольник как субъект воспитания сталкивается как минимум с двумя трудностями: во-первых, собственные возрастные ограни-чения и особенности, с которыми ему постоянно необходимо иметь дело в педагогическом процессе, а, во-вторых - требования со стороны педагога, выражающиеся в педагогическом воздействии, направленном, прежде всего на социализацию ребенка, усвоение им необходимых общественных правил и норм. Однако ключевой фигурой в данном процессе необходимо признать все же личность взрослого (педагога, воспитателя и т.д.), который в силу большего жизненного опыта, полученного образования, специальной прак-тической подготовки должен осуществлять необходимое влияние на ребенка без ущерба для последнего.
Надо отметить, что проблема дошкольника как субъекта педагогическо-го воздействия отражена в работах исследователей в области психолого-педагогических наук.
Так, например, Е.А. Панько [11],[12],[13]в своих работах показала важ-ное место личности воспитателя в микросреде ребенка. Именно благодаря специфике педагогического воздействия воспитателя, по мнению автора, у ребенка формируется в последующем и определенное отношение к миру в целом.
С.А. Козлова и Т.А. Куликова [7] подчеркивают необходимость учета возрастных особенностей дошкольника в связи с построением педагогиче-ского процесса с ними. По мнению авторов, педагогическое воздействие на личность ребенка-дошкольника должно учитывать быстроменяющуюся кар-тину возраста. Ведь даже период в полгода для дошкольников – огромный временно отрезок, в течении которого происходят интенсивные изменения не только в его личности, но и в организме.
Я.Л. Коломинский и соавторы [8] показывают влияние педагогического воздействия, вернее того, в какой форме оно осуществляется, на формирова-ние не только личности ребенка, но и его социального статуса в коллективе.
Не смотря на это, данная проблема все же мало представлена в научной литературе. Как правило, рассматриваются наиболее общие вопросы педаго-гики младшей школы. Ввиду этого, возникает потребность в дальнейшем изучении проблемы дошкольника как субъекта педагогического воздействия.
Таким образом, в данной курсовой работе определяются следующие:


Цель исследования: изучить особенности педагогического воздействия на дошкольника.


Задачи исследования:

а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;


Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Используются технологии uCoz