на главную

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ПЕДАГОГОВ

Вступление человека в любую профессиональную деятель¬ность сопровождается воздействием на него огромного количества новых факторов, учесть силу воздействия, иерархию личност¬ной значимости которых достаточно сложно.
Самое важное здесь — личностные особенности субъекта деятельности на всех уровнях их проявления. Не менее значимым выступает фактор самой профессиональной деятельности, роль которой в становлении личности педагога заключается прежде всего в том, что она преобразует проявление особенностей пове¬дения в каком-либо направлении, развивая одни параметры и затормаживая другие и создавая таким образом неповторимый, от¬личный от исходного уровень профессиональной компетентности.
Это связано с тем (как указывает В.Н. Козиев), что именно со¬держание профессиональной деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих его разви¬вать определенные личностные качества — профессионально значимые, необходимые и обязательные.
Одно из основных направлений деятельности современного педагога — гуманизация процесса воспитания. Она включает в себя, в первую очередь, раскрытие потенциальных возможностей развивающегося человека. В связи с этим весьма актуальной представляется изучение проблемы социальной перцепции педагога, входящей в структуру внутреннего компонента педагогического взаимодействия.
С педагогических позиций социальную перцепцию следует рассматривать как способность педагога уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка его внутренний мир. А это возможно, если педагог способен к эмпатии «эмоциональной сопричастности», т. е. отображению внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, мыслей. Необходимо уметь становиться на точку зрения воспитанника, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как он воспринимает определенную си¬туацию.
В психологических исследованиях отмечается связь социально-перцептивных и личностных характеристик познающего субъекта. А.А. Бодалев отмечает, что развитие социальной перцепции связано с формированием у человека такой личностной направленности, при которой другие люди занимали бы центральное место в системе его ценностей.
Успеху в социально-перцептивной деятельности способствует интерес к познаваемому объекту. Психологическая и социально-психологическая наблюдательность позволяет выявить намечаю¬щиеся тенденции в развитии личности и познавательной сфере ребенка, определить характер тип как отдельного воспитанника, так и группы в целом, провести необходимую корректировку и определить эффективность использованных в работе методов, приемов.
Подобная картина разнообразных умений, включаемых разными исследователями в описание одного и того же компонента педагогической деятельности, может быть усилена и другими примерами. СВ. Кондратьева, раскрывая структуру социально-перцептивных способностей, выделяет среди них такие умения: применять теоретические знания в области психологии в практике изучения личности конкретного ребенка, оценивать ученика объективно, независимо от его успеваемости и поведения в опреде¬ленных жизненных ситуациях, преодолевать его негативные сте¬реотипы и установки, оценивать личность в целом на основе анализа отдельных поступков.
Изучение перцептивного компонента педагога осуществляется в двух направлениях:
1) исследование социальной перцепции в зависимости от способностей самого педагога;
2) в зависимости от способностей познаваемого ученика.
В ряде исследований (СВ. Кондратьева, Л.Д. Ершова, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько) были выявлены существенные различия в социальной перцепции педагога в зависи¬мости от:
1) стажа педагогической деятельности;
2)специальности;
3) уровня мастерства;
4) индивидуального стиля общения;
5) индивидуально-психологических характеристик педагога;
6) пола педагога.

Относительно выделенных различий могут быть представле¬ны следующие эмперические данные. Так, в работе Л. Д. Ершовой отмечается что развитие перцептивных особенностей учителя находится в прямой зависимости от его жизненного опыта, следо¬вательно и от стажа. В исследованиях СВ. Кондратьевой выяв¬лено, что с повышением уровня понимания педагога личности учащегося, количество педагогических воздействий уменьшается, но их адекватность и воспитательная эффективность возрастает.
Следовательно, возрастает и уровень педагогического мастер¬ства. Л. А. Лепихова и Э. А. Карандышева выделяют в структуре профессионального мышления категорию «социальный интеллект», под которым понимается умение человека активно воспри¬нимать и интерпретировать личность и поступки другого человека или какую-нибудь жизненную ситуацию. Так. данные авторы считают, что для педагога, деятельность которого включает ре¬шение задач формирования и развития межличностных отношений на уровне «педагог-ребенок», «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», развитие этого качества интеллекта является профессионально важным. «Социальный интеллект»педагогов значи¬тельно уступает таким понятиям, как «общая понятливость», «осведомленность», «вербальные способности».
При рассмотрении развития социальной перцепции с точки зрения половых различий С. В. Кондратьева и В. М. Раздобутько выяснили, что женщины-педагоги в целом более точно понимают ученика, чем педагоги-мужчины. Преподаватели гуманитарных предметов превосходят при этом преподавателей точных наук.
Для психического развития детей далеко не безразлично, какими формами руководства педагогическим процессом пользуются взрослые. Так, воспитанники педагога-«демократа» значительно чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, само¬стоятельности, коммуникабельности, нежели их сверстники, воспитывающиеся и обучающиеся у педагога авторитарного стиля.
Исследования под руководством Д. Б. Эльконина влияния, оказываемого разными формами общения учителя на детей шестилетнего возраста, показало, что строго регламентированное общение, основанное на четких правилах, приводит к повышению тревожности, снижению эмоционального комфорта у детей. В связи с повы¬шением тревожности существенно искажается и ход психологического развития детей. Пагубное воздействие авторитарности может выражаться в депривации, потребности в эмоциональном контакте со взрослыми, которая так необходима в этот период в силу имею¬щейся социальной нестабильности ребенка.
Проблема отношений в учебном процессе отражает характер общения среди его участников и является сложнейшим фактором совместной деятельности педагога и детей.
В рамках педагогики чаще всего решение данной проблемы ограничивается задачей выявить те личностные качества, которые являются типичными для представителей педагогической профессии, с тем чтобы на их основе осуществить отбор, профессио¬нальную подготовку. А большинство разработанных психологи¬ческих концепций строения личности выглядит излишне сложно;
многие из них сводятся к тому, что в личности, как в микросхеме, все компоненты представлены нерасчленимой, неразложимой целостностью человека, и невозможно определить, какая из сто¬рон является ведущей.
Таким образом, приступая к изучению личности, включенной в педагогическую деятельность, необходимо ознакомиться с ее спецификой. Профессиональная деятельность педагога должна рассматриваться как один из видов практического искусства, ко¬торое находит свое выражение в том, что педагог выделяет и ре¬шает возникающие перед ним профессиональные задачи. Творческий характер педагогической профессии обуславливается тем, что педагог сам создает среду своей деятельности, организуя учащихся и воспитанников, руководя процессом их обучения и развития.
В современной педагогической психологической науке про¬блема социальной перцепции недостаточно освещена, но и имеющихся работ достаточно, чтобы понять возможность и актуальность данной проблемы. Ведь без достаточно высокого уровня социальной перцепции невозможен успех педагогической дея¬тельности любого специалиста в системе образования. Социально-перцептивные качества в свою очередь реализуются в деятель¬ности педагога, обеспечивая успешность педагогической деятельности, приобретают специфическую профессиональную окраску — они необходимы для исполнения функций педагога, а исполнение этих функций тренирует и развивает их.

Литература:


1.Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989.
2. Вербова К.В., Кондратьева СВ. Психология труда и личности учителя. — Минск, 1991.
3. Гордиенко В.И., Копец Д.В. О роли социально-перцептивных ориентации в педагогическом взаимодействии.— Полтава, 1985.
4. Рябкина З.И. Социально-перцептивный эталон личности преподавателя вуза.— М., 1883.



Используются технологии uCoz