Вступление человека в любую профессиональную деятель¬ность
сопровождается воздействием на него огромного количества новых факторов, учесть
силу воздействия, иерархию личност¬ной значимости которых достаточно сложно.
Самое важное здесь — личностные особенности субъекта деятельности на всех уровнях
их проявления. Не менее значимым выступает фактор самой профессиональной деятельности,
роль которой в становлении личности педагога заключается прежде всего в том,
что она преобразует проявление особенностей пове¬дения в каком-либо направлении,
развивая одни параметры и затормаживая другие и создавая таким образом неповторимый,
от¬личный от исходного уровень профессиональной компетентности.
Это связано с тем (как указывает В.Н. Козиев), что именно со¬держание профессиональной
деятельности педагога предъявляет к нему ряд специфических требований, заставляющих
его разви¬вать определенные личностные качества — профессионально значимые,
необходимые и обязательные.
Одно из основных направлений деятельности современного педагога — гуманизация
процесса воспитания. Она включает в себя, в первую очередь, раскрытие потенциальных
возможностей развивающегося человека. В связи с этим весьма актуальной представляется
изучение проблемы социальной перцепции педагога, входящей в структуру внутреннего
компонента педагогического взаимодействия.
С педагогических позиций социальную перцепцию следует рассматривать как способность
педагога уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка его внутренний мир.
А это возможно, если педагог способен к эмпатии «эмоциональной сопричастности»,
т. е. отображению внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, мыслей.
Необходимо уметь становиться на точку зрения воспитанника, предвидеть возможные
трудности в его деятельности, понимать, как он воспринимает определенную си¬туацию.
В психологических исследованиях отмечается связь социально-перцептивных и личностных
характеристик познающего субъекта. А.А. Бодалев отмечает, что развитие социальной
перцепции связано с формированием у человека такой личностной направленности,
при которой другие люди занимали бы центральное место в системе его ценностей.
Успеху в социально-перцептивной деятельности способствует интерес к познаваемому
объекту. Психологическая и социально-психологическая наблюдательность позволяет
выявить намечаю¬щиеся тенденции в развитии личности и познавательной сфере ребенка,
определить характер тип как отдельного воспитанника, так и группы в целом, провести
необходимую корректировку и определить эффективность использованных в работе
методов, приемов.
Подобная картина разнообразных умений, включаемых разными исследователями в
описание одного и того же компонента педагогической деятельности, может быть
усилена и другими примерами. СВ. Кондратьева, раскрывая структуру социально-перцептивных
способностей, выделяет среди них такие умения: применять теоретические знания
в области психологии в практике изучения личности конкретного ребенка, оценивать
ученика объективно, независимо от его успеваемости и поведения в опреде¬ленных
жизненных ситуациях, преодолевать его негативные сте¬реотипы и установки, оценивать
личность в целом на основе анализа отдельных поступков.
Изучение перцептивного компонента педагога осуществляется в двух направлениях:
1) исследование социальной перцепции в зависимости от способностей самого педагога;
2) в зависимости от способностей познаваемого ученика.
В ряде исследований (СВ. Кондратьева, Л.Д. Ершова, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский,
Е.А. Панько) были выявлены существенные различия в социальной перцепции педагога
в зависи¬мости от:
1) стажа педагогической деятельности;
2)специальности;
3) уровня мастерства;
4) индивидуального стиля общения;
5) индивидуально-психологических характеристик педагога;
6) пола педагога.
Относительно выделенных различий могут быть представле¬ны следующие эмперические
данные. Так, в работе Л. Д. Ершовой отмечается что развитие перцептивных особенностей
учителя находится в прямой зависимости от его жизненного опыта, следо¬вательно
и от стажа. В исследованиях СВ. Кондратьевой выяв¬лено, что с повышением уровня
понимания педагога личности учащегося, количество педагогических воздействий
уменьшается, но их адекватность и воспитательная эффективность возрастает.
Следовательно, возрастает и уровень педагогического мастер¬ства. Л. А. Лепихова
и Э. А. Карандышева выделяют в структуре профессионального мышления категорию
«социальный интеллект», под которым понимается умение человека активно воспри¬нимать
и интерпретировать личность и поступки другого человека или какую-нибудь жизненную
ситуацию. Так. данные авторы считают, что для педагога, деятельность которого
включает ре¬шение задач формирования и развития межличностных отношений на уровне
«педагог-ребенок», «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», развитие этого качества
интеллекта является профессионально важным. «Социальный интеллект»педагогов
значи¬тельно уступает таким понятиям, как «общая понятливость», «осведомленность»,
«вербальные способности».
При рассмотрении развития социальной перцепции с точки зрения половых различий
С. В. Кондратьева и В. М. Раздобутько выяснили, что женщины-педагоги в целом
более точно понимают ученика, чем педагоги-мужчины. Преподаватели гуманитарных
предметов превосходят при этом преподавателей точных наук.
Для психического развития детей далеко не безразлично, какими формами руководства
педагогическим процессом пользуются взрослые. Так, воспитанники педагога-«демократа»
значительно чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, само¬стоятельности,
коммуникабельности, нежели их сверстники, воспитывающиеся и обучающиеся у педагога
авторитарного стиля.
Исследования под руководством Д. Б. Эльконина влияния, оказываемого разными
формами общения учителя на детей шестилетнего возраста, показало, что строго
регламентированное общение, основанное на четких правилах, приводит к повышению
тревожности, снижению эмоционального комфорта у детей. В связи с повы¬шением
тревожности существенно искажается и ход психологического развития детей. Пагубное
воздействие авторитарности может выражаться в депривации, потребности в эмоциональном
контакте со взрослыми, которая так необходима в этот период в силу имею¬щейся
социальной нестабильности ребенка.
Проблема отношений в учебном процессе отражает характер общения среди его участников
и является сложнейшим фактором совместной деятельности педагога и детей.
В рамках педагогики чаще всего решение данной проблемы ограничивается задачей
выявить те личностные качества, которые являются типичными для представителей
педагогической профессии, с тем чтобы на их основе осуществить отбор, профессио¬нальную
подготовку. А большинство разработанных психологи¬ческих концепций строения
личности выглядит излишне сложно;
многие из них сводятся к тому, что в личности, как в микросхеме, все компоненты
представлены нерасчленимой, неразложимой целостностью человека, и невозможно
определить, какая из сто¬рон является ведущей.
Таким образом, приступая к изучению личности, включенной в педагогическую деятельность,
необходимо ознакомиться с ее спецификой. Профессиональная деятельность педагога
должна рассматриваться как один из видов практического искусства, ко¬торое находит
свое выражение в том, что педагог выделяет и ре¬шает возникающие перед ним профессиональные
задачи. Творческий характер педагогической профессии обуславливается тем, что
педагог сам создает среду своей деятельности, организуя учащихся и воспитанников,
руководя процессом их обучения и развития.
В современной педагогической психологической науке про¬блема социальной перцепции
недостаточно освещена, но и имеющихся работ достаточно, чтобы понять возможность
и актуальность данной проблемы. Ведь без достаточно высокого уровня социальной
перцепции невозможен успех педагогической дея¬тельности любого специалиста в
системе образования. Социально-перцептивные качества в свою очередь реализуются
в деятель¬ности педагога, обеспечивая успешность педагогической деятельности,
приобретают специфическую профессиональную окраску — они необходимы для исполнения
функций педагога, а исполнение этих функций тренирует и развивает их.
Литература:
1.Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989.
2. Вербова К.В., Кондратьева СВ. Психология труда и личности учителя. — Минск,
1991.
3. Гордиенко В.И., Копец Д.В. О роли социально-перцептивных ориентации в педагогическом
взаимодействии.— Полтава, 1985.
4. Рябкина З.И. Социально-перцептивный эталон личности преподавателя вуза.—
М., 1883.