на главную

Уважаемые посетители!
Если данная работа помогла Вам,
и Вы хотите искренне отблагодарить за это,
перечислите любую доступную для Вас сумму

 на счет 410011657745441 в системе Яндекс Деньги

Сравнительный анализ поведенческого, когнитивно-поведенческого, когнитивного, гуманистического и психоаналитического направлений в персонологии.

критерий/подходы
Поведенческий
Когнитивно-поведенческий
Когнитивный
Гуманистический
Психоаналитический
Взгляд на природу человека, поведение и развитие
Человек зависим от прошлого опыта, вернее его продукт есть результат прошлых подкреплений.
Организм человека-черный ящик. Поведение человека является результатом стимул-реактивной схемы. Достоверно только то, что наблюдается на входе в этот «ящик» и на выходе из него. Личность–это набор форм поведения, кото-рые характерны для данного человека. Различия между людьми обусловлены различи-ем их окружения.
Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкре-пления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичные подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннюю организацию.
Человек независим целиком от окружающих сил, однако, и не является полностью свободным.
Человеческое поведение, по большей части усваивается, прежде всего, путем овладения паттернами поведения.
С
оциальное поведение личности формируется путем наблюдения за поведением других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения личность научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели, в этом проявляется р и ее развитие.

 
Выдвигается модель человека-исследователя. Используется метафора компьютера для объяснения психологических феноменов.
Цель- предсказать, изменить и понять события, то есть уменьшить неопределенность.
Человек как ученый ориентирован на будущие события своей жизни (поведение человека понимается как предупреждающее по своей природе).
Человек способен активно формировать представление о своем окружении, а не пассивно на него реагировать.
Цель осмысление реального опыта для контроля и творения своей судьбы.

Природа человека в сущности хороша или по крайней мере нейтральна.
Человек свободен и ответственен за принятие своих решений.
Человек - активное существо, ориентированный на отдаленные цели, способный вести себя к ним.
В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей гуманистической теории является феноменологический и холистический подходы.
Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.
В развитии личности, согласно гуманистической теории, значимым являются отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности.
Согласно гуманистической теории Роджерса, существует два противоположных типа: "полноценнофункционирующая личность" и "неприспособленная личность"
.
Все проявления человеческой активности, подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальными и агрессивным инстинктами. Люди побуждаются иррациональными импульсами из сферы бессознательного.
Человеческая психика в психодинамике представлена следующей структурой: ОНО (инстинкты, резервуар психической энергии); Я – выделяется из ОНО, его роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды, Я следует принципу реальности и оперирует вторичным процессом – мышлением; Свер-Я - внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов. Сверх-Я – это моральная сила личности. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных общественных стандартов.
Динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны Оно, Я и Сверх-Я. Так как общее количество энергии ограничено, три системы соревнуются за обладание энергией. Одна система обретает контроль над энергией за счет двух других. С усилением одной системы две другие неизбежно ослабляются, если только общая система не обретает новой энергии. Личность развивается на основе четырех источников напряжения: 1) процессов физиологического роста; 2) фрустраций; 3) конфликтов и 4) угроз. Прямым следствием возрастания напряжения, возникающего из этих четырех источников является то, что личность вынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Это и подразумевается под развитием личности. Отождествление и смещение – два метода, посредством которых индивид обучается разрешать фрустраций, конфликты и тревоги.
Выделяются оральная (0-1), анальная (1-3), фаллическая(3-6), латентная (6-11) и генитальная (11 и далее) стадии развития личности. Каждая из них соответствует развитию той части организма и его функций индивида, которая наиболее активны в данный период и требуют контроля со его стороны. Соответственно выделяются и типы характеров, в зависимости от того на какой из данных стадий произошла фиксация индивида.

Основные теоретические концепции
1.Деятельность человека объясняется с позиции объективных отношений стимул-реакция. Происходит ввод информации, далее следует результат, а то, что происходит или не происходит потом (подкрепление), определяет вероятность повторения подобной реакции вслед за вводом информации в будущем.
2.Подчеркивается основополагающее положение реактивности оргазма на внешние и внутренние стимулы.
3.Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других.
Подчеркивается совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личности.
Среда или окружение оказываеют оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие между свободой и детерминизмом.
Обосновывается ведущая роль в научении и организации поведения личности ее уникальной способности к саморегуляции. Выделяются три компонента саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответ.
Поведение человека регулируется с помощью самонаблюдения, оценивается посредством самооценки как достойное одобрения и, следовательно, поощряемое либо как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимости от того, с позиций каких личностных требований и норм оно оценивается.

1. Человек создает так называемые личностные конструкты-идеи или мысли, которые используются для познания и объяснения мира, предсказания событий. Конструкты биполярны и дихотоичны. Возникают в результате когнитивных процессов наблюдения сходства и различий в действительности.
2. Конструкты имеют определенные различия, на основании которых их можно классифицировать. Каждый из конструктов, используемых личностью имеет свою применимость в объяснительном процессе.
3.Различие между людьми обуславливается различием в их интерпретации событий исходя из имеющихся конструктов.
4. Система конструктов может изменяться если ее прогнозирующий эффект падает, а значит исчезает способность контролировать события.
1. Признание того, что человек стремится к самоактуализации, то есть, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих способностей и талантов. Самоактуализация человека невозможна без поэтапного удовлетворения потребностей от низших к высшим.
Выделяются: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации.
2. Признание приоритета творческой стороны в человеке, которая присутствует в каждом из нас от рождения.
3. Концентрация внимания на особенностях здорового человека. Изучение здоровых людей в психологическом плане для создания универсальной науки психологии.
4. Внимание к настоящему опыту. Признание влияния прогнозов на поведение человека.

1.Признании того, что «вещи не являются такими, какими они кажутся», что человеческое поведение и сознание в высокой степени детерминированы бессознательными мотивами, которые могут пробуждать кажущиеся иррациональными чувства и поведение. Психоанализу характерна идея о признании бессознательного, как фактора детерминирующего поведение, часто противоположное осознаваемым целям.
2. Объяснение продолжающимся влиянием специфики обращения со значимыми другими в очень раннем детстве на характер переживаний взрослого человека. С этой точки зрения, ранний жизненный опыт приводит к формированию устойчивых внутренних миров, которые эмоционально заряжают конструкции внешних миров и их эмоциональное переживание. Внутренние миры создаются в очень раннем детстве и представляют сконструированные основания прохождения жизни – психической реальности.
3. Констатация в качестве основного регулятора психической жизни индивида психологической защиты, направленной на преодоление внутреннего беспокойства. Практически для всех школ психоанализа характерно признание того, сто сознание и наши внутренние версии мира – установленные в детстве – систематически изменяются с целью избегания беспокойства. Психологическая защита направлена на создание внутренних версий мира, уменьшающих беспокойство и делающих жизнь более терпимой. Так как психологическая защита часто проявляется бессознательно именно с действием ее механизмов и связаны многие наши иррациональные поступки и представления.

Природа психологических затруднений человека
Эмоциональные проблемы рассматриваются как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (напр., учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротическое поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления.
В качестве причин поведенческих проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, депривацию основных потребностей, травмы, неподдерживающее окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы.
Поведение, являющееся источником внутреннего дискомфорта, сопровождающееся ощущением собственной неадекватности и приводящее к неудачам, может способствовать развитию различных форм личностной психопатологии, формированию созависимостей (алкоголь, наркотики и др.) в попытках совладать с окружением или уйти в мир грез, где легче получить в несбыточных фантазиях то, что недостижимо в реальности. Источниками неадаптивного поведения – это результат излишне строгих внутренних норм самооценки.
Природа человеческих затруднений связана с потерей контроля над событиями из-за того что события лежат вне диапазона применимости имеющихся конструктов. Это вызывает тревогу.
Люди, имеющие психологические проблемы (заболевания) используют слишком открытую и неустойчивую систему для интерпретации своего опыта. Использование конструктов повторяются не смотря на свою неполноценность.

Природа человеческих затруднений связана с фрустрацией базовых потребностей в детстве, а также потребностей в любви и самоуважении.
Кроме того, возникновение дискомфорта, тревоги, невротических реакций связано с рассогласованием между представлением человека о самом себе и текущими переживаниями. Как правило такое несоответствие вызвано условным принятием со стороны близких в детские годы.

Природа человеческих затруднений связана с разрешением основного конфликта между Я и Сверх-Я, то есть требованиями личности и требованиями социума, который порождает тревогу. Что бы справиться с тревогой человек включает психологические защиты. Однако такое включение приводит порой к неполному развитию личности. Человек являет собой не то что он есть на самом деле. А то, каким он должен быть для окружающих (как правило те жесткие образцы поведения, которые закладывались в раннем детстве).
Методы психотерапии, их цели и назначение
Бихевиоральная психотерапия является симптоматической и строится как процесс угашения нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обучение социальным навыкам, проблемное обучение.
На принципах классического обусловливания построены такие методы, как систематическая десенсибилизация, аверсивная психотерапия, техники угашения.
На оперантном обусловливании базируется тренинг ассертивности (тренинг социальных способностей), модификация поведения. Моделирование в большей степени опирается на имитацию.
Какие бы не использовались методы, они должны быть направлены на повышение осознанной смоэффективности клиента.
Самоэффективность личности подразумевает осознанную способность человека справляться со специфичными и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом.
Предполагается, что развитие самоэффективности личности обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение и убеждение, пластично входить в состояние физического или эмоционального подъема, обеспечивающего успех.

Метод-терапия фиксированной роли. Ее положение-люди-это не только, что они о себе представляют, но и то, что они делают.
Человек исполняет новую роль для переосмысления своего опыта.
Цель психотерапии –помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более проницаемыми, что бы привести новый опыт в их диапазон применимости.

Основной подход терапии- клиентцентрированный подход. Клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности. Ввиду этого, применяются менее директивные методики отражения и пояснения. Цель донести клиенту в большей степени то, что он демонстрирует во время сеанса, для усиления самопонимания и преодоления искажающего действия защит в этом процессе.
Для проведения клиентцентрированной терапии необходимо создание 6-ти основных условий: 1.Осуществление взаимодействия клиента и терапевта, 2.Клиент тревожен и неконгруэнтен своим переживаниям, 3. Терапевт интегрирован и конгруентен,4. Терапевт испытывает безусловное принятие клиента или демонстрирует его, 5. терапевт испытывает сопереживание клиенту, 6. Терапевт передает свое сопереживание клиенту.

Основной метод: анализ свободных ассоциаций, который используется при анализе ошибок, очиток, оговорок, описок, случайных или симптоматических действий, анализе сновидений клиента, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления, эмоциональное переучивание.
Цель - довести вытесненный, аффективнозаряженный материал бессознательного на свет сознания, с целью включения его энергии в жизненно важную деятельность. Что возможно по-мнению З.Фрейда при эмоциональном отреагировании (катарсисе).
Достоинства и ограничения направления
Достоинства :
Анализ поведенческой практики, прагматизм, операционализируемость, верифицируемость, высокие валидность и надежность.
Недостатки:
Игнорирование активности сознания и субъективного опыта, Экстраспективность, невозможность схватывания реальных жизненных переживаний субъекта, прослеживания и объяснения их динамики, оторванность от реальных переживаний субъекта и его феноменологии бытия
Достоинства :
Учет внутренней активности человека наряду с влиянием внешних факторов, междисциплинарная направленность подхода, с использованием логики «и-и», вместо логики «или-или», строгий рационализм.
Недостатки:
Экстраспективность, невозможность схватывания реальных жизненных переживаний субъекта.
Достоинства :
Объективизм (в естественнонаучном понимании), операционализируемость, верифицируемость, высокие валидность и надежность, включение в плоскость анализа активности сознания, активное использование математического моделирования.
Недостатки:
Механицизм, статичность, невозможность схватывания реальных жизненных переживаний субъекта, прослеживания и объяснения их динамики, оторванность от реальных переживаний субъекта и его феноменологии бытия.
Достоинства :
Ориентация на человека как на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями.
Недостатки:
Индетерминизм. Игнорирование естественной обусловленности человеческого бытия.
Достоинства :
Исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, нетрадиционные инсайты, методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем клиента.
Недостатки:
Высокий субъективизм, метафоричность, низкая валидность, ориентированность на прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии субъекта.

Литература:

1. Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ. – СП б: Изд-во «Речь», 2003.

2. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: КСП+, 1997.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СП б.: Питер Пресс, 1997

4. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. – Мн.: Бестпринт, 2000.
5. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985.

Используются технологии uCoz