На главную

Курсовая по психологии.

 

Тема: " Особенности развития памяти у подростков."

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ …………..5

 Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ……13

 Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ПОДРОСТКОВ ……20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….........……25

 

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..…………..26


ВВЕДЕНИЕ

Память имеет огромное значение в жизни и деятельности человека на всех этапах  его развития. Представляя собой, как и все другие познавательные процессы, отражение человеком реальной действительности, неразрывно связанной с деятельностью, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности[2],[20],[22].

Особую актуальность приобретает изучение развития памяти у подростков. Это ассоциируется со многими причинами. Перечислим лишь некоторые из них.

Во-первых,  потому, что в памяти, как и во всей психике и организме человека в период пубертата происходят кардинальные изменения в связи с переходом от детства к взрослости, которые  подготавливают индивида к функционированию  на более совершенном уровне.

Во-вторых,  психофизиологические особенности подросткового возраста, которые налагают отпечаток на протекание всех познавательных процессов, в том, числе и памяти.

В-третьих,  необходимость подростков справляться со все более сложными учебными нагрузками в связи с переходом и обучением в среднем звене школы и усложнением школьной программы.

Нужно отметить, что особенности развития памяти в подростковом возрасте так и или иначе затрагивалась многими исследователями от психологических и психолого-педагогических наук.

Так, Л.С. Выготский указывал на то, что в подростковом возрасте происходит переход в развитии высших психических функций от естественных форм и способов поведения к опосредствованным, искусственным, возникшим в процессе культурного развития психологическим функциям. Это, прежде всего, касается мышления и памяти подростка. Подросток при запоминании уже пользуется понятиями и абстракциями, что налагает и на специфику запоминания материала[5].

А.Н. Леонтьев  в своих исследованиях<...>

 

Глава 1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

Память относится к психическим познавательным процессам. Она неоднократно становилась объектом изучения различных исследователей в психологической науке в силу той особенной важности, которую память приобретает в жизни человека. Тем не менее, в настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти - психологическому и нейрофизиологическому - сейчас прибавился третий - биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти [19,c. 283]. <...>

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

Рассмотрим особенности развития познавательных способностей в подростковом возрасте, тем более, что как указывалось в 1-ой главе, память тесно переплетена со всеми познавательными процессами в психике человека.

На протяжении подросткового возраста получают развитие практически все познавательные процессы. Однако наиболее очевидные и значимые изменения происходят в сфере мышления подростков. Возрастают его возможности, и как следствие, происходит расширение границ сознания, воображения, диапазона суждений и проницательности индивида. Как указывают, многие авторы, происходит полная интеллектуализация жизни подростков[3],[14],[17].<...>

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ПОДРОСТКОВ.

Как отмечалось в предыдущей главе, в подростковом возрасте происходит развитие всех познавательных  способностей, которые подвергаются интеллектуализации и достигают достаточно высокого уровня развития, чему во многом способствует учебная и трудовая деятельность. Это с полным правом можно отнести и к развитию памяти у подростков.

Обратимся к тем исследованиям памяти в подростковом возрасте, которые проливают свет на особенности ее развития в этот период.

Так уже, П.П. Блонский высказал и развил мысль о том, что различные <...>

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Блонский П.П. Развитие мышления школьников // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2.     Большой психологический словарь/Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.-СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007.

3.     Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. - Т.2. - Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982. -С. 386-395.

4.     Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.

5.     Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)
// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.

6.     Грановская Р. М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.

7.     Зинченко  П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – 3-е изд. – М.: ЧеРо, 2002.

8.     Кашенская Б.И. и Венн А.М. Память человека. М.: - Наука, 1973

9.     Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А.  , Игумнов, С.А.  «Психическое развитие детей в норме и патологии». –СПб.: Питер, 2004.

10.              Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М.:Просвещение, 1979/

11.              Ломов Б. Ф. Память и антиципация / Исследование памяти. - М.: Наука, 1990.

12.              Ляудис  В.Я. Память в процессе развития . – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

13.              Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений.В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.

14.              Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология.-М.: Московский психолого-социальный институт,2005.

15.              Пиаже Ж.   Психология   интеллекта.   Формирование   мышления.   ИПТ.- М.: Межд.   пед.   ак.,   1994.

16.              Познавательные психические процессы  / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001.

17.              Психология подростка. Полное руководство.  Под редакцией члена корреспондента  РАО А.А. Реана –СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2003.

18.              Психология развития.7-е изд./Г.Крайг.- СПб.: Питер,2003.

19.              Петровский А.В. Общая психология. -М.:Просвещение, 1976.

20.              Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2011.

 

21.              Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996.

22.              Середа Г. К. Что такое память? // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 6. С. 41—48.

 

23.              Столяренко  Л.Д. Основы психологии.4-е изд., перераб. и доп.-Ростов н/Д: Феникс,2001.

 

24.              Черемошкина  Л.В. Психология памяти. - М.: Академия, 2002.

 

25.              Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей /Л.В.Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.

 


 

Если заинтересовала работа в полном объеме, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 

 



Используются технологии uCoz