Ниже приведены вопросы, встречающиеся в контрольных работах для Мозырского педагогического университета.
Если Вам необходимы обстоятельные и развернутые ответы на них, то Вам сюда.

Успехов в учебе! :)

 

  1. «Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого стоит потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твердо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию». Проанализируйте высказывание Ф. Хайека. С чем Вы можете согласиться,  а с чем нет? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  2. Бихевиористский подход к проблеме «политика и личность» связан с исследованием мотивации политического поведения личности, анализом его типологии, поиском способов и методов контроля его поведения. Как вы думаете, в какой мере эти исследования служат повышению эффективности воздействия власти на личность, и при каких условиях их результаты могут быть использованы для отчуждения людей от политики? Свой ответ аргументируйте.
  3. При каких условиях существует, на Ваш взгляд, опасность вовлечения широких слоев населения в конфликт между властными структурами? В каком случае стороны такого конфликта будут идти на подобное его обострение? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  4. Какие особенности политического процесса, характерные для Республики Беларусь, Вы можете назвать? Свой ответ аргументируйте.
  5. Различают кризисы, связанные с исчерпанием ресурсов политической системы или ее институтов, и кризисы, порождённые сопротивлением среды, преодолеть которые невозможно. Можно ли считать какой-либо из этих типов более опасным для политической системы? Свой ответ аргументируйте.
  6. Охарактеризуйте главные особенности политического сознания общества в Республике Беларусь.
  7. Как вы считаете, в чем заключается особенности развития политологии в РБ?
  8. . Какое утверждение о сущности государства ближе к истине: «государственным благом является справедливость», то есть то, что служит общей пользе (Аристотель); «слабый народ – значит сильное государство, сильное государство - значит слабый народ. Ослабление народа, следовательно, главная задача государства …» (Шан Ян)?
  9. Объясните чем обусловлено различие в понимании природы государства у античных философов и школы легистов в  Китае.
  10. Какие причины вызывают возрастание роли контроля над духовно-информационными ресурсами в механизме власти современного общества?
  11. Какие проблемы анализа политической системы позволяет решить системный подход в отличие от институционального и какие проблемы, в свою очередь, порождает его применение?
  12. Чем, на Ваш, взгляд, можно объяснить доминирование органов исполнительной власти в тоталитарных государствах? Аргументируйте ответ. 
  13. По каким признакам Вы бы отличали жизнеспособные партии от «партий-однодневок»? Свой ответ аргументируйте.
  14. Возможно ли создать политическую систему, в рамках которой политический процесс гарантирован от режима упадка, или сама постановка такой проблемы является утопической? Аргументируйте ответ. 
  15. Чем Вы можете объяснить политизированность социальных процессов в белорусском обществе?
  16. Проанализируйте, пожалуйста, факторы формирования политической мысли на белорусских землях в IX-XIII  веках. Выделите, пожалуйста, основные аспекты развития политической мысли в произведениях Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского и Климента Смолятича. 
  17. Г. Моска выделил три способа существования элиты: 1) «увековечивание» без обновления; 2) «увековечивание» с  обновлением; 3)частое обновление. Какой из предложенных способов оптимален для поступательного развития общества? Аргументируйте свой ответ. 
  18. Как Вы считаете, какие основные причины распространения тоталитарного типа политического режима в ХХ веке? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  19. Как Вы считаете, почему, возможность становления гражданского общества разрушила Октябрьская революция 1917 г.? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  20. Чем вы можете объяснить слабость политических партий Беларуси как политических сил? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  21. «Для конфликтующих сторон, как и для конфликтующих детей, было бы полезно знать, что стороны рассматривают как выгоду или достижение цели, как потерю или поражение. Это необходимо для понимания динамики конфликта, его прогнозирования и разрешения». Можете ли Вы согласиться с мнением немецкого политолога Р. Дарендорфа? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  22. Каковы, на Ваш взгляд основные причины, вызвавшие выделение политической науки в самостоятельную отрасль научного знания?
  23. Как вы думаете, почему  в обосновании божественной природы государства у философов лежит тезис о «естественной греховности человека»?
  24. Стремление человека к власти объясняется по-разному. Какой из подходов представляется Вам наиболее убедительным и каковы аргументы, определяющие ваш выбор?
  25. Совместимы ли, на Ваш взгляд, свободная личность и государство? Аргументируйте свой ответ.
  26. Охарактеризуйте проблемы партийного строительства в РБ на современном этапе.
  27. Охарактеризуйте основные векторы социальной политики белорусского государства.
  28. Можно ли утверждать, что представители различных идеологических взглядов будут оценивать как развитие различные трансформации политических систем? Свой ответ аргументируйте.
  29. Несмотря на негативное отношение к политике значительной части населения в различных государствах, без политики не может обойтись ни одно общество. Как Вы думаете, с чем это связано?
  30. Выделите, пожалуйста, основные тенденции развития западной политической мысли в конце 20 - начале 21 веков.
  31. Подразумевает ли социологический подход к анализу проблемы власти её этическую или какую-либо другую оценку или он ограничивается описанием её структуры и функционирования? Аргументируйте свой ответ.
  32. Чем, на ваш взгляд, отличаются закрытые и открытые политические системы общества? Назовите государства, которые можно отнести к данным типам. Аргументируйте свой ответ.
  33. Какие факторы влияют на выбор политического режима? Ш.Монтескье связывал это с размерами государства: «Демократическое правление более пригодно для малых государств, аристократическое - для средних, монархическое - для больших». Насколько, по Вашему мнению, прав французский мыслитель? 
  34. Чем правовое государство отличается от социального государства? Всегда ли правовое государство автоматически является и социальным? Свой ответ аргументируйте.
  35. Почему гражданское общество нельзя считать обществом «деполитизированным», то есть находящимся вне политики? Свой ответ аргументируйте.
  36. В каких условиях Беларусь стала независимым государством? Как Вы считаете, были ли альтернативные варианты исторического развития белорусской государственности? Свой ответ аргументируйте.
  37. Различают кризисы, связанные с исчерпанием ресурсов политической системы или ее институтов, и кризисы, порождённые сопротивлением среды, преодолеть которые невозможно. Можно ли считать какой-либо из этих типов более опасным для политической системы? Свой ответ аргументируйте.
  38. Утопии доказали свою действенность, а в какой мере антиутопии способны повлиять на развитие реальных социальных процессов? Знаете ли Вы примеры антиутопий, которые были бы полезны для Республики Беларусь?
  39. Одно из наиболее лаконичных определений демократии дал А. Линкольн: «демократия есть правление народа, избранное народом и для народа». Соотнеся это изречение с современной политической практикой, можно ли утверждать, что это действительно так? Докажите.
  40. Как вы думаете, возможна ли взаимосвязь политики, права и морали? Для ответа на вопрос прокомментируйте следующие утверждения:-" Морали в политике нет, а есть только целесообразность" (В.И. Ульянов)-"Сила дарует права" (Платон)
  41. Как вы считаете можно ли Статусы ВКЛ считать конституцией и основой правового государства? Аргументируйте ответ.
  42. Многие авторы объясняют сущность лидерства отношениями «лидер-масса», и обращают внимание на различные стороны этого взаимодействия. Выделите факторы, определяющие смысл лидерства. 
  43. В какой мере на ваш взгляд, государство является продуктом рациональной деятельности людей, а в какой оно есть естественно возникающий результат развития, продукт конкретной традиции и культуры. Ответ аргументируйте.
  44. Как вы думаете, с какими проблемами сталкивается процесс формирования гражданского общества в Республике Беларусь? Ответ аргументируйте.
  45. Выделите достоинства и недостатки мажоритарной и  пропорциональной избирательных систем. Какая из этих избирательных систем пользуется в РБ? Ответ аргументируйте.
  46. Объясните, используя главу 2 Конституции РБ, сущность основной формы прямого участия граждан в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни—референдумов. Как вы думаете, каковы основные причины абсентеизма?
  47. Парламент: общая характеристика, структура, комплектация, порядок работы. Характеристика парламента РБ, его основные полномочия. 
  48. Как вы считаете, контролирует ли общество деятельность политической элиты, опираясь на демократические механизмы, или, напротив, формальный демократизм позволяет элите более эффективно контролировать общество, маскируя свое господство?
  49. Согласны ли Вы с утверждением, что пропорциональная избирательная система более соответствует современному этапу развития и является демократичной, чем мажоритарная? Аргументируйте ответ.
  50. Подумайте и ответьте, какие политические кризисы и почему затронули Республику Беларусь? Аргументируйте ответ.
  51. Как высчитаете, как можно объяснить тот факт, что перенесение западных политических институтов и процедур в страны Азии и Африки не приводит к развитию в данных регионах демократии? Аргументируйте ответ. 
  52. Как вы думаете, почему членам отрядов гитлерюгенда, когда они были в своей форме, запрещалось узнавать и приветствовать своих сверстников в толпе? Как это связано с политической социализацией?
  53. Как вы считаете, какова роль идеологии и политической пропаганды в формировании общественного мнения, индивидуальных предпочтений на современном этапе? Аргументируйте ответ. 
  54. Можете ли Вы согласиться с мнением Н. Спайкмена (США), что «Могущество, в конечном счете, сводится к способности вести успешную войну». Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  55. Методы политологии. Партии как разновидность политических сил. 
  56. В современной политологии сложилось множество школ. Классификацию данных школ можно проводить по национальному признаку (американская, германская, белорусская и т.д.) по методологическому признаку (бихевиористская, марксистская, структурно-функциональная и т. д.). Какая позиция для Вас кажется наиболее верной? Аргументируйте свой ответ.
  57. Сравните две точки зрения по вопросу о соотношении цели и средств в политике:
    1. «Цель оправдывает средства». (Н. Макиавелли).
    2. «Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью. Когда применяют злые, противоположные целям средства, то до цели никогда не доходят, все заменяют средствами и о целях забывают, или они превращаются в чистую риторику. Цель имеет смысл лишь в том случае, если ее начать осуществлять сейчас же, тут». (Н. А. Бердяев).
  58. Как вы считаете, почему в СССР господствовал вождизм как тип политического лидерства? Аргументируйте свой ответ.
  59. Представьте, пожалуйста, себя кандидатом в местный совет депутатов. Сформулируйте основной лозунг избирательной компании. Составьте привлекательный образ кандидата. Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  60. Какие преимущества и недостатки, на Ваш взгляд, несет в себе рационализация общественной жизни? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  61. Процесс формирования политического сознания тесно связан с осознанием своей групповой принадлежности и определением связи с этим реальных интересов. Но этот процесс осложняется наличием маргинальных групп населения и сиюминутных политических интересов. Каковы последствия подобной ситуации для формирования политического сознания личности и общества? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  62. Чем на Ваш взгляд «культурная колонизация» отличается от «культурного обмена» и допустимо ли политическими средствами противостоять культурной экспансии? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  63. Существует ли однозначная зависимость между политическим развитием и демократизацией политической жизни? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  64. Какие действия политической власти провоцируют революционный взрыв, а какие позволяют его избежать? Какое содержание Вы вкладываете в понятие «революция сверху»? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте. 
  65. Если государство многонационально (США, Индия, Россия), то будет ли политическая социализация иметь обязательно конфликтный характер? Какие факторы помогают избегать возникновения конфликтности? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  66. Как известно, для поддержания правопорядка в обществе власти многих демократических государств используют принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью. 
  67. Проанализируйте пожалуйста следующее определение политической партии: «Партия – это организация индивидов, которая стремиться продлить путем выборов или помимо выборов полномочия от народа или его части для специальных представителей этой организации, чтобы осуществлять политическую власть данных представительных учреждений, утверждая, что такая власть будет осуществляться от имени этого народа». Каковы достоинства и недостатки данного определения?
  68. Проблема «политика и личность» исследуется в современной политологии с различных точек зрения. В этом разнообразии можно выделить два подхода: институциональный и поведенческий. В рамках институционального подхода проблема рассматривается с точки зрения выяснения места и роли конкретного человека в политической системе общества. Можно выделить две модели, по которым строятся отношения власти и личности: модель подчинения и модель интереса. Сравните, пожалуйста, эти две модели. Какая из них Вам представляется более плодотворной и почему? Свой ответ аргументируйте. 
  69. Проанализируйте, пожалуйста, почему одним из важнейших условий рационального регулирования конфликта выступает признание всеми сторонами факта его существования? Всегда ли власть и ее оппоненты признают существование конфликтной ситуации. 
  70. Страны Латинской Америки страдают слабостью демократических институтов, большим числом переворотов, которые совершаются в них. Часть западных исследователей объясняют это господством католицизма в регионе. Как Вы считаете, правы ли те исследователи, которые выделяют силу влияния религии на политическое развитие? Свой ответ, пожалуйста, аргументируются.
  71. Американский политолог Д. Истон отметил, что каждое общество не может продолжать существовать само по себе; оно сохраняется только в том случае, если ему предписывается какой-то минимум поведенческих норм. Насколько верно это утверждение на ваш взгляд? Свой ответ, пожалуйста,аргументируйте.
  72. В какой мере, на Ваш взгляд коллективное бессознательное предопределяет особенности национального политического сознания и в чем это проявляется? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте.
  73. Отрицание роли идеологии в жизни общества аргументируется чаще всего тем, что люди стали практичнее и в своих поступках руководствуются здравым смыслом. Каково, на ваш взгляд соотношение идеологии и здравого смысла? Свой ответ, пожалуйста , аргументируйте
  74. Немецкий социолог и политолог К. Мангейм утверждал. Что человечество «обречено» на использование утопий в политике? Какие политические механизмы могут помочь обществу избежать «тотального» воплощения какой-либо утопии?
  75. Известно, что функционализм и конфликтология как бы с противоположных позиций оценивают конфликты и стабильность. Если функционализм считает залогом процветания общества стабильность, то в конфликтологии отдают предпочтение управляемым конфликтам как необходимому условию развития общества.
  76. Чью позицию вы разделяете? Может быть, у Вас возникает третий подход к этой сложной проблеме, который бы совместил эти, на первый взгляд, противоположные позиции? Определившись, постарайтесь на историческом развитии России в XX в. проследить роль конфликтов, стабильности, застоев в судьбе нашего Отечества
     
  77. Происхождение, сущность, структура и функции политической власти. Субъекты политической власти. Избирательное право и выборы. Политическое сознание: сущность, исторические типы и функции.
  78. Будет ли корректным, на Ваш взгляд, различать понятия «политическое насилие» и «использование силы в политике»? Объясните свой выбор.
  79. Как вы считаете, возможно, ли создание политической идеологии, базирующейся на общечеловеческих ценностях» или «научной идеологии»? Аргументируйте ответ.

 



Используются технологии uCoz