ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Хотя труд детей и похож на труд взрослых, во многих отношениях, и прежде всего по своим функциям и психологическому содержанию, он отличается от последнего.
Сходство трудовой деятельности старшеклассников с трудом взрослых состоит в том, что в ней воспроизводят (или пытаются воспроизвести) типичное содержание труда взрослых и на этой основе формируют лучшие черты и свойства передового советского рабочего. Похожими являются также условия труда и его организация (звеньевая или бригадная форма, нормирование труда, соревнование). Сходство заключается и в том, что в обоих случаях создается общественно полезная продукция. Ведь труд, не имеющий в виду создания ценностей, по словам А. С. Макаренко, не является положительным элементом воспитания.
Различия между трудовой деятельностью учащихся и трудом взрослых проявляются прежде всего в целях. В труде взрослых основной целью является создание потребительских стоимостей (материальных, духовных и др.), а в трудовой деятельности детей главное — это решение учебных и воспитательных задач. Создание общественно полезного продукта — средство трудового воспитания, условие и способ формирования психологической готовности к труду и развития личности школьника.
Будучи обусловлена главным образом учебно-воспитательными задачами, трудовая деятельность имеет (или должна иметь) иное строение, чем труд взрослых. Во многих отношениях она строится по законам учебной деятельности и воспитания. В процессе труда, как правило, педагогу приходится организовывать наблюдение учащихся, выделять из общего фона объект восприятия, сближать однородные объекты и явления с целью сравнения, синтеза, обобщения, а также совершать и другие действия. Чтобы стимулировать формирование тех или иных качеств личности, педагог создает ситуации воспитания: контролирует отношения учащихся к производственным заданиям, подводит итоги рабочего дня, показывает их общественную значимость, организует взаимопомощь, систему полномочий и условия для их осуществления, а также учит совмещать личные интересы и интересы коллектива, строить оптимальные отношения с товарищами и многому другому.
По сравнению со взрослыми школьники предъявляют более высокие требования к профессиональному содержанию своей трудовой деятельности, к представленности в ней основных составляющих той или иной профессии (предметов, средств и условий труда, типичных трудовых задач и др.). Как показывают наши исследования, многие учащиеся выражают неудовольствие тем, что им не доверяют работать на сельскохозяйственных машинах, что труд в ученической бригаде мало способствует овладению профессией механизатора, закреплению знаний по машиноведению, растениеводству. Эти требования обусловлены не только несовершенством организации детского труда, но и тем, что старший школьный возраст сен-зитивен ко всему, что связано с профессиональным самоопределением (построением профессиональных планов, удовлетворением притязаний в отношении «своей» профессии, допрофессиональной подготовки и т.д.).
Специфичны и противоречия трудовой деятельности школьников. Одно из них состоит в том, что вид деятельности, на основе которого проводится трудовое обучение, часто не совпадает (для разных учеников в неодинаковой мере) с желаемым для конкретного учащегося в плане его будущего. Ведь реальный выбор профессии по времени происходит позже, чем организуется трудовое обучение. Кроме того, в сегодняшней школе детей приобщают прежде всего к тем профессиям, в которых наше народное хозяйство испытывает наибольшую потребность. В связи с этим педагогу приходится не столько помогать им выбирать профессию, сколько формировать у них с учетом склонностей и способностей профессиональные намерения, которые бы максимально совпадали с потребностями общества.
В поведении учащихся названное противоречие проявляется в самых различных формах. Прежде всего оно сказывается на отношении к трудовому обучению: многие из них проявляют недостаточную познавательную активность, оценивают занятия по профилю обучения как второстепенные, перестают интересоваться результатами этого обучения и тем, как их оценивают учителя («мне все равно, потому что я выбрал другую профессию»). Естественно, что при такой мотивации включение учащегося в учебно-трудовую деятельность может быть лишь частичным. К участию в ней его побуждают такие малодейственные мотивы, как необходимость получить оценку в аттестат, надежда, что знания по тому или иному профилю могут «пригодиться где-нибудь».
Снять это противоречие возможно лишь путем введения более широкой и действенной мотивации в овладении конкретными видами труда. Тем же целям служат придание обучению большей политехнической и общетрудовой направленности, включение в программы по трудовому обучению научных основ современного промышленного производства.
Другое противоречие в учебно-трудовой деятельности школьников заключается в несовпадении задач трудового обучения и профессиональной ориентации с тем производственным содержанием, на основе которого они решаются. Как правило, трудовое обучение, в частности производственная практика, например, в сельской школе, проводится на базе ручного труда, вспомогательных и других неквалифицированных работ, в которых менее всего отражены научные и политехнические основы современного производства. Это противоречие возникло отнюдь не вследствие отсутствия фронта работ, надлежащей техники. Причиной его оказался возрастной «ценз»: учащимся до 18 лет, как известно, не разрешается работать водителями автомашин, трактористами, электриками и др. Тем самым сужаются их возможности для практической проверки склонностей и способностей, имеющих большое значение для профессионального самоопределения.
Основной путь снятия этого противоречия, по-видимому, состоит в том, чтобы более широко внедрить в практику трудового обучения школьников техническое творчество, сельскохозяйственное опытничество, в которых гораздо полнее, чем в каком-либо другом виде деятельности, представлены научные основы и политехническое содержание современного производства. Так, например, опытническая работа содержит почти все моменты трудовой деятельности передового сельскохозяйственного рабочего, а ее мотивация даже богаче. Для достижения целей полевого опыта требуется не только выполнить все те агроприемы, что и на производственном участке, но и осуществить такие интеллектуальные действия, как составление схемы эксперимента, контроль за ходом опыта, анализ его результатов.
Названные противоречия, если они не разрешаются, отрицательно сказываются на отношении учащихся к трудовому обучению и производительному труду.
Основным результатом трудовой деятельности школьников является практическая и психологическая готовность их к труду. Психологическая готовность к труду означает такой уровень развития личности, который является достаточным для успешного овладения любым видом производительного труда. Ее можно определить также как сложное синтетическое новообразование, включающее в себя понимание общественной и личной необходимости труда: относительно развитые волевые качества и черты характера, выражающие отношение к труду; общетрудовые умения, навыки и способности. Понимание общественной и личной необходимости труда проявляется в соответствующих мотивах, благодаря которым труд для ребенка приобретает личную значимость. Под общетрудовыми понимаются те умения и навыки, которые используются во многих видах труда: планирование и самоконтроль его выполнения, рациональная организация рабочего места, культура обращения с инструментами, культура движений, правильное чередование труда и отдыха, чтение схем и чертежей и др. К ним относится также и умение трудиться в коллективе, устанавливать и поддерживать оптимальные взаимоотношения с другими его членами. В ряду способностей, необходимых во многих видах труда, можно назвать такие, как общая работоспособность, техническое мышление, пространственное воображение, коммуникабельность и др.
Как показывает опыт трудового воспитания учащихся на базе учебно-производственных комбинатов (УПК), психологическая готовность к труду может быть одновременно и психологической готовностью к освоению конкретного вида труда. Так, например, многие учащиеся после двух лет обучения уже имеют твердое профессиональное намерение, получают квалификацию по той или иной специальности.
Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит не только в производительном труде, но и в таких видах деятельности, как игра, учение, трудовое и производственное обучение, бытовой труд, техническое творчество. Изучая общеобразовательные предметы, школьник, например, усваивает научные основы современного производства, значение труда в жизни человека и общества в целом, знакомится в теории с содержанием труда в различных профессиях. У него формируются мотивы-побуждения к участию в общественном производстве. При организации коллективной работы на уроке у учащихся воспитывается также чувство ответственности за общий успех, они приобретают такие общетрудовые умения и навыки, как планирование, рациональная организация своего труда, самоконтроль, взаимоконтроль, обмен способами действия и др. «Каждая школьная дисциплина,— подчеркивает Е.А. Климов,— предлагает ученику такие ситуации, которые являются как бы модельными по отношению к тем или иным видам профессиональной деятельности взрослых людей». Однако этой собственно учебной подготовки еще недостаточно, чтобы школьник мог успешно переключиться с учения на производительный труд. Как показывают наблюдения и психолого-педагогические исследования, выпускники школы практически и психологически не готовы к названному переходу.
Несколько больше возможностей (чем в учении) для психологической подготовки к производительному труду — в трудовом и производственном обучении. На учебно-производственном комбинате (УПК), например, учащиеся старших классов основательно усваивают общественно выработанные способы труда, полнее знакомятся с нормами человеческих взаимоотношений, у них продолжается становление личных и общественных мотивов труда. Происходят и другие качественные изменения, без которых нельзя включиться в квалифицированный производительный труд.
Сближению деятельности учащихся на УПК с трудовой деятельностью взрослых способствует сочетание производственного обучения с выполнением несложных заказов базовых предприятий. Благодаря выполнению производственных заказов трудовое обучение приобретает в глазах учащихся большую общественную значимость. Создаются и условия для формирования общественно ценных мотивов (осознание общественной пользы своего труда, чувство ответственности и др.), ознакомления с элементами рациональной организации труда (экономией сил, рабочего времени, материалов, энергии и др.), развития экономического мышления.
Более полное сближение учебной и трудовой деятельности старшеклассника с трудом взрослых происходит при организации систематического (в течение всего хозяйственного года) производительного труда, например, в ученической производственной бригаде или ученическом лесничестве. Здесь происходят интенсивное формирование у школьников реальных (а не только «знаемых») мотивов трудовой деятельности, практическая проверка своих интересов, склонностей и способностей. Здесь создаются благоприятные условия для формирования процессов целеполагания, которым принадлежит решающая роль в усвоении трудовой деятельности как системы, как единого целого.
Таким образом, во время производственного обучения и производительного труда школьников создаются внешние и внутренние предпосылки для более успешного перехода от учения к трудовой деятельности взрослых. Поскольку эта деятельность не тождественна ни учению, хотя и связана с ним по способам освоения и частично по содержанию, ни трудовой деятельности взрослых, условно ее можно назвать учебно-трудовой. По ее значению в развитии психики старшего школьника, особенно для формирования таких новообразований, как психологическая готовность к труду и профессиональное самоопределение, учебно-трудовая деятельность является ведущей.
Формы организации учебно-трудовой деятельности школьников обычно тесно связаны и с учением, и с трудовой деятельностью взрослых (разумеется, не в одинаковой мере). Внутри них функционируют компоненты и той, и другой деятельности, при их организации используются уже сложившиеся у школьников мотивы и способы действия, формы взаимоотношений, учитывается уровень развития ответственности за свои поступки и других черт и качеств личности. В них вводится типичная для труда мотивация, включаются некоторые трудовые приемы и операции, используются простейшие орудия труда, звеньевая и бригадная форма работы. Благодаря такой интеграции происходит дальнейшее развитие и преобразование чисто учебных мотивов и способов действия в трудовые, формирование на их основе новых побуждений, умений и навыков, усвоение новых видов взаимоотношений с другими людьми.
Во многих трудовых объединениях школьников по примеру взрослых организуется соревнование, которое способствует формированию сплоченного трудового коллектива, воспитанию у школьников чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности за общий успех. Через участие в соревновании школьники практически постигают основные права и обязанности коллектива, которые юридические закреплены в Законе о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями.
Подросткам и старшим школьникам присущи состязательность, стремление «померяться силами». Они хорошо понимают идею социалистического соревнования, охотно участвуют, например, в межбригадном соревновании, особенно если оно сочетается со спортивными соревнованиями и совместными вечерами художественной самодеятельности. При подведении итогов соревнования в ряде ученических производственных бригад практикуется макаренковская традиция «авансирования личности через коллектив», когда отмечается работа всех членов победившего звена и когда для многих из них поощрение становится «молчаливым нравственным обязательством».
Источник: Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. 2-е изд. Мн.: Университетское, 1988. С. 63-70.