На главную

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Хотя труд детей и похож на труд взрослых, во многих отноше­ниях, и прежде всего по своим функциям и психологическому со­держанию, он отличается от последнего.

Сходство трудовой деятельности старшеклассников с трудом взрос­лых состоит в том, что в ней воспроизводят (или пытаются воспроизвести) типичное содержание труда взрослых и на этой основе формируют лучшие черты и свойства передового советского рабочего. Похожими являются также условия труда и его организация (звеньевая или бригадная форма, нормирование труда, соревнование). Сходство заключается и в том, что в обоих случаях создается общественно полезная продукция. Ведь труд, не имеющий в виду создания ценностей, по словам А. С. Макаренко, не является поло­жительным элементом воспитания.

Различия между трудовой деятельностью учащихся и трудом взрослых проявляются прежде всего в целях. В труде взрослых основной целью является создание потребительских стоимостей (материальных, духовных и др.), а в трудовой деятельности детей главное — это решение учебных и воспитательных задач. Создание общественно полезного продукта — средство трудового воспитания, условие и способ формирования психологической готовности к тру­ду и развития личности школьника.

Будучи обусловлена главным образом учебно-воспитательными задачами, трудовая деятельность имеет (или должна иметь) иное строение, чем труд взрослых. Во многих отношениях она строится по законам учебной деятельности и воспитания. В процессе труда, как правило, педагогу приходится организовывать наблюдение уча­щихся, выделять из общего фона объект восприятия, сближать однородные объекты и явления с целью сравнения, синтеза, обобщения, а также совершать и другие действия. Чтобы стимулировать формирование тех или иных качеств личности, педагог создает ситуации воспитания: контролирует отношения учащихся к произ­водственным заданиям, подводит итоги рабочего дня, показывает их общественную значимость, организует взаимопомощь, систему полномочий и условия для их осуществления, а также учит совмещать личные интересы и интересы коллектива, строить оптимальные отношения с товарищами и многому другому.

По сравнению со взрослыми школьники предъявляют более вы­сокие требования к профессиональному содержанию своей трудовой деятельности, к представленности в ней основных составляющих той или иной профессии (предметов, средств и условий труда, типичных трудовых задач и др.). Как показывают наши исследования, многие учащиеся выражают неудовольствие тем, что им не доверяют работать на сельскохозяйственных машинах, что труд в ученической бригаде мало способствует овладению профессией меха­низатора, закреплению знаний по машиноведению, растениеводству. Эти требования обусловлены не только несовершенством организа­ции детского труда, но и тем, что старший школьный возраст сен-зитивен ко всему, что связано с профессиональным самоопределе­нием (построением профессиональных планов, удовлетворением притязаний в отношении «своей» профессии, допрофессиональной подготовки и т.д.).

Специфичны и противоречия трудовой деятельности школьни­ков. Одно из них состоит в том, что вид деятельности, на основе которого проводится трудовое обучение, часто не совпадает (для разных учеников в неодинаковой мере) с желаемым для конкретного учащегося в плане его будущего. Ведь реальный выбор профес­сии по времени происходит позже, чем организуется трудовое обучение. Кроме того, в сегодняшней школе детей приобщают прежде всего к тем профессиям, в которых наше народное хозяйство испытывает наибольшую потребность. В связи с этим педагогу прихо­дится не столько помогать им выбирать профессию, сколько фор­мировать у них с учетом склонностей и способностей профессиональные намерения, которые бы максимально совпадали с потребностями общества.

В поведении учащихся названное противоречие проявляется в самых различных формах. Прежде всего оно сказывается на отно­шении к трудовому обучению: многие из них проявляют недоста­точную познавательную активность, оценивают занятия по профи­лю обучения как второстепенные, перестают интересоваться резуль­татами этого обучения и тем, как их оценивают учителя («мне все равно, потому что я выбрал другую профессию»). Естественно, что при такой мотивации включение учащегося в учебно-трудовую деятельность может быть лишь частичным. К участию в ней его побуждают такие малодейственные мотивы, как необходимость получить оценку в аттестат, надежда, что знания по тому или иному профилю могут «пригодиться где-нибудь».

Снять это противоречие возможно лишь путем введения более широкой и действенной мотивации в овладении конкретными видами труда. Тем же целям служат придание обучению большей по­литехнической и общетрудовой направленности, включение в про­граммы по трудовому обучению научных основ современного про­мышленного производства.

Другое противоречие в учебно-трудовой деятельности школьни­ков заключается в несовпадении задач трудового обучения и профессиональной ориентации с тем производственным содержанием, на основе которого они решаются. Как правило, трудовое обучение, в частности производственная практика, например, в сельской школе, проводится на базе ручного труда, вспомогательных и других неквалифицированных работ, в которых менее всего отражены на­учные и политехнические основы современного производства. Это противоречие возникло отнюдь не вследствие отсутствия фронта работ, надлежащей техники. Причиной его оказался возрастной «ценз»: учащимся до 18 лет, как известно, не разрешается работать водителями автомашин, трактористами, электриками и др. Тем самым сужаются их возможности для практической проверки склонностей и способностей, имеющих большое значение для профессионального самоопределения.

Основной путь снятия этого противоречия, по-видимому, состоит в том, чтобы более широко внедрить в практику трудового обучения школьников техническое творчество, сельскохозяйственное опытничество, в которых гораздо полнее, чем в каком-либо другом виде деятельности, представлены научные основы и политехническое содержание современного производства. Так, например, опыт­ническая работа содержит почти все моменты трудовой деятель­ности передового сельскохозяйственного рабочего, а ее мотивация даже богаче. Для достижения целей полевого опыта требуется не только выполнить все те агроприемы, что и на производствен­ном участке, но и осуществить такие интеллектуальные действия, как составление схемы эксперимента, контроль за ходом опыта, анализ его результатов.

Названные противоречия, если они не разрешаются, отрицательно сказываются на отношении учащихся к трудовому обучению и производительному труду.

Основным результатом трудовой деятельности школьников является практическая и психологическая готовность их к труду. Психологическая готовность к труду означает такой уровень развития личности, который является достаточным для успешного овладения любым видом производительного труда. Ее можно определить также как сложное синтетическое новообразование, включающее в себя понимание общественной и личной необходимости труда: от­носительно развитые волевые качества и черты характера, выражающие отношение к труду; общетрудовые умения, навыки и способности. Понимание общественной и личной необходимости труда проявляется в соответствующих мотивах, благодаря которым труд для ребенка приобретает личную значимость. Под общетрудовыми понимаются те умения и навыки, которые используются во многих видах труда: планирование и самоконтроль его выполнения, рацио­нальная организация рабочего места, культура обращения с ин­струментами, культура движений, правильное чередование труда и отдыха, чтение схем и чертежей и др. К ним относится также и умение трудиться в коллективе, устанавливать и поддерживать оп­тимальные взаимоотношения с другими его членами. В ряду способностей, необходимых во многих видах труда, можно назвать та­кие, как общая работоспособность, техническое мышление, пространственное воображение, коммуникабельность и др.

Как показывает опыт трудового воспитания учащихся на базе учебно-производственных комбинатов (УПК), психологическая готовность к труду может быть одновременно и психологической го­товностью к освоению конкретного вида труда. Так, например, многие учащиеся после двух лет обучения уже имеют твердое профес­сиональное намерение, получают квалификацию по той или иной специальности.

Формирование у школьника психологической готовности к тру­ду происходит не только в производительном труде, но и в таких видах деятельности, как игра, учение, трудовое и производственное обучение, бытовой труд, техническое творчество. Изучая общеобра­зовательные предметы, школьник, например, усваивает научные ос­новы современного производства, значение труда в жизни человека и общества в целом, знакомится в теории с содержанием труда в различных профессиях. У него формируются мотивы-побуждения к участию в общественном производстве. При организации коллективной работы на уроке у учащихся воспитывается также чувство ответственности за общий успех, они приобретают такие общетрудовые умения и навыки, как планирование, рациональная органи­зация своего труда, самоконтроль, взаимоконтроль, обмен способами действия и др. «Каждая школьная дисциплина,— подчеркивает Е.А. Климов,— предлагает ученику такие ситуации, которые являются как бы модельными по отношению к тем или иным видам профессиональной деятельности взрослых людей». Однако этой собственно учебной подготовки еще недостаточно, чтобы школьник мог успешно переключиться с учения на производительный труд. Как показывают наблюдения и психолого-педагогические исследо­вания, выпускники школы практически и психологически не гото­вы к названному переходу.

Несколько больше возможностей (чем в учении) для психологической подготовки к производительному труду — в трудовом и производственном обучении. На учебно-производственном комбинате (УПК), например, учащиеся старших классов основательно усваивают общественно выработанные способы труда, полнее зна­комятся с нормами человеческих взаимоотношений, у них продолжается становление личных и общественных мотивов труда. Про­исходят и другие качественные изменения, без которых нельзя включиться в квалифицированный производительный труд.

Сближению деятельности учащихся на УПК с трудовой дея­тельностью взрослых способствует сочетание производственного обучения с выполнением несложных заказов базовых предприятий. Благодаря выполнению производственных заказов трудовое обучение приобретает в глазах учащихся большую общественную значимость. Создаются и условия для формирования общественно цен­ных мотивов (осознание общественной пользы своего труда, чувство ответственности и др.), ознакомления с элементами рацио­нальной организации труда (экономией сил, рабочего времени, ма­териалов, энергии и др.), развития экономического мышления.

Более полное сближение учебной и трудовой деятельности стар­шеклассника с трудом взрослых происходит при организации систематического (в течение всего хозяйственного года) производи­тельного труда, например, в ученической производственной бригаде или ученическом лесничестве. Здесь происходят интенсивное формирование у школьников реальных (а не только «знаемых») мотивов трудовой деятельности, практическая проверка своих интересов, склонностей и способностей. Здесь создаются благоприятные условия для формирования процессов целеполагания, которым при­надлежит решающая роль в усвоении трудовой деятельности как системы, как единого целого.

Таким образом, во время производственного обучения и произ­водительного труда школьников создаются внешние и внутренние предпосылки для более успешного перехода от учения к трудовой деятельности взрослых. Поскольку эта деятельность не тождест­венна ни учению, хотя и связана с ним по способам освоения и частично по содержанию, ни трудовой деятельности взрослых, ус­ловно ее можно назвать учебно-трудовой. По ее значению в разви­тии психики старшего школьника, особенно для формирования та­ких новообразований, как психологическая готовность к труду и профессиональное самоопределение, учебно-трудовая деятельность является ведущей.

Формы организации учебно-трудовой деятельности школьников обычно тесно связаны и с учением, и с трудовой деятельностью взрослых (разумеется, не в одинаковой мере). Внутри них функци­онируют компоненты и той, и другой деятельности, при их органи­зации используются уже сложившиеся у школьников мотивы и способы действия, формы взаимоотношений, учитывается уровень развития ответственности за свои поступки и других черт и качеств личности. В них вводится типичная для труда мотивация, включа­ются некоторые трудовые приемы и операции, используются простейшие орудия труда, звеньевая и бригадная форма работы. Благо­даря такой интеграции происходит дальнейшее развитие и преобра­зование чисто учебных мотивов и способов действия в трудовые, формирование на их основе новых побуждений, умений и навыков, усвоение новых видов взаимоотношений с другими людьми.

Во многих трудовых объединениях школьников по примеру взрос­лых организуется соревнование, которое способствует формирова­нию сплоченного трудового коллектива, воспитанию у школьников чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности за общий успех. Через участие в соревновании школьники практически пос­тигают основные права и обязанности коллектива, которые юридичес­кие закреплены в Законе о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями.

Подросткам и старшим школьникам присущи состязательность, стремление «померяться силами». Они хорошо понимают идею со­циалистического соревнования, охотно участвуют, например, в меж­бригадном соревновании, особенно если оно сочетается со спортив­ными соревнованиями и совместными вечерами художественной самодеятельности. При подведении итогов соревнования в ряде уче­нических производственных бригад практикуется макаренковская традиция «авансирования личности через коллектив», когда отме­чается работа всех членов победившего звена и когда для многих из них поощрение становится «молчаливым нравственным обяза­тельством».

 

Источник: Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. 2-е изд. Мн.: Университетское, 1988. С. 63-70.

 

 

 



Используются технологии uCoz