Уважаемые посетители!
Если данная работа помогла Вам,
и Вы хотите искренне отблагодарить за это,
перечислите любую доступную для Вас сумму
на счет 410011657745441
в системе Яндекс Деньги
Министерство образования РБ УО «Речицкий
государственный социально-педагогический центр» |
(из опыта работы).
1. Прикладные аспекты организации приемной семьи.
1.1. Проблема профессиональной регламентации деятельности приемного родителя.
1.2. Проблема отбора кандидатов в приемные родители.
1.3. Подбор семьи для ребенка.
2. Сопровождение приемной семьи.
3. Повышение профессиональной квалификации приемных родителей.
Заключение.
Литература.
Приложения
Основная цель программы: Создание последовательного
алгоритма по организации и функционированию приемной семьи, как эффективного
института социализации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи программы:
а) Определение критериев эффективности
организации приемной семьи; выделение ее основных этапов;
б) Создание действенной системы сопровождения приемной
семьи для своевременной профилактики конфликтных ситуаций в ней.
г) Определение механизмов повышения профессио-нальной компетенции
приемного родителя.
1.Прикладные аспекты организации приемной семьи.
1.1. Проблема профессиональной регламентации деятельности приемного родителя.
1.2.Проблема отбора кандидатов
в приемные родители.
1.3. Подбор семьи для ребенка.
2. Сопровождение приемной семьи.
3.Повышение профессиональной квалификации приемных родителей.
Заключение.
Вышеизложенный материал, таким образом, позволяет сформулировать следующие основные
выводы:
1. Базой успешного функционирования приемной семьи является правильный подбор
и подготовка кандидатов в приемные родители. Это невозможно без тщательно проведенного
социально-психологического расследования при отборе кандидатов в приемные родители,
разработки соответствующей регламентационной базы их профессиональной деятельности,
а также формирования профессиональной идентичности приемного родителя.
2. Создание системной работы по сопровождению приемных семей является обязательным
условием предупреждения конфликтных ситуаций в них, а также объективного удостоверения
в должной организации проживания приемного ребенка в семье. Однако эффективность
сопровождения (качество взаимодействия специалистов и приемных родителей) в
полной мере определяется этапом подбора и обучения кандидатов в приемные родители.
3. Повышение профессиональной квалификации приемного родителя способствуя более
глубокому его проникновению в предмет профессиональной деятельности выступает
гарантом высокого уровня его деятельности, обеспечивает правовую защиту, формирует
профессиональную идентичность. Роль специалистов СПЦ в этом отношении связана
с организацией регулярных специальных встреч с приемными родителями в контексте
решения непосредственных проблем социально-психологического характера.
1. Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Методика психодиагностического обследования кандидатов в усыновители и приемные родители. Минск, 2000.
2. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений/ сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденков, Г.А. Фоменок. Минск: Издательство «Беларусь», 2004.
3. Постановление совета министров Республики Беларусь 28 октября 1999 г. N 1678 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ [Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2006 г. № 103 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 20, 5/17175) <C20600103>]
Приложение 1. Должностная инструкция приемного родителя (примерный вариант)*.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1.Приемным родителем назначается и освобождается от должности в установленном
порядке из числа лиц, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья, материально-экономическому,
социальному положению, а также прошедших специальный психологический отбор и
подготовку по программам воспитания приемного ребенка рекомендованным министерством
образования РБ.
1.2.Приемный родитель является работником отдела образования и подчиняется непосредственно
органам опеки и попечительства.
1.3.Приемный родитель в своей работе руководствуется международными и республиканскими
нормативными актами, относящимися к правам ребенка, настоящей инструкцией и
другими документами регламентирующими его профессиональную деятельность.
2. ФУНКЦИИ.
Основными функциями деятельности приемного родителя являются:
2.1.Организация жизненного пространства ребенка согласно соответствующей инструкции.
2.2.Активное участие в организации и контроле учебно-воспитательного процесса
во время пребывания приемного ребенка в семье.
2.3.Проведение работы совместно с другими специалистами по нивелированию негативных
последствий и психотравм, пережитых приемным ребенком.
2.4.Осуществление деятельности, направленной на повышение социальной адаптации
и социализации приемного ребенка.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.
3.1.Приемный родитель обязан осуществлять свою деятельность, не нарушая права
и интересы приемного ребенка.
3.2.Приемный родитель обязан заботиться о физическом и психологическом здоровье
личности приемного ребенка, участвовать в создании для него развивающей, психологически
комфортной среды.
3.3.Запрещается унижать человеческое достоинство приемного ребенка, что проявляется
в оскорблениях, нарочитом, негативном выделении ребенка на фоне собственных
детей, физических наказаниях, в уничижительном сравнении его со сверстниками,
постоянном психологическом давлении на ребенка с целью подчинить своей воле,
непосильном занятии физическим трудом и т.п.
3.4.Приемный родитель обязан посещать органы опеки и попечительства, а также
специалистов, осуществляющих социально-педагогическое и психологическое сопровождение
приемной семьи по первому их требованию.
3.5. Приемный родитель обязан следовать инструкциям специалистов, осуществляющих
социально-педагогическое и психологическое сопровождение приемной семьи, а также
рекомендациям со стороны органов опеки и попечительства.
3.6. Приемный родитель обязан уведомлять органы опеки и попечительства о ставших
ему известными фактах связанных с нарушением прав ребенка в других приемных
семьях.
3.7.Приемный родитель обязан отчитываться перед органами опеки и попечительства
за денежные средства, выделенные на содержание ребенка, отвечать за правильность
ведения документации, осуществлять учет результатов работы в соответствии с
установленными формами (дневник приемного родителя).
3.8.В экстренных случаях приемный родитель обязан принять на воспитание еще
одного ребенка по рекомендации органов опеки и попечительства, если жилищные
условия разрешают это.
3.9.Приемный родитель обязан участвовать во всех заседаниях, мероприятиях посвященных
деятельности приемной семьи, проводимых работниками опеки.
3.10.Приемный родитель обязан проводить методическую работу, включающую изучение
и накопление информации по функционированию приемной семьи.
3.11.Приемный родитель должен знать законодательство РБ в области защиты прав
и законных интересов несовершеннолетних.
3.12. Приемный родитель обязан заблаговременно (не позднее 2-х месяцев до увольнения)
предупредить органы опеки и попечительства о своем намерении отказаться от работы
в качестве приемного родителя.
4. ПРАВА.
4.1. Приемный родитель имеет право, на подбор приемного ребенка исходя из собственных
симпатий, а также объективных факторов (психологическая совместимость, разница
в возрасте между родным и приемным ребенком, состав семьи и т.п.).
4.2. На защиту от необоснованных вмешательств в свою профессиональную деятельность
со стороны окружающих.
4.3. От собственного лица выступать в качестве защитника приемного ребенка в
суде, в школе и других инстанциях.
4.4. Вносить предложения по улучшению функционирования института приемной семьи.
5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
По предложению органов опеки и попечительства приемный родитель осуществляет
воспитание приемных детей, находящихся в другой приемной семье, если его коллега
уходит в отпуск.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Приемный родитель несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение
требований, перечисленных в данной инструкции.
* Данная инструкция разработана автором программы.
Приложение 2. Инструкция по организации жизненного пространства ребенка в приемной семье*.
1. Приемный ребенок должен иметь отдельное место для сна, занятий, игр, место
для хранения личных вещей и школьных принадлежностей.
2. Приемный родитель не имеет права пользоваться без разрешения личными вещами
ребенка либо отбирать их у него, кроме случаев, когда эти вещи представляют
опасность для жизни и здоровья ребенка.
3. Помещение, в котором проживает приемный ребенок, должно соответствовать санитарно
- гигиеническим нормам (иметь необходимый уровень освещения, влажности, температурного
режима, содержаться в чистоте и порядке).
4. Не допускается проживание ребенка в тесных, захламленных, непроветриваемых
помещениях, не имеющих окон либо не освещенных должным образом, а также помещениях,
являющихся проходными.
5. Приемный ребенок может свободно перемещаться по всему жилому строению.
6. Не допускается нахождение предметов, представляющих повышенную опасность
(испорченные электроприборы и электроустройства, лекарственные препараты, химические
вещества, инструменты, детали с острыми углами и т.п.) в месте проживания приемного
ребенка.
7. Не допускается совместное проживание в одной комнате разнополых детей, особенно
в подростковом возрасте.
8. Для занятий уроками, приемный ребенок должен иметь письменный стол с настольной
электролампой и другие необходимые письменно-канцелярские принадлежности.
9. Приемный ребенок имеет право приглашать в гости своих друзей, если его поведение
и поведение его друзей соответствуют общепринятым нормам поведения.
10. Запрещается привлекать приемного ребенка для выполнения трудовой деятельности,
связанной с тяжелыми физическими нагрузками.
11. Необходимо регламентировать круг обязанностей по дому, которые приемный
ребенок должен выполнять ежедневно (уборка постели, уборка своей комнаты, помощь
в хозяйстве, и т.д.).
12. Приемный ребенок должен быть ознакомлен с организацией жизни в данной семье,
знать что можно, а что нельзя.
13. Приемный ребенок должен иметь свободный доступ к продуктам питания, средствам
массовой информации, телефону.
14. В качестве наказания не допускается ухудшение условий проживания ребенка.
15. Не допускается такая организация проживания ребенка в приемной семье, которая
соответствует более низкому уровню, нежели организация жизни собственных детей.
* Данная инструкция разработана автором программы
Приложение 3. Экспресс - анкета «Дополнительные сведения о
кандидатах в приемные родители»*.
Дата собеседования: «___»_________200_ г. Семья:________________________________
I. Сведения о родителях мужа |
|||||||
Отец |
Мать |
||||||
Профессия | Место работы | Отношения | Семейная роль | Профессия | Место работы | Отношения | Семейная роль |
II.СВЕДЕНИЯ О БРАТЬЯХ И СЕСТРАХ
МУЖА |
|||||||
Братья |
Сестры |
||||||
Профессия | Место работы | Отношения | Семейное положение | Профессия | Место работы | Отношения | Семейное положение |
III.СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ ЖЕНЫ |
|||||||
Отец |
Мать |
||||||
Профессия | Место работы | Отношения | Семейная роль | Профессия | Место работы | Отношения | Семейная роль |
IV.СВЕДЕНИЯ О БРАТЬЯХ И СЕТРАХ
ЖЕНЫ |
|||||||
Братья |
Сестры |
||||||
Профессия | Место работы | Отношения | Семейное положение | Профессия | Место работы | Отношения | Семейное положение |
V. Преобладающие мотивы |
|||||||
Трудоустройство | Решение материальных проблем | Нежелание одиночества | Помощь в хозяйстве | Компаньон соб-ственному ребенку | Желание иметь ребенка |
Желание помочь ребенку | Другой |
VI. Предпочтения |
|||||||
мальчик |
девочка |
||||||
3_5 | 5_7 | 7_9 | 9 и страше | 3_5 | 5_7 | 7_9 | 9 и страше |
VII. Отношение собственных детей
к решению о создании приемной семьи |
|||||||
Полностью поддерживают | Безразличны | Тема не обсуждалась | Против | Не определились |
|||
VIII.Наличие родственников с психическими
расстройствами и злоупотребляющих алкоголем |
|||||||
Со стороны мужа | Диагноз | Со стороны жены | Диагноз | ||||
IX.Наличие родственников, имеющих
судимость (статья) |
|||||||
Со стороны мужа | Со стороны жены | ||||||
* Данная анкета разработана автором программы
Приложение 4. Профессиональный кодекс приемного родителя*.
№ |
Основные положения |
1 |
Приемный родитель – это профессия и поэтому в своей
деятельности приемный родитель должен следовать, прежде всего, ее требованиям,
отраженным в специальных инструкциях и положениях, в том числе в настоящем
кодексе. |
2 |
Приемный родитель должен рассматривать благополучие воспитываемого ребенка, как первостепенный профессиональный долг и помнить, что ребенок не средство, а цель его профессиональной деятельности. |
3 |
Приемный родитель должен действовать так, чтобы предупреждать возможности негуманного или дискриминационного отношения к личности приемного ребенка со стороны его окружения. |
4 |
Приемный родитель должен хорошо знать и ответственно выполнять свои профессиональные функции и обязанности, требовать информировать о любых изменениях, касающихся регламентации его профессиональной деятельности у соответствующих органов. |
5 |
Приемный родитель должен постоянно повышать свою профессиональную компетенцию. |
6 |
Приемный родитель не должен требовать благодарности, уважения, а тем более любви со стороны приемного ребенка. Он может их лишь заслужить в процессе выполняемой работы. |
7 |
Приемный родитель не должен требовать называть себя «мамой» или «папой», а только разрешить это делать по желанию ребенка с обязательным информированием последнего о том, что у него уже есть родные папа и мама. |
8 |
Приемный родитель не должен препятствовать встречам приемного ребенка со своими родственниками, если они не оказывают негативного влияния на его поведение. |
9 |
Приемный родитель должен соблюдать морально-нравственные и этические нормы, демонстрировать поведение, не компрометирующее его профессию. |
10 |
Приемный родитель может и должен использовать проверенные методы воспитания, исключающие унижение и физическое наказание приемного ребенка. |
11 |
Приемный родитель не должен оправдывать собственную некомпетентность, личностными особенностями ребенка, а своевременно обращаться за помощью к соответствующим специалистам. |
12 |
Приемный родитель должен активно привлекать ребенка к семейным традициям, устоям и ценностям, как основному условию социального благополучия государства. |
13 |
Приемный родитель должен сообщать достоверную информацию о положении дел в его семье соответствующим проверяющим и контролирующим органам, а также специалистам, ведущим сопровождение приемной семьи. |
14 |
Приемный родитель должен принимать соответствующие меры для предупреждения, разоблачения и исправления неэтичного и не профессионального поведения коллег. |
15 |
Приемный родитель должен быть готовым защитить и помочь коллеге, встретившемуся с несправедливым отношением окружающих, с проблемами в профессиональной деятельности. |
* Данный кодекс разработан автором программы.
Приложение 5.
КАРТА ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ*
Ф.И.О. ребенка __________________________; возраст______
Ф.И.О. приемных родителей ____________________________
Период адаптации: с_______по_______200_г.
1.Интерпретация ребенком своего пребывания в семье___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2.Интерпретация родителей отношений сложившихся с ребенком за период адаптации
а) позитивные аспекты коммуникации_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
б) негативные аспекты коммуникации_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
3. Оценка психолога_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Период адаптации: с_______по_______200_г.
1.Интерпретация ребенком своего пребывания в семье___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2.Интерпретация родителей отношений сложившихся с ребенком за период адаптации
а) позитивные аспекты коммуникации_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
б) негативные аспекты коммуникации_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
3. Оценка психолога_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
*Данная форма разработана автором программы.
Приложение 6 а. Электронная карточка приемной семьи.
Приложение 6 б. Электронное дополнение к карточке приемной семьи.
1.Муж
а) (Ф.И.О., дата рождения): П....о А. В., 1955 г.р.
б) образование: среднее
в) место работы, профессия: строитель, Россия.
2.Жена.
а) (Ф.И.О., дата рождения): П.....о М.А., 1966
б) образование: среднее
в) место работы, профессия: центр занятости (без работная)
3.Собственные дети (пол, возраст): ж-1987 г.р., м -1993 г.р.
4.Адрес проживания; телефоны: д. Г--------, ул. Новая 6.. Тел.: 7----2,
моб.: 118--7.
5.Жилищные условия: свой дом, жил пл.: около 80 кв.м.
6. Предпочтения: мальчик 6-7 лет.
7. Данные о приемном ребенке:
а) Ф.И.О. , возраст: Б............... С...... Г........, 2001.
б) дата помещения в приемную семью: 19.06.2007
в) место обучения, воспитания: Защебьевский Д/С
а) Ф.И.О. , возраст: Л........ Е...... Ф........,2001
б) дата помещения в приемную семью: 12.10.2007.
в) место обучения, воспитания: Защебьевский Д/С
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ.
19.06.2007.-Ребенок прошел длительную адаптациию в данной приемной
семье, благодаря чему между всеми членами установились близкие и доверительные
отношения.
Ба---в Св---д не имеет отклонений психологического характера ни в когнитивной
ни в эмоциональной сферах, поведение мальчика хорошее. Каких-либо жалоб со стороны
приемных родителей не поступало.(см. Харакетристику);
(см. здесь).
Разрешено уведомление о состоянии ребенка в приемной семье осуществлять в устной
форме по телефону. Сам мальчик имеет телефоны СПЦ и органов опеки и попечительства
и знает к кому можно обратиться в случае необходимости.
15.09.2007.- Знакомство приемной семьи с Л..... Е....,
Оформление мальчика на адаптацию в семью (на выходные). Приемные родители
уведомлены о психологических особенностях ребенка.
17.09.2007-Беседа с приемным родителем о поведении мальчика
во время адаптации в семье. Выяснилось, что проблем в поведении мальчика не
выявлено.
08.10.2008. – Заявлена проблема навязчивого сексуального поведения
Е....., проявляющего в соблазнении своего приемного брата.
Рекомендовано: углубленная диагностика мальчика у психолога СПЦ, регламентирование
свободного времянахождения, беседы на тему о не допустимости такого поведения.
12.10.2007- Помещение Е........ на постоянное местопребывание
в приемную семью.
21.11.2007.- Определение динамики развития отношений в приемной
семье, в связи с нахождением там Е.......
Наблюдается положительная динамика включения мальчика в данную приемную семью.Ребенок
становится более послушным, невилируется его агрессивное поведение.
Консультироание приемных родителей о правильной организации встречи Л......
Е...... с родственниками. Предложено организовать первую встречу с бабушкой
роебенка на базе СПЦ, в бесед с ней регламентировать правила встречи с ребенком,
определить условия при выполнении которых со стороны родственников данные встречи
могут быть разрешены со стороны преимных родителей.
19.12.2007.-Сопровождение приемной семьи (определение динамики развития
отношений в семье П---о М.А.). В ходе беседы с приемным родителем и приемными
детьми наблюдения за их общением, было выяснено, чо трудности, связанные с включением
Е....... в семью миновали. Мальчик адптировался к своему новолму полложению.
Прекратились замечания и со стороны воспитателей детского сада, который посещает
ребенок. Дети так же довльны своим пребыванием в данной семье.
АКТ
ПОСЕЩЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В РАМКАХ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ*
Дата посещения: «____»_________2006г.
Ф.И.О. приемного родителя:____________________________________________________
Ф.И.О. ребенка:_______________________________________________________________
Адрес проживания:____________________________________________________________
В ходе посещения данной приемной семьи было выяснено следующее:
1. Материально-бытовые условия:________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Жизненное пространство приемного ребенка в семье: _____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Интерпретация ребенком своего пребывания в семье: _____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Интерпретация родителей отношений сложившихся с ребенком за период нахождения
в семье: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Объективные показатели психолого-педагогической работы с ребенком: _____________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Просьбы, предложения, замечания со стороны ребенка:____________________________
_____________________________________________________________________________
7. Просьбы, предложения, замечания со стороны приемных родителей:_________________
_____________________________________________________________________________
9. Заключение:_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________ ___________________
______________ ___________________
______________ ___________________
(подпись) (расшифровка подписи)
*Форма акта разработана автором программы.