на главную

 

Отчет по практике педагога-психолога Ковалевой С.Н.


Введение.

Цель учебно-ознакомительной практики: формирование навыков проведения психологического тренинга с подростками, имеющими заниженную самооценку.
Время проведения учебно-ознакомительной практики с 07.06.2005. по 15.06.2005. (9 дней).
Учебно-ознакомительная практика проходила в детском оздоровитель-ном лагере «Днепр», который располагается у населенного пункта Береговая Слобода Речицкого района Гомельской области (Республика Беларусь).
В ходе учебно-ознакомительной практики были выполнены следующие работы:
1. Ознакомление с организацией работы детского оздоровительного лагеря «Днепр».
2. Выбрано основное направление учебно-ознакомительной практики, связанное с развитием и формированием навыков групповой работы с подростками с низкой самооценкой.
3. Проведена диагностика самооценки подростков при помощи методики «Дембо-Рубинштейн» в модификации А.М. Прихожан. В психологиче-ском исследовании участвовало 32 подростка в возрасте от 13 до 15 лет. В ходе диагностики была выявлена группа подростков (7 человек) с относительно низкой самооценкой (таблица 1. см.приложение)*.
4.Проведен тренинг позитивного самовоспитания и уверенного поведе-ния с вышеуказанными подростками.
5. После работы тренинга, проведена повторная диагностика самооценки с использованием той же методики. Результаты представлены в таблицах №1,2,3 приложения.
7. Проведен анализ учебно-ознакомительной практики и составлен на-стоящий отчет.


Основная часть.

Ввиду того, что учебноознакомительная практика длилась всего лишь в течение 9 дней, что было необходимо учитывать при организации работы, мною был составлен следующий план :
№ п/п
Дата проведения
Основное содержание работы
1
07.06.05
Ознакомление с работой детского оздоровительного лагеря «Днепр», определение основных целей практики. Включение в работу коллектива лагеря.
2
08.06.05
Определение основного фронта работ. Знакомство с детским коллективом, первичная диагностика самооценки подростков и обработка результатов.
3
09.06.05
Организация тренинговой группы с подростками, показавшими относительно низкую самооценку. Проведение вводного занятия.
4
10.06.05
Занятие № 1 тренинга
5
11.06.05
Занятие № 2тренинга
6
12.06.05
Занятие № 3тренинга
7
13.06.05
Занятие № 4тренинга
8
14.06.05
Занятие № 5тренинга
9
15.06.05
Подведение итогов учебно-ознакомительной практики

Помимо вышеуказанной работы как начинающего психолога, я занимала должность воспитателя, что позволяло мне наблюдать за теми подростками, которые участвовали в тренинговой работе, и на основании этих наблюдений вносить коррективы в проведение самих занятий.
Ниже приводятся описание используемой диагностической методики и упражнений тренинга.
Методика «Дембо-Рубинштейн» в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании ряда личностных качеств в нашем случае это «здоровье», «авторитет у сверстников», «смелость» и «уверенность в общении». Выбор именно этих шкал связан с ведущей для подростка деятельностью – интимно-личностным общением, а также желанием самоутвердиться.
Описание методики. Обследуемым предлагалось на вертикальных линиях (длинна каждой 10см.) отметить знаком «Х» уровень развития «здоровья», «авторитета у сверстников», «смелости» и «уверенности в общении». Каждому испытуемому предлагался бланк методики, содержащей инструкцию и задание.
Инструкция. Любой человек оценивает свои способности, возможности и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На бланке изображены 4 такие линии. Они обозначают: 1здоровье; 2 авторитет у сверстников; 3 уверенность в общении; 4 смелость. Под каждой линией крестиком «Х» отметьте, как вы оцениваете развитие данного качества у себя на данный момент времени.

Этапы проведения работы:

ЭТАП №1
Выявлено 7 подростков с самооценкой относительно низкой по сравнению с другими сверстниками. Данные показатели занесены в таблицу 1. (см. приложение).
ЭТАП №2.
П роведен психологический тренинг по развитию уверенности и коммуникативных качеств с вышеуказанными подростками. После чего, им было предложено еще раз пройти методику «Дембо-Рубинштейн». Данные второго исследования представлены в таблице № 2 (см. приложение). В таблице № 3 показана динамика развития самооценки до, и после проведения тренинга.

План проведения тренинга и описание занятий.
ТРЕНИНГ ПОЗИТИВНОГО САМОВОСПИТАНИЯ
И УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Программа тренинга

ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА:
- отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции;
- всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;
- овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа "Я".
Важно научиться адекватно оценивать собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность или неуверенность в себе. Можно утверждать, что неуверенное поведение вредит человеку, приводит к тому, что неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого человека. Уверенное же поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью.
Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется "на равных", вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего "Я" и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей.
Существует целый ряд характеристик уверенного поведения:
1. Эмоциональность речи, открытость в выражении чувств.
2. Прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.
3. Использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.
4. Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.
5. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.
Отработкой навыков уверенного поведения и должны послужить занятия тренинга.
Тренинг состоит из 4-5 часового занятия.


ЗАНЯТИЕ №1

"ТРИ ИМЕНИ"
Назначение:
- развитие саморефлексии;
- формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

"ХВАСТОВСТВО"
Назначение:
- создание условий и формирование навыков самораскрытия;
- совершенствование навыков группового выступления.
Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). "Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе".
На выступление отводится - 1 минута.
По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения. "КОНТРАРГУМЕНТЫ"
Назначение:
- создание условий для самораскрытия;
- умение вести полемику и контраргументацию.
Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.
Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.
На упражнения отводится 80-100 минут.

ЗАНЯТИЕ № 2

"ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ"
Назначение:
- развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения,
- формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники, обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств. На упражнение отводится - 15 минут.

"ПРОРВИСЬ В КРУГ"
Назначение:
- стимуляция групповой сплоченности;
- снятие эмоционального напряжения.
Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник. На упражнение отводится – 20 минут.


"ЗАЖИМ"
Назначение:
- снятие психофизиологических "зажимов" и формирование приемов релаксации состояния.
Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, "зажим". Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться.
Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.
На упражнение отводится – 30-35 минут.

ЗАНЯТИЕ №3

"НЕУВЕРЕННЫЕ, УВЕРЕННЫЕ И АГРЕССИВНЫЕ ОТВЕТЫ"
Назначение:
- формирование адекватных реакций в различных ситуациях;
- "трансактный анализ" ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек.
Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:
• Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
• Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
• Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
• Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. На упражнение отводится 50-60 минут.

ЗАНЯТИЕ №4

"ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ ПОЛНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ"
Назначение:
- формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.
Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.
Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается.
Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. Например, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами. Общая продолжительность 70-80 мин.

ЗАНЯТИЕ №5

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ

В конце работы подводились общие итоги всех этапов СПТ Началу дискуссии предшествовал обмен вопросами-ответами, список вопросов составляется группой. Примерный список вопросов:
• В чем для меня выражаются затруднения самопознания, самовосприятия?
• Какие слова или словосочетания я говорю себе при этом?
• Что я при этом испытываю?
• Что препятствует мне самореализоваться?
Предлагается избегать повторений и чрезмерно обобщенных, мало дифференцирующих вопросов-ответов, речевых штампов, стереотипных высказываний. При ответах возможны встречные проясняющие вопросы:
• Что именно ты имеешь в виду?
• Какие проявления ты подразумеваешь? По окончании дискуссии целесообразно провести творческую заключительную комплексную письменную (или устную) аналитическую работу (10-15 минут), с ответами на две группы вопросов:
1) что мне удалось (не удалось) достичь в ходе тренинга;
2) что понравилось (не понравилось) в ходе тренинга при взаимной (с тренером) рефлексии полученных ответов.


Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что за время проведения практики, в частности за время, посвященное работе с подростками, я получила основные навыки ведения групповых занятий, почувствовала большую уверенность в своих силах. Обратная связь от подростков лишний раз указала мне на правильность выбранного мною профессионального определения. Изменения в самооценке после проведения тренинга свидетельствуют о том, что такого рода работа крайне необходима в условиях детских оздоровительных лагерей. Конечно, хотелось, что бы во время моих занятий рядом находился более грамотный и опытный психолог, который бы мог указать на основные промахи и ошибки. Однако в штат лагеря единица психолога не входила, и его функции выполняла я по мере своих возможностей.
Кроме этого, ограниченные сроки практики, а также нагрузка функциями воспитателя не позволила осуществить в полной мере ту работу, которая относилась конкретно к психологической (консультирование, диагностика, коррекционные занятии и др.).

* Приложения надо придумать самому, лень было создавать таблицы в Dreamviewear и заполнять их:):). Если, очень нужно, то за отдельное вознаграждение возможно и это. Успехов в учебе!




Используются технологии uCoz