На главную

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗО В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

ТЕМА: "Методика обучения рисованию на темы литературных произведений"

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение


1.Теоретический анализ  рисования как развивающей деятельности в детском возрасте

1.1.Роль рисования в развитии ребенка
1.2.Этапы развития детского рисунка
1.3. Подходы к методам обучения рисованию в детском возрасте

2.Методологические аспекты обучения рисованию на темы литературных произвдений в младшей школе

2.1.Методическеи принципы и методы обучения младших шкоьников рисованию на темы литературных произведений

2.2.Разработка урока по обучению рисованию на темы литературных произведений в 4-м классе

Заключение

Литература


Введение.

Проблема методов обучения рисованию на темы литературных произведений имеет особую актуальность, так как затрагивает существенные аспекты развития личности ребенка.
Рисование (художественное иллюстрирование) как процесс передачи замысла литературного произведения на уроках изобразительного искусства осуществляет введение школьников в «большое» искусство, приобщает к художественному творчеству через их собственную изобразительную деятельность.
Школьники приобретают определенные знания, умения и навыки, открывают для себя окружающую действительность и самих себя через эстетическое осмысление литературных произведений, предметов и явлений окружающей действительности. Являясь источником познания, духовного обогащения и формирования мировоззрения (эстетические понятия и представления об окружающем мире в целом), изобразительное искусство и изобразительная деятельность школьников, таким образом, всесторонне воздействует на становление личности ребенка[11],[15].
Особое значение данная проблематика имеет в младшем школьном возрасте, когда возникает ситуация необходимости интенсивного развития когнитивных и эмоциональных процессов ребенка в силу сензитивности возраста.  В этом смысле многие авторы[4],[16],[17] отмечают незаменимую роль рисования, которое раскрепощает ребенка, привносит элементы игры и непосредственности в его деятельность и тем самым способствует прогрессивным изменениям в его развитии.
Актуальность данной проблематики подтверждается и тем, что  к ней давно обращались видные ученые и исследователи как в отечественной, так и зарубежной науке.
Так, например великие педагоги и мыслители Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци указывали на общеобразовательное и воспитательное значение детской изобразительной деятельности,  раскрывали ее роль в развитии личности ребенка[23].
Отечественные ученные Л.С. Выготский [2], С.Л.Рубинштейн [19] указывали на то, что развитие изобразительных и творческих способностей ребенка осуществляется продуманной системой педагогического руководства их творческой деятельностью с учётом особенностей возрастного развития. По их мнению, эту деятельность необходимо систематически совершенствовать, развивая у школьников способность художественного видения окружающей действительности, её художественного осмысления, способность усваивать специальные знания, умения и навыки в изображении объектов, воспитывать их активность, трудолюбие.
В настоящее время многие исследователи также работают над обозначенной проблематикой. Так в работах  Т.С. Комаровой [9],[10],[11] раскрываются методические основы преподавания рисования с детьми разного возраста, указывается на необходимость расширения практики рисования в детском возрасте. Р.Г. Казакова [6],[7] приводит описание нестандартных форм и методов проведения уроков рисования с целью развития детской креативности. Мухина В.С. [15] показывает роль рисования в усвоении социального опыта детьми.
Однако надо отметить, что данная проблематика далека от своего окончательного разрешения, как в силу множественности подходов к ней, так и сложности самого субъекта обучения. Ввиду этого возникает необходимость дальнейшего изучения и анализа проблемы методов обучения рисованию на темы литературных произведений.
Таким образом, в данной курсовой работе определяется следующие:
Цель исследования: выяснить особенности методики обучения рисованию на темы литературных произведений
Задачи исследования:
а) раскрыть роль рисования в развитии ребенка;
б) показать специфику методов обучения рисованию;
в) выяснить методические особенности обучения рисованию на темы литературных произведений в младшей школе;
Объект исследования:  процесс обучения рисованию.
Предмет исследования: особенности методик обучения рисованию на темы литературных произведений.
Гипотеза исследования: передача замысла литературного произведения младшими школьниками посредством рисования будет более выразительной и полной при соблюдении таких методических принципов как:
а). Произведения для иллюстрирования подбирать с учётом интересов учащихся, а также степени эмоционального воздействия на них;
б). Повышать творческую активность учащихся эмоциональным усвоением идеи, заложенной в основу произведения, правильным пониманием замысла, а также созданием условий для свободного самовыражения ребенка путем рисования.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, изучение практического опыта педагогов начальной школы.

 


1.Теоретический анализ  рисования как развивающей деятельности в детском возрасте
1.1.Роль рисования в развитии ребенка.

Развитие ребенка происходит путем включения его в различные виды деятельнсти. Одним из таких развивающих видов выступает рисование.
Поэтому педагогу, воспитателю, непосредственно обучающему детей рисованию, необходимо владеть не только методикой обучения умениям и навыкам рисования, но и знать основополагающие принципы детского развития в контексте рисования как деятельности, иметь представление о диагностическом значении детского рисунка, знать возрастные особенности детей в связи свыполняемой деятельностью, выделять принципиальные аспекты психолого-педагогических закономерностей детского развития в контексте рисования как развивающей детяельности.
Надо отметить, что в психолого-педагогической науке выделяют различные стороны влияния рисования на различные аспекты развития ребенка. При чем о развивающей роли рисования упоминалось достаточно давно. Так, известный не­мецкий педагог середины XIX века Ф. Фребель  отмечал, что развитие способности к рисованию в ребенке составляет одну из сущест­веннейших задач развивающе-воспитывающего обучения человека[10,c.11].
Большое значение изобразительному искусству и ху­дожественной деятельности во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании, придавала и Н.К. Крупская. Уже в первых документах и материалах Наркомпроса о работе совет­ской школы — «Положение об единой трудовой школе», «Изобразительное искусство в единой трудовой школе-коммуне» — учитывается важность предметов эсте-тического цикла, и особенно рисования в вос­питании и развитии ребенка[10,c.13].
Современные исследователи также придерживаются мнения о серьезном влиянии рисования на развитие и воспитание детей различного возраста.
Так, например, Т.С. Комарова [10],[11] Н.П. Сакулина [20] отмечают, что рисование, как впрочем и другие виды изобразительного искусства, способствует умственному развитию ребенка. Ведь овладение умением изображать невозможно без развития целе­направленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.
Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков указывал на то, что: рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания во­обще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образова­ния[10,c.14].
Большую познавательную роль рисования в общеоб­разовательной школе отмечал К.Д. Ушинский. «Так как все проникающее в человеческий разум идет туда путем чувства, то первая стадия в развитии разума — это разу­мение чувственное, оно служит основанием для разуме­ния умственного, первые наши учителя философии — это наши ноги, руки, глаза»[25,c.643]. «Дитя ... мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще»[25,c.645].
Рисование, по мнению К.Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Поэто­му он рекомендует шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.
Рассматривая развитие познавательных процессов в изобразительной деятельности, B.C. Кузин пишет: «На уроках изобразительного искусства, особенно на уроках рисования с натуры, школьник, изображая тот или иной предмет, накапливает зрительные образы, глубоко и всесторонне познает форму, строение, пространственное положение цвета объектов действительности. Научное обоснование познавательной функции изобразительного искусства, особенно познания действительности средствами рисунка живописи, опирается на ленинскую тео­рию отражения»[12,c.33-34]. Действительно, изобразительная деятельность имеет большое значение для развития таких психических процессов, как восприятие, представление, воображение, мышление, внимание и память детей. Анализируя взаимосвязь деятельности и сознания, советский психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что психический образ продукта как цели должен существовать для субъекта так, чтобы он мог действовать с этим образом — видоиз­менять его в соответствии с наличными условиями. Та­кие образы и суть сознательные образы, сознательные представления — словом, явления сознания[13].
Действительно дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосред­ственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений, занятий на уроках и т. п. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В про­цессе самой рисовательной деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движе­ния рук.
Для умственного развития детей большое значение имеет посте­пенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о раз­нообразии форм и пространственного положения предметов окру­жающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цве­тов.
Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краска,  мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями челове­ческой деятельности (карандаш, кисть, фломастер). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию, что согласуется с  мнением А.Н. Леонтьева о том, что изобразительная деятельность имеет значение для интеллектуального развития и в силу того, что эта дея­тельность, являясь орудийной, позволяет детям овладе­вать орудиями и через это познать опыт предметных действий человеческой деятельности[13].
Обучение изобразительной деятельности невозможно без фор­мирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием  рисунка детей учат выделять форму предметов и их  частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изобра­жение разных по форме предметов требует их сопоставления и уста­новления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству[2].
Как указывают психологи, для осуществления разных видов дея­тельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе ри­сования: умения пользовать­ся орудиями (кистью, карандашом, стеркой, красками), планиро­вать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрос­лого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекая для этого все имеющиеся в данный момент средства[15],[17].
Немаловажную роль рисование играет и в развитии творческих способностей ребенка. Однако по мнению авторов такое возможно лишь тогда, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями[4].
Эстетические чувства могут возникнуть при воспри­ятии четкой изящной формы предмета или ритмического строя предметов (расположение деревьев в лесу, домов в городе,     элементов     в     произведении     декоративно-прикладного искусства и т.п.). Эстетические чувства ста­новятся более глубокими и осознанными по мере разви­тия и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружаю­щего мира. На этой основе у детей формируется художе­ственный вкус[10,c.15].
Творческий харакетр рисования предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок ребенок переносит не просто то, что запомнил: у него возникают какие-то перживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого создается образ, который ребенок выражеате при помощи карандашей, краски, фломастеров и т.п.
Изображение детьми предметов и явлений, как уже было сказано, -это и отражение их отношения к ним. Иными словами, дети отмечают, чем красив этот предмет, что в нем интересного, чем хорош, полезен, чем вызывает к себе симпатию, радует или огорчает и т.д. Все эти стороны порой тесно перплетены между собой, но может выступать и какая-либо одна из них-чисто познавательнная, эстетическая, нравственная.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Используются технологии uCoz