На главную

  

Реферат

по психологии

Тема: «Когнитивные особенности в период среднего детства (от 7 до 10 лет).» 

Период среднего детства совпадает с младшим школьным возрастом. Поэтому рассмотрение когнитивных особенностей мышления детей в период среднего детства невозможно без учета тех изменений, которые возникают в данный период в связи с поступлением их  в школьное заведение.

Младший школьный возраст  называют вершиной детства. Ребе­нок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. С поступлением ребенка в школу  его когнитивное развитие начинает определяться учебной деятельностью,  которая  ста­новится ведущей. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни, происходят личностные метаморфозы[3].

Важной сто­роной внутренней жизни становится смысловая ориентировка в собственных действиях. Это интеллектуальное  звено в цепи действий ребенка, позво­ляющее ему   адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных послед­ствий. Оно исключает им­пульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благо­даря этому механизму утрачивается детская непосредствен­ность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремле­ние выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется[4; с.176].

Особую значимость в во всей жизни младшего школьника начинает играть учебная деятельность, окрашивающая все стороны развития ребенка.

Учение в младшем школьном возрасте только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развиваю­щемся виде деятельности. Учебная деятельность проходит дли­тельный путь становления. Развитие учебной деятельности  будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. На младший школьный возраст приходится главная нагрузка  в  формировании учебной  деятельности, поскольку в этом возрасте обра­зуются основные составляющие учебной деятельности: учебные дейст­вия,   контроль   и   саморегуляция[там же].

Однако нужно учитывать, что возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25—30 мин урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий[7;с.47].

В младшем школьном возрасте происходит развитие всех когнитивных психических функций.

Так, например, память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами – воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно запоминать материал им неинтересный.

В области восприятия происходит переход от  непроизвольного  восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся  определенной задаче  Молодые учителя часто  недооценивают те трудности,  которые испытывает  ребенок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием.  Для этого у ребенка необходимо создавать предварительное представление,  предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно.  Примеры этого  просты,  они вырабатываются  тысячелетиями: необходимо  указкой вести взор  ребенка за  собой.  Мало иметь  наглядный материал, нужно  научить его видеть.   На   протяжении   младшего  школьного  возраста   дети   научаются
рассматривать  объекты,  без  этого   интеллектуальные  изменения  не  могут
произойти[4; с.209 ].

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Используются технологии uCoz