На главную

Уважаемые посетители!
Если данная работа помогла Вам,
и Вы хотите искренне отблагодарить за это,
перечислите любую доступную для Вас сумму

 на счет 410011657745441 в системе Яндекс Деньги

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Тема: Диагностика сенсомоторного развития в период новорожденности.

План:

Введение.

1.Физиологические основы сенсомоторного развития в период новорожденности.
2.Общая характеристика сенсомоторного развития в период новорожденности.
3.Особенности диагностики сенсомоторного развития в период новорожденности.

Заключение.

Литература.

Введение.

Сенсомоторное развитие детей является важным показателем психического и соматического здоровья. Адекватная и своевременная оценка сенсомоторного развития детей позволяет выявить ранние отклонения в состоянии здоровья и выделить значительную группу детей с глубокими множественными проявлениями отставания в развитии, а также осуществлять прогностические исследования.
Диагностика сенсомоторного развития стала наиболее актуальной в настоящее время, поскольку наблюдается постоянное увеличение числа новорожденных с различными заболеваниями, приводящими к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации.

  1. Физиологические основы сенсомоторного развития в период новорожденности

Сенсомоторное развитие новорожденного обуславливается теми физиологическими процессами, которые происходят в его организме и прежде всего, ассоциируются с изменениями, происходящими в центральной нервной системе. Так, формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной — наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.
Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспечивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами.
Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.
С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.
С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6—7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.
Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес. жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.
С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.
Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.
В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

2.Общая характеристика сенсомоторного развития в период новорожденности.

Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную органи­зацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначен­ных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.
Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами: из практически-беспомощного существа, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоя­щего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения ру­ками.
В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуаль­ных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на движениях рук и ног учится видеть по-человечески глаз. Сложные ручные дви­жения входят в первичные формы мышления и становятся его не­отъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуаль­ной деятельности человека.
Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается уже в первые недели его жизни. Эта активность включает разма­хивание руками, хватание, движения кисти. В 3—4 месяца ребенок начинает тянуться рукой за предметами, ходит с поддержкой. В 5 месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой. В 6 месяцев ребенок сидит на стуле с поддержкой и может хва­тать движущиеся, качающиеся предметы. В 7 месяцев он сидит без поддержки, а в 8 садится без посторонней помощи. В возрасте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10 ходит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12—ходит, держась за руку взрослого, а в 13—ходит самостоятельно. Таков стремительный  прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка. Заметим, что при специальном обуче­нии дети могут овладевать соответствующими двигательными на­выками гораздо раньше, чем обычно.
Все, предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно наблю­дать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приспосабливаться к особенностям захватываемого предмета. Вначале такое приспо­собление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осу­ществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа, что свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.
Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это от­мечается уже - на втором-третьем месяце жизни. К возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в прост­ранстве, т. е. прогнозировать их движение.
Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предмета в руке, пытаясь приблизить их ко рту. Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.
Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы, которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем движения руки становятся более целенаправлен­ными и управляемыми образом зрительно воспринимаемого пред­мета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом возрасте ребенок, по-видимому, уже начинает понимать, что воспроизведение движе­ний способно еще раз воссоздать желательный результат. Здесь, вероятно, можно говорить о начале формирования произвольных движений, и все это относится к первому полугодию жизни.
На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания (викарное научение).
Сформировавшиеся движения глаз играют ориенти­ровочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми мани­пулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком окружающей действительности.
К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и управления его поведением с целью удовлет­ворения актуальных потребностей ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.

3. Особенности диагностики сенсомоторного развития в период новорожденности.

Для того, что бы оценить уровень сенсомоторного развития в период новорожденности, в отечественной и зарубежной психологической и медицинской науке создано много шкал и таблиц для контроля за нервно-психическим развитием детей.
Так, А. Гезелл и его коллеги подготовили таблицы развития, охватывающие четыре основные сферы поведения: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. Они обеспечивают стандартизированную процедуру для наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве тестов, все же большинство из них основаны только на наблюдении. В исследованиях Гезелла данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополнялись информацией, сообщаемой матерью ребенка.
Другим примером служат работы Н.Бейли и ее коллег. Шкалы развития младенцев Бейли предусматривают три вспомогательных средства оценки развития ребенка в возрасте от двух месяцев до двух с половиной лет:
шкалу умственного развития, шкалу моторного развития, запись поведения младенца.
Шкала умственного развития выявляет такие функции, как восприятие, память, обучаемость, решение проблем, вокализация, зачатки словесного общения и простейшее абстрактное мышление.
Шкала моторного развития измеряет макромоторные способности, такие, как умение сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а также умение двигать руками и пальцами. В младенческом возрасте развитие двигательных функций, манипулирование с предметами играют важную роль в развитии умственных процессов.
Однако следует отметить, что во многих случаях эти шкалы друг с другом не связаны, а информация, приведенная в них, не подвергалась системному анализу. Помимо того, в разных шкалах оценка сенсомоторного развития может осуществляться по разным критериям, а сроки формирования той или иной сенсомоторной функции также могут значительно варьировать.
Например, развитие ползания есть во всех шкалах, кроме одной, но возраст формирования умения колеблется от 7 до 10 мес. Большие расхождения в возрастных нормативах развития самостоятельной ходьбы. По данным зарубежных авторов, дети овладевают ходьбой без опоры в возрасте старше 1 года, т.е. в 1 год 2 мес. - 1 год 3 мес., что по показателям, принятым в России, считается значительным отставанием.
Объяснение поздних сроков формирования этой реакции надо, очевидно, искать в специфике воспитания детей ряда стран. Возможно также, что в различных странах и институтах существует разный подход к определению возрастной нормы развития.
Ввиду этого в данной работе мы приведем некоторые из таких таблиц, используя которые специалист-психолог может провести диагностику уровня сенсомоторного развития в период новорожденности.
Так, Р.Крайг приводит следующую таблицу развития рефлексов новорожденного. Как известно сенсомоторные акты имеют рефлекторную природу, поэтому анализ динамики развития и изменения рефлексов может дать важную диагностическую информацию и о сенсомоторном развитии. Нижеприведенная таблица описывает безусловные рефлексы (врожденные) то есть, независящие от культурной и социальной детерминации, а поэтому отражающие более менее объективные данные о развитии ребенка.

Таблица 1.Рефлексы новорожденного.


Название

Краткое описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Врожденная вестибулярная ре­акция на линейное ускорение, вызываемая сотрясением головы ребенка. Моро вы­зывал этот рефлекс, ударяя двумя руками по подушке, на которой лежала голова ребенка. При этом обе руки ребенка, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а паль­цы растопыриваются. Реакция ног выражается менее отчетливо. Вслед за тем ко­нечности возвращаются в исходное положение. Создается впечатление, будто ма­лыш пытается схватить (или схватиться за) что-то или кого-то. Высказывались мне­ния, что рефлекс Моро — это одно из доказательств происхождения человека от обезьяны, детеныши которой при угрозе падения цеплялись за шерсть матери, по­вышая тем самым свои шансы на выживание

Обычно после 4-го месяца

 

 

 

 

 

 

 

Шейно-тонический рефлекс

Он появляется, если голову лежащего на спине ре­бенка быстро повернуть в сторону. Младенец реагирует на это вытягиванием руки и ноги с той стороны тела, куда повернута его голова, и одновременным сгибанием противоположных руки и ноги, что напоминает позу фехтовальщика

Обычно после 4-го месяца

Рефлекс шагания

Этот рефлекс можно вызвать, если взять новорожденного за туловище двумя руками и удерживать вертикально над столом так, чтобы его ступни опирались на твердую поверхность. Стоящий таким образом ребенок сгибает одну ногу в колене и в тазо­бедренном суставе и, если помочь ему переместить туловище вслед за движением этой ноги, продвигает ее вперед и вниз, «шагает». Чередование таких движений с
разных ног, вызываемое легким покачиванием ребенка из стороны в сторону при перемещении туловища вперед, создает иллюзию ходьбы.

Обычно после 2-3 го месяца

Хватательный реф­лекс

Малыш сжимает пальцы руки вокруг любого предмета, напри­мер вокруг пальца взрослого или карандаша, если им прикоснуться к его ладони. Некоторые дети хватаются так крепко, что их целую минуту можно держать на весу

Обычно после 5-го месяца

Рефлекс опоры

Близок рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребе­нка касаются края стола, он пытается встать на него.

После 2 мес.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сто­рону раздражителя и закрывает глаза.

Обычно после 4-го месяца

Хватательный рефлекс стопы

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кон­чиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребен­ка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 мес.

Рефлекс Бабинского

Если подошвенную поверхность ступни ребенка по­глаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сги­бание всех остальных пальцев.

После 6 мес.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивает­ся в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

Обычно после 3-4 го месяца

Сосательный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его, совершая ритмичные сосательные движения

 

Плавательный рефлекс

 

Рефлекс «с глаз на шею»

Ребенок пытается совершать координированные пла­вательные движения, если его поместить в воду животом вниз.

Если держать ребенка вертикально, не придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 6 мес.

Зрачковый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засы­пании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течении всей жизни

В отечественной литературе можно встретить, такую таблицу оценки развития новорожденных.

Таблица 2. Возраст формирования некоторых движений.


Показатель

Срок формирования

Удерживает голову в вертикальном положении

3 мес.

Хорошо ползает

7 мес.

Сам садится, сидит, ложится

8-9 мес.

Ходит сам (без опоры)

12 мес.

Слежение

1 мес.

Сосредоточение

2 мес.

Длительное слежение

2-3 мес.

Зрительные дифференцировки

4-5 мес.

Сосредоточение в вертикальном положении

3 мес.

Заключение.

Таким образом, в заключение данной работы можно сделать следующие выводы.
Сенсомоторное развитие в период новорожденности протекает крайне стремительно. Дети от практической беспомощности с момента рождения достигают достаточно высокой автономии к концу года жизни, что проявляется, прежде всего, в самостоятельном хождении, овладении манипуляторной деятельностью, скоординированности работы мускулатуры и органов чувств, а также формированием речи.
Особую важность приобретает диагностика сенсомоторного развития с целью своевременной профилактики и коррекции дефектов развития. В связи со спецификой возраста, основным методом диагностики выступает наблюдение за ребенком, как за непосредственным его поведением, так и за определенным реакциями на те или иные раздражители.
В настоящее время для оценки сформированности сенсомоторных реакций могут быть использованы специальные диагностические таблицы детского развития , составленные на основании таких наблюдений.
Однако в науке возникают определенные сложности, связанные как разноголосицей в установлении критериев оценки сенсомоторного развития, так и в определении сроков формирования тех или иных сенсомоторных актов у детей в период новорожденности. Подобного рода несоответствия, по мнению исследователей, связаны с различными социокультурными детерминантами  детского развития в разных странах.
Ввиду этого, возникает потребность в дальнейшем изучении данного вопроса, с целью уточнения диагностического инструментария, создания новых критериев диагностики, социокультурных детерминант сенсомоторного развития.

 

Литература:

  1. Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М: МГУ 1986.
  2. Журба Л.Г., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М: Медицина 1981.
  3. Методы диагностики нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. Под ред. В.А. Доскина. М: ВУНМЦ 1996.
  4. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студентов высш.пед.уч.завед.: В 3 кн. – 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн.3: Психодиагносстика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики
  5. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развития личности. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
  6. 6. Психология развития.7-е изд./Г.Крайг.-Спб.: Питер,2003

 

 



Используются технологии uCoz