Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты проявления темперамента у детей в контексте использования индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе..6

    1. Общая характеристика темперамента и его развертывание в детском возрасте……………………………………………………………………..6
    2. Основные положения об организации взаимодействия с детьми, имеющими различный тип темперамента……………………………………..15

 

2. Практическое изучение влияния типа темперамента на индивидуальный темп деятельности младшего школьника в контексте использования индивидуального подхода………………………………………………………………24

2.1. Описание методики и хода проведения исследования…………………...24
2.2. Анализ и интерпретация результатов………………………….…………..27

Заключение……………………………………………………………………….34

Литература……………………………………………………………………….35


Введение.

Проблема использования индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе не теряет своей актуальности  и по сей день. При чем в современном обществе, при развитии и широком использовании информационных технологий, ориентации всего общества на демократические ценности, именно индивидуальный подход позволит обеспечить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие самостоятельной, независимой личности, имеющей активную социальную позицию, обладающую необходимым багажом знаний и т.п.[7]
Это связано, прежде всего, с тем, что растет число сфер деятельности, где личность может себя проявить, не ущемляя себя как индивидуальность, а наоборот, опираясь на свои  уникальные особенности и свойства.
Одной из таких характеристик личности (в том числе ребенка) является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности[1],[2],[10].
Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека (в том числе в детском возрасте) в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки, постольку возникает первоочередная необходимость учета именно свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях обучения и воспитания[10,c.281]. А сделать это без использования индивидуального подхода к ребенку невозможно.
Необходимо отметить, что проблема использования индивидуального подхода в обучении и воспитании детей неоднократно освещалась в психолого-педагогической литературе.  Еще Я.А.Коменский (великий чешский педагог) четко обозначил положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, призывал  выявлять эти особенности путем систематических наблюдений[7].
Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности (приводится по [6]). Однако в этих работах нет четких указаний на специфику использования индивидуального подхода с детьми, имеющими различные типы темперамента.
Более полно использование индивидуального подхода в воспитании детей с разными типами темперамента раскрыто в книге наших белорусских авторов Я.Л.Коломинского, Е.А. Панько и С.А. Игумнова «Психическое развитие детей в норме и патологии»[4]. Этот труд отечественных авторов является основным в написании данной курсовой работы.
Таким образом, проблема использования индивидуального подхода в воспитании детей с разными типами темперамента требует дальнейшего своего изучения.
Исходя из сказанного выше, в данной курсовой работе определены следующие:
Цель исследования: выяснить особенности индивидуального подхода  в обучении и воспитании детей с разными типами темперамента
<

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!



Используются технологии uCoz