<<на главную

Курсовая работа по психологии

ТЕМА: " Влияние типа темперамента на успеваемость младших школьников"


 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проявления темперамента у детей в контексте учебной деятельности…………6

1.1.Общая характеристика темперамента и его развертывание в детском возрасте…………………………..6

1.2.Темперамент как детерминанта организации эффективной учебной и воспитательной деятельности в детском возрасте………………………………15

ГЛАВА 2. Практическое изучение влияния типа темперамента на успеваемость младших школьников……………………………….………………….22

2.1. Описание методики и хода проведения исследования…………………...22

2.2. Анализ и интерпретация результатов………………………….…………..27

Заключение……………………………………………………………………….30

Литература……………………………………………………………………….32

Приложение


Введение.

Проблема изучения влияния темперамента на школьную  успеваемость не теряет своей актуальности  и по сей день. Особенно важно ее детальное рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на всю их дальнейшую школьную жизнь, да и вообще на отношение к учебе в целом.

Очевидно, если младший школьник  не достигает успешности в ходе обучения, мотивация выполнения этой деятельности у него резко падает, что ведет его к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот период времени играет решающую роль в целостной социализации личности ребенка.

По мнению некоторых авторов одной из  характеристик личности ребенка, определяющих успешность его учебной деятельности  является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом[1],[4],[12].

Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека (в том числе в детском возрасте) в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки, постольку возникает первоочередная необходимость учета именно свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обучения, а также в ходе оценки школьной успеваемости ребенка.

Необходимо отметить, что проблема влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности, в том числе и учебной, так или иначе, рассматривалась многими авторами. 

Еще Я.А.Коменский (великий чешский педагог) четко обозначил положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, призывал  выявлять эти особенности путем систематических наблюдений[7].

Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько и С.А. Игумнов в своей книге «Психическое развитие детей в норме и патологии» наиболее полно показывают влияние темперамента на различные виды деятельности детей. Авторы призывают учитывать особенности темперамента в ходе организации с детьми мероприятий обучающего и воспитательного характера, с целью их успешного выполнения со стороны школьников   [4].

Комплексный и системный подход в изучении школьной неуспеваемости представлен в книге Локаловой Н.П. «Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика»[5]. В книге рассматривается ряд факторов, влияющих на успешность школьного обучения, одним из которых, по мнению автора, является темперамент ребенка. Влияние, которого необходимо учитывать всем учителям при организации учебной деятельности ребенка особенно в младшем возрасте.

К сожалению рассматриваемая в данной курсовой проблема влияния темперамента на школьную младших школьников успеваемость раскрыта не в полной мере. Во-первых, как выявил анализ источников по проблеме, существует определенный дефицит исследований конкретно по этой проблеме; во-вторых, полученные результаты имеют достаточно общий характер и распространяются на учащихся всех возрастов, хотя очевидно, что в каждом возрасте будет своя специфика такого влияния.

Исходя из сказанного выше, в данной курсовой работе определены следующие:

Цель исследования: выяснить особенности влияния темперамента на успеваемость младших школьников.  

Задачи исследования:     

а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

 


Нужно продолжение?



Используются технологии uCoz