На главную

Курсовая работа по психологии.

 

Тема: "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ и ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  "

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....................3

1.Глава 1. теоретические аспекты профессиональных ПРЕДПОЧТЕНИЙ и ценностных ориентаций старшеклассников ………….6

1.1.         Профессиональные предпочтения и их особенности в старшем школьном возрасте.….……6

1.2.         Определение и общая характеристика ценностных ориентаций личности…12

1.3.   Профессиональные предпочтения старшеклассников в контексте их ценностных ориентаций ….…17

Глава 2. Эмпирические исследования профессиональных предпочтений старшеклассников в контексте влияния на них ценностных ориентаци……..21

2.1. Методика организации и проведения исследования………..…………….21

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………...….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...29

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..……...…31

 

Введение

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»[19, с.637].

Особую актуальность приобретает изучение особенностей ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте, поскольку в это время перед молодыми людьми встает ряд объективных задач, связанных с собственным самоопределением, в том числе и профессиональным.

Многими авторами показано [2],[12],[20], что при выборе профессии, зачастую, не учитывается весь комплекс психологических феноменов, который определяет  успешность обучения и научения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждой отдельной личности учащегося, тем более слабо акцентируется внимание на ценностных ориентациях молодых людей.

Отсюда вытекает и необходимость учета и изучения тех ценностей, которые присущи старшеклассникам, ориентируясь на которые молодые люди делают свой профессиональный выбор.

Нужно отметить, что, так или иначе, проблема изучения ценностных ориентаций как мировоззренческой составляющей старшеклассников в связи с их профессиональным самоопределением была отражена во многих исследованиях.

Например, осознание своего места в будущем, своей  жизненной перспективы исходя из формирования мировоззрения Л.И. Божович [3] считала центральным моментом психического и личностного развития в старшем школьном возрасте. 

И.С. Кон указывал на то, что  период ранней юности, совпадающий со старшим школьным возрастом, характеризуется уже сложившимися ценностными системами личности старшеклассника, которые оказывают влиянии на все стороны его жизни, его профессиональный выбор[11].

Как отмечает отечественный психолог  В.А. Янчук [24], выбор и  приобретение профессии на современном этапе развития общества явялется залогом успешной социализации личности и зависит от мировоззренческих установок индивида.

Известный социальный психолог Г.М. Андреева [1] указывает на тесную взаимосвязь между групповыми ценностями и отношением к социальным явлениям, например образованию, труду. Данное положение особо значимо, поскольку, как известно,  в старшем школьном возрасте именно принадлежность к группе сверстников, принятие групповых ценностей является необходимым и важным элементом успешной социализации и психологического благополучия.

Также следует подчеркнуть, что профессиональные предпочтения выступают как самостоятельные ценности и во многом определяются отношением общества к тем или иным профессиям в связи с их общественным статусом.

Таким образом, существуют серьезные основания для исследования ценностных ориентаций старшеклассников в связи с их профессиональными предпочтениями и профессиональным выбором.

С учетом вышесказанного  была сформулирована проблема исследования: каково влияние ценностных ориентаций старшеклассников на их профессиональные предпочтения?

Цель исследования: изучить профессиональные предпочтения старшеклассников в связи с их ценностными ориентациями.

Задачи исследования: а) дать общую характеристику ценностных ориентаций;<....>


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1.Профессиональные предпочтения и их особенности в старшем школьном возрасте.

Профессиональные предпочтения ассоциируются с приданием большей ценности одним профессиям по сравнению с другими и в целом отражают некую динамику профессионального самоопределения старшеклассников, их профессионального выбора. Очевидно, что процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности на основании той или иной системы ценностей. Однако не следует путать термины предпочтение и самоопределение. Предпочтения отвечают нашим желаниям, устремлениям и фантазиям, самоопределение же в большей мере отвечает некой реальности и указывает на сформированность окончательного решения по тому или иному вопросу. Тоже можно сказать и о профессиональном предпочтении и профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение личности происходит обязательно с учетом ее профессиональных предпочтений. Но помимо предпочтений на окончательный профессиональный выбор старшеклассника, да и не только его, влияет множество других факторов: способности, уровень образования, экономическая целесообразность и т.п. <...>

 

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 

 



Используются технологии uCoz