На главную

Курсовая работа по психологии.

 

Тема: "Особенности эмоциональной сферы детей из неблагополучных семей"

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение. 3

 

ГЛАВА1.Теоретические аспекты развития и формирования эмоциональной сферы детей в контексте семейного неблагополучия. 6

1.1. Особенности развития и формирования эмоциональной сферы ребенка  ...........6

1.2.Понятие и общая характеристика семейного неблагополучия. ......12

1.3. Влияние семейного неблагополучия на развитие эмоциональное развитие личности ребенка........ 19

 

ГЛАВА2.Практическое изучение эмоциональной сферы деетй из неблагополучных семей. ...............26

2.1.Методика и ход проведения исследования. ................26

2.2.Анализ и интерпретация полученных результатов. .................28

 

Заключение. .............32

Литература. ...............33

Приложение............... 35


Введение.

Актуальность проблемы эмоциональной сферы детей из неблагополучных семей очевидна. Приведем некоторые, как нам кажется, наиболее важные обоснования такого утверждения.

Во-первых, эмоции играют ключевую роль в жизни не только ребенка, но и взрослого человека, обуславливая такие аспекты ее как формирование личности, социализация. Поэтому не случайно большинство авторов, пишущих об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением[4],[5],[17]. А значит необходимо знать основные условия, детерминирующие развитие эмоциональной сферы особенно в  период детства.

Во-вторых, во многих исследованиях социально-психологического и социально-педагогического характера, установлено, что социальное поведение детей, которое напрямую соотносится с их эмоциональным фоном, зависит от общей социальной ситуации и особенно от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками[6],[15],[22].

И наконец, в третьих, на современном этапе, в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической, информационной  жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия[2],[11],[20].

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях, что в целом отражает рост семейного неблагополучия.

Все это вкупе имеет негативное влияние на общественное развитие в Республике Беларусь, поскольку формирует детей с искаженной эмоциональной сферой, обуславливая их ассоциальность, неспособность нормально включится в жизнь общества.

Поэтому, изучение эмоциональной сферы детей различного возраста  из неблагополучных семей нашло свое отражение в работах многих исследователей. Широко данная тематика представлена уже и в учебно-методических изданиях, пособиях и т.п.

Так, например, в Республике Беларусь выходит научно-методический журнал «Сацыяльна-педагагiчная работа», в котором так или иначе из номера в номер, затрагивается тема семейного неблагополучия и ее влияния на личность ребенка, приводятся пути и методы решения проблем, связанных с влиянием семейного неблагополучия на психо-эмоциональное состояние ребенка, то же самое можно сказать и о журнале «Психология».

Широко представлена проблема влияния семейного неблагополучия на личность ребенка в работе отечественного психолога, профессора И.А. Фурманова «Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства»[20].

Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов [7] подчеркивают роль типов воспитательного воздействия семьи в комплексной социализации ребенка и развития его эмоционально-волевой сферы.

Однако, не смотря на предпринимаемые меры со стороны государства, исследователей, учителей и др., данная проблема находится далеко от своего решения, что обуславливается ее многоаспектностью, сложностью, комплексным характером возникающих затруднений.

Цель исследования: выяснить особенности развития и формирования эмоциональной сферы у детей из неблагополучных семей.

Задачи исследования:

а) раскрыть сущностные характеристики  эмоциональной сферы человека;

б) показать особенности развития и формирования эмоциональной сферы у детей в контексте семейного воспитания;

в) выяснить влияние семейного неблагополучия на эмоциональную сферу ребенка.

Объект исследования:  эмоциональная сфера ребенка.

Предмет исследования: особенности развития и формирования эмоциональной сферы ребенка в условиях семейного неблагополучия.

Гипотеза исследования: семейное неблагополучие выступает дестабилизирующим и  искажающим фактором развития эмоциональной сферы ребенка, поскольку фрустрирует его основные потребности.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования,  методика X. Вейсбаха «Продуктивность вербализации эмоций», методика Ч.Д. Спилберга- Ю.Л. Ханина «Шкала личностной тревожности».

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 

 



Используются технологии uCoz