На главную

 

Курсовая   работа по психологии

Тема: «Гендерные особенности социального интеллекта младших школьников» 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………….3

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…….6

 1.1. Социальный интеллект: понятие и структура…6

 1.2. Условия развития социального интеллекта  в младшем школьном возрасте…………………12

1.3. Гендерные особенности личности младших школьников, определяющие развитие социального интеллекта…….18

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..24

 2.1. Организация и методы исследования………………………..24

 2.2. Результаты исследования социального интеллекта младших школьников………………….....27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……….32

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...33

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….………..35


ВВЕДЕНИЕ

Перед отечественной системой образования остро стоит задача подготовки подрастающего поколения к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, формированию решать возникающие социальные проблемы на разных уровнях.

Одной из составляющей решения этой задачи является проблема развития и формирования социального интеллекта, посредством которого личность может оценивать, прогнозировать развитие межличностных ситуаций, интерпретировать и понимать поведение социального окружения, использовать полученную информацию для установления оптимального социального взаимодействия[9],[24],[25].

Являясь когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, социальный интеллект, помимо сказанного, обеспечивает самопознание, саморазвитие и самообучение, представляет собой четкую, согласованную группу ментальных способностей, определяющих успешность социальной адаптации.

Необходимо отметить, что исследователями указывается на целый  ряд условий, обуславливающих развитие и формирование социального интеллекта. Одним из них является гендерная принадлежность человека[5],[9],[26].

Ведь именно гендер, как (социальный пол) моделируется обществом и через различные микро - и макротехники вменяется индивидууму как поведенческий паттерн, обуславливая во многом особенности его социальной коммуникации, поведения и мышления. Гендерная социализация личности затрагивает эмоциональные, когнитивные, поведенческие компоненты и накладывает отпечаток на поведение мужчин и женщин на протяжении всего онтогенеза. Развитие социального интеллекта позволяет мужчинам и женщинам преодолеть ограничения гендерной роли, эффективнее взаимодействовать с окружающими и достигать более полной самореализации[8],[11],[18].

Особую актуальность приобретает изучение гендерных особенностей социального интеллекта в младшем школьном возрасте. Так как именно в этот период происходит расширение  и обновление круга общения ребенка, в результате чего он получает возможность усваивать новые модели поведения; происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе мира социального, обуславливающего направленность и  специфику межличностного общения в различных жизненных ситуациях; данный возраст является сензитивным в плане выработки как морально-нравственных привычек школьника, так и социально-значимых[4],[6],[7]

Важность данной проблемы и недостаточная ее изученность определили выбор темы данного исследования - гендерные особенности социального интеллекта младших школьников.

Социальный  интеллект, как объект исследования давно привлекает внимание, как зарубежных (С. Берри, Д. Бродбент, О. Джон, X. Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, С. Космитский, Н. Кэнтор, Г. Олпорт, X. Саймон, Р. Селман, Р. Стернберг, Э. Торндайк и др.), так и отечественных ученых (А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин, Ю.Н. Емельянов, А.В. Карпов, М.М. Кашапов, М.Л. Кубышкина, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына, Д.В. Ушаков, А.Л. Южанинова и др.), однако, остаются нерешенными вопросы, связанные с гендерными характеристиками социального интеллекта.

Объект исследования: социальный интеллект младших школьников;

Предмет исследования: гендерные особенности социального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: выявить гендерные особенности социального интеллекта младших школьников.

Задачи исследования:     

1. Выявить сущность социального интеллекта как психологического феномена.

2.Определить условия развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте.

3. Выявить особенности  социального интеллекта младших школьников, обусловленные их гендерными различиями.

Гипотеза исследования: развитие и формирование социального интеллекта младшего школьника определяется его гендерной принадлежностью.

       Практическая значимость: данная курсовая работа может  быть использована как методическое пособие  в практической деятельности педагогов начальной школы для развития и формирования социального интеллекта учащихся, а также оптимизации их социализации в детском коллективе.

В работе имеется 2 таблицы и 4 диаграммы.

 

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 



Используются технологии uCoz