На главную

 

 Критерии подбора приемной семьи (родителя)

Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать ребенка - в противном случае, такая мера, как лишение родительских прав, просто бы не имела места.   Бесспорно, также, что воспитание  чужого ребенка, сопряжено с бóльшим (по сравнению, с кровным)  количеством трудностей. Вкупе, это предъявляет приемной семье определенные требования, которые и выступают критериями ее подбора.

Правовые критерии подбора приемной семьи вытекают из содержания статьи 173 «Приемные родители»  Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Статья устанавливает,  что приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка.

Соответствие кандидатов в приемные родители правовым требованиям  (критериям) является обязательным.

Кроме оговоренных законодательством, критериями  подбора приемной семьи в практике  часто выступают: а) наличие у нее постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, б) отсутствие у кандидатов в приемные родители на момент создания приемной семьи судимости за умышленное преступление.

Указанные критерии, однако, являются недостаточными для полноценного развития ребенка. При определении пригодности семьи к воспитанию приемного ребенка наряду с названными критериями следует также учитывать и воспитательные возможности семьи. Именно воспитательные возможности и выступают психологическими критериями подбора приемной семьи.

Многочисленные исследования, опыт в области воспитания приемных детей, накопленный и  в нашей стране и за рубежом, показывает, успешность воспитания определяется такими факторами, как:

 личностные качества родителей;

 внутрисемейные взаимоотношения;

воспитательные установки родителей.

Не менее важным критерием подбора приемной семьи являются также мотивы, которыми руководствуются семьи принимая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Личностные качества родителей

Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей. Такое  влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

 Наличие у родителей, таких качеств, как сензитивность и гиперсоциализация, по мнению А. Захарова, приводит к развитию у ребенка невроза.  Под сензитивностью понимается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу; под гиперсоциализацией - заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов. Кроме того, матери детей, страдающих неврозами, склонны к подозрительности, недоверчивости, упрямству, ригидности мышления, образованию ситуативно обусловленных сверхценных идей. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими, наличие хронических межличностных конфликтов, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний, тревожность и неуверенность в себе, недостаточная эмоциональная отзывчивость. Отцы - пассивны, беспокойны, неуверенны в себе, консервативны, склонны к морализированию, испытывают чувство вины. Оба родителя внутренне конфликтны, имеют низкую степень самопринятия.

Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как эмпатичность, открытость, эмоциональность,  коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению.

Эмпатичность – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.

Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.

Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.

Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.

Альтруистичность -  качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.

Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.

Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.

Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.

Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Личностные особенности кандидатов в приемные родители могут выявлены при помощи  16PF4 опросника Кеттела, а также в результате наблюдения за поведением.

Внутрисемейные взаимоотношения

Внутрисемейные взаимоотношения являются еще одним фактором, влияющим на личностное развитие ребенка. По мнению В.М. Мясищева,  человеческие отношения (отношения - система связей личности с различными сторонами действительности) многократно повторяясь, становятся характерными для личности,  т.е. превращаются в черты  характера. Они также могут явиться   источником невроза, поскольку выходят за пределы инстинктов в сознании долга, ответственности, в чувстве собственного достоинства, в привязанностях, на основе которых и возникают столкновения людей друг с другом и человека с самим собой.

Последнее положение теории В.Н. Мясищева, подтверждено исследованиями А.И. Захарова, который обнаружил, что семьи, имеющие детей, страдающих неврозом, характеризуются низкой успешностью совместной деятельности, присутствием большого числа напряжений и малопродуктивных действий. Родители при взаимодействии между собой и с детьми используют преимущественно разную и непоследовательную тактику. В то же время в семьях, где дети не страдают неврозом, успешность совместной деятельности выше, она более продуктивна и сопровождается существенно меньшим числом эмоциональных напряжений.

Им выделены следующие особенности отношений в семьях, имеющих детей с неврозом:

-построение отношений в браке по типу невротически мотивированного взаимодополнения при реальном контрасте черт характера супругов;

-личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из них;

-инверсия супружеских и родительских ролей;

-образование эмоционально обособленных диад и блокирование одного из членов семьи;

-тревожная эмоциональная атмосфера в семье;

-повышенная эмоциональная возбудимость и непродуктивные напряжения в процессе общения в семье;

-использование одного из членов семьи в роли «козла отпущения».

В случае, когда  приемная семья не имеет детей, рассматривают супружеские взаимоотношения, которые являются частью внутрисемейных отношений и также непосредственно оказывают влияние на личностное становление ребенка.

Супружеская дисгармония, по мнению С. Бич, характеризуется вербальной и физической агрессией, угрозами расставания, грубыми нападками и обвинениями. Условиями же супружеской гармонии и благополучия (С.Бич, Г.Роланд) являются: сплоченность пары, непринужденность общения, принятие эмоциональной экспрессии партнера, высокая степень взаимопонимания, сексуальная удовлетворенность, супружеская надежность, поддержка самоуважения, доверительность отношений и эмоциональная поддержка.

Характер взаимоотношений в семье определяется наблюдением  за взаимодействиями супругов, а также опираясь на методику ЦТО,  сравнение профилей личности, полученных по итогам 16PF опросника Кеттела, и шкалу «Отношение к семейной роли» PARI.

  

Воспитательные установки родителей

Воспитательная установка родителя - это комплексная суммарная  оценочная  реакция родителя, включающая  в себя эмоциональное отношение к ребенку,  представление  о нем и сложившуюся систему воспитательных воздействий (контроль, наказания, поощрения, степень открытости в отношениях с ребенком).

Под эмоциональным отношением обычно понимают степень принятия/отвержения  ребенка. Существуют данные, показывающие, что если люди в окружении ребенка его не любят, не принимают его  индивидуальности, являются чересчур  требовательными, непостоянными или равнодушными, то у ребенка возникает ощущение глубинной небезопасности и смутного беспокойства – так называемая, «базальная тревожность». Базальная тревожность мешает ребенку устанавливать спонтанные отношения и принуждает его искать способы взаимодействия с другими, которые облегчат его тревожность. Такими способами могут  выступать уступчивость, агрессивность или равнодушие. Попытка решения первых невротических конфликтов оказывает определяющее влияние на дальнейшее течение невротического развития. Это касается не только отношений к другим, но и влечет за собой определенные изменения личности в целом.

Важнейшей составляющей воспитательной установки родителя  является его представление о ребенке. Представление о ребенке может быть  адекватным и неадекватным. Адекватное – наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей ребенка. В случае усыновления – ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении.  Неадекватное представление о ребенке подразделяется на приписывание ребенку «слабости» (болезненности), «плохости» (аморальности), и инвалидизацию – принудительное обесценивание всего, что может предлагать ребенок.

В систему воспитательных воздействий родителя, как мы уже указывали, входят: контроль, наказания, поощрения, степень открытости в отношениях с ребенком.

Контроль – это способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием, поступком, поведением. Родительский контроль обычно располагают  в границах от предоставления ребенку полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей. Выделяют ограничивающий и авторитарный способы контроля.  При ограничивающем способе родители запрещают ребенку делать то, что он хочет; при авторитарном способе контроля ребенок неукоснительно должен выполнять установленные родителем правила, нормы и требования.

У детей, контроль за которыми осуществляется авторитарно, обнаруживается  отсутствие эмпатии, низкая самооценка, слабые внутренние моральные стандарты, ориентация на внешние требования и наказания, трудности во взаимоотношениях с ровесниками, отсутствие независимости, средний уровень социальной ответственности. Жесткий контроль часто  вызывает агрессивность ребенка. Дети, воспитанные в семьях, в которых много четких правил, запретов, ограничений, менее энергичны в поведении, излишне ориентированы на социальные нормы, подавлены, конформны, стыдливы, социально непредприимчивы.

Контроль непосредственно связан с  действиями родителей по поддержанию дисциплины ребенка, в качестве которых обычно выступают поощрения и наказания. Среди наказаний выделяют: 1) основанные на силе, 2) эмоциональные наказания, 3) объясняющие наказания. Наказаниями, которые не влекут нежелательных последствий для формирования личности ребенка, являются только объясняющие.

Поощрение является более действенным воспитательным воздействием, чем наказание. Вместе с тем,  «захваливание» ребенка, как и отсутствие поощрения, негативно сказывается на его личностном формировании. В качестве форм поощрения выделяют похвалу за усилие, награждение делом, поощрение путем расширения прав ребенка, выражение благодарности, выражение нежного отношения.

Важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности ребенка, являются отношения, существующие между родителями и детьми, которые могут носить открытый (личностный) и закрытый (ролевой) характер. Личностный характер общения предполагает эмоциональную и личностную раскрытость, доверительность, искренность выражения чувств и состояний. Ролевой характер общения характеризуется закрытостью родителей, подчеркиванием ими зависимого положения ребенка. Патогенным для развития ребенка является ролевой характер общения.

Воспитательные установки родителя определяют осуществляемый им тип воспитания.

В психологических исследованиях выделяются типы воспитания, неблагоприятные для эмоционального и личностного развития ребенка: отвержение, гипоопека, гиперопека, сверхтребовательность, симбиоз, диктат и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся у детей при таких типах воспитания, отмечают агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, тревожность, мнительность, чувство неполноценности, эмоциональную неустойчивость в общении с людьми.

Более подробное описание особенностей родительского воспитания представлено в приложении №1.

Формирование воспитательных установок у человека обычно осуществляется в своей родительской семье через механизмы подражания и идентификации, поэтому исследование родительско-детских отношений в семье позволяет не только предполагать наличие тех или иных качеств, формирующихся в результате осуществлявшегося в семье воспитания, но и  установить, какие установки и модели воспитания может иметь исследуемый.

Диагностика родительских воспитательных установок осуществляется методикой PARI и выявляется в ходе беседы.

 

Мотивы создания приемной семьи.

 

Успешность или неуспешность существования приемной семьи во многом зависит от мотива, которым руководствовались семьи ее создавая. Некоторые мотивы продиктованы личностной проблемой (комплекс неполноценности, потребность в постоянном социальном одобрении) или нарушенными отношениями между супругами (отсутствие взаимопонимания). Попытка решить такие проблемы принятием ребенка в семью изначально обречена на неуспех, т.к. проблема кроется в личности приемного родителя или его внутрисемейных отношениях. И решать ее необходимо соответственно. В тех случаях, когда мотив не осознается, человеку кажется, что он просто хочет ребенка, и как только он появится, все наладится. Ребенок появляется, но почему-то вызывает раздражение. Раздражение, опять-таки, связывают не с тем, что подсознательные ожидания от своего шага не оправдались, а с тем, что ребенок «плохой». До тех пор, пока приемный родитель не разберется в своих мотивах, и не поймет, что собственно происходит, он не сможет контролировать ситуацию. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся мотивы, что, на самом деле, стоит за ними, и чем все может закончиться.

Следует сказать, что мотивы стать приемной семьей, отличаются у семей, имеющих своих детей, и семей, которые детей не имеют.

Семьи, не имеющие детей, очень часто прибегают к созданию приемной семьи с тем, чтобы присмотреться к ребенку, пожить какое-то время вместе, а затем принять решение об усыновлении. К сожалению, в обществе все еще широко распространено мнение о «дурной наследственности» и «неблагодарности» усыновленных детей, что и является причиной такого «пробного брака». У родителей изначально есть сомнения в том, что ребенок «хороший»; они не уверены в своих воспитательных возможностях, и своей способности любить. Мотив создания приемной семьи, в этих случаях направлен на собственные интересы (чтобы со мной все было в порядке), но никак на интересы ребенка (что будет с ребенком, если он нам не понравиться?). Идею понаблюдать за ребенком до усыновления можно приветствовать лишь в том случае, когда она  продиктована желанием лучше понять ребенка, узнать его индивидуальные потребности, дать ему возможность привыкнуть и довериться Вам. Такое знакомство с ребенком осуществляется на территории ребенка (в детском учреждении) с тем, чтобы вхождение ребенка в семью было как можно менее травматично для него. Само усыновление под вопрос не ставиться. Проверять же свои способности к родительским чувствам на ребенке не очень красиво. Возвращение ребенка из семьи в интернатное учреждение всегда травматично для ребенка и формирует позицию «Я – плохой, Вы – плохие».

Что касается самой формы «усыновление» или «приемная семья», то помимо юридических нюансов (усыновление социально лучше защищает ребенка, т.к. приравнивает его к кровному) есть данные психического развития детей. Усыновленные дети имеют лучшие психические показатели, чем дети, выросшие в приемной семье. Связывают это с тем, что в приемной семье ребенок в меньшей степени чувствует себя стабильно и защищенным. Безусловно, приемная семья лучше, чем интернат, но усыновление лучше, чем приемная семья.

При таких сомнениях в первую очередь надо разобраться со своими мотивами, поскольку в любви нуждается любой ребенок. И если «мне очень хочется любить», то этому ничего не мешает.

В ряде случаев, страх перед «дурной наследственностью» настолько велик, что сама идея усыновления кажется невозможной. Однако, желание иметь ребенка в семье, тем не менее существует.

Мотивами создания приемной семьи в этом случае выступают:

-желание реализовать себя как родителя;

-обретение смысла жизни;

-страх одинокой старости;

-желание сделать жизнь веселее;

-желание заполнить пустоту, образовавшуюся после смерти своего ребенка;

Однако, как показывает практика, некоторые мотивы приемными родителями не называются, хотя имеют место. Отчасти это происходит потому, что приемный родитель сознает - с таким мотивом ребенка ему никто не даст, отчасти потому, что приемный родитель и сам его не осознает. Что это за мотивы? Желание сохранить семью, удержать мужа (жену), самоутвердиться в глазах окружающих, получить внимание и социальное одобрение за хороший поступок, «вылечить» супруга от алкоголизма.

Мотив «хочу реализовать себя в качестве родителя» подготовить ребенка к жизни, естественное желание каждого родителя, и хорошо реализуется, если при воспитании ребенка учитываются его личностные особенности, и признается его индивидуальность. Бывает, однако, что за заявлением «хочу реализоваться как родитель» стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею, или реализовать через ребенка свою потребность в достижении и социальном признании. Такой родитель имеет жесткий образ того, каким должен быть «его» ребенок и будет стремиться подгонять ребенка под эти представления. Страдать при этом будут обе стороны - и родитель, чьи ожидания скорее всего не оправдаются, и ребенок, который не чувствует себя принятым.

Мотив «обретение смысла жизни» подразумевает потерю смысла жизни, что может быть обусловлено разными причинами. Как острым горем, ситуативным стрессом, нарушенными отношениями в семье, так и плохо сформированными коммуникативными навыками, или одиночеством, за которым иногда стоят личностные нарушения. Могут быть и другие причины потери смысла жизни. Поэтому этот мотив требует тщательного исследования, выявления проблем, стоящих за ним и решения их адекватно. Создание приемной семьи в данном случае проблему не ликвидирует, хотя и может вызвать чувство субъективного облегчения. Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может быть причиной установления патологических взаимоотношений с ребенком, что, в свою очередь, негативно скажется  на его личностном развитии.

Иногда мотив «обретение смысла жизни» указывают семьи, переживающие нормативный кризис, вследствие невозможности семьи перейти на следующий этап развития. Семейная система объективно готова к следующему этапу жизненного цикла, который, однако, не может наступить по причине отсутствия детей. В этой ситуации, если наличествует способность любить ребенка, и личности приемных родителей патологически не деформированы, создание приемной семьи  на самом деле снимет проблему.

Пристального внимания требует и мотив «оставить нажитые материальные ценности». Оставить почему? Чтобы чувствовать себя благородным (так не чувствую)? Или жду (а может, покупаю) благодарность? Не верю в то, что меня могут любить просто так? Или еще что-то? Понятно, что этот мотив требует коррекции.

«Страх одинокой старости» изначально предполагает договорные отношения «ты мне – я тебе». Интимность, теплота, взаимное доверие в таких отношениях отсутствует, а значит создание приемной семьи вряд ли будет успешным. Желание ухаживать за родителями хорошо, если оно продиктовано любовью и благодарностью к ним, а не отработкой своего долга. Полезно, также, проанализировать причины своего одиночества. Может так статься, что причина в самом человеке, и даже взяв в семью ребенка, он будет чувствовать себя одиноким. Нарушенные отношения в семье, как мы уже знаем, негативно сказываются на личностном формировании ребенка.

Мотив «сделать жизнь веселее» может свидетельствовать о неблагополучии супружеских отношений или неудовлетворенности своей жизнью, что, в свою очередь, также может быть обусловлено различными причинами. Этот мотив может иметь место и при нормативном кризисе в процессе прохождения жизненного цикла семьи. В любом случае, данный мотив требует осознания, какую на самом деле проблему призвано решить создание приемной семьи и возможно ли ее решение посредством такого шага.

Нередко  к созданию приемной семьи прибегают семьи, дети которых умерли. Находясь в состоянии острого горя, родители совершают действия, призванные уменьшить боль от потери. Решение принимается импульсивно, без взвешивания своих возможностей, как мера «скорой помощи». В этом состоянии родители нуждаются в понимании и поддержке и поэтому не способны оказать ее приемному ребенку, испытывающему трудности адаптации в новых для него условиях. Практически всегда, родители, потерявшие ребенка, испытывают чувство вины за произошедшее. Неосознанно, они пытаются исправить ситуацию, применительно к приемному ребенку. Он же, есть самостоятельная личность, со своими, отличными от прежнего ребенка особенностями и потребностями и требует к себе соответствующие этим особенностям и потребностям отношения. Бессознательное ожидание от приемного ребенка, что он заменит умершего, часто формирует у него шизофренические черты характера. Практика показывает, что создание приемной семьи, произведенное в момент не прожитого горя, заканчиваются отчуждением между ребенком и приемными родителями.

Усыновление семьей, потерявшей своего ребенка возможно, если она прожила свое горе, вышла из него и начала жить в новой реальности без ребенка. Понимание того, что приемный ребенок, это другой ребенок, со своими собственными характеристиками и потребностями – условие успешного воспитания приемного ребенка. Родители также должны четко осознать, что ребенок не для того, чтобы облегчить боль утраты. Не они, а он в данной ситуации нуждается в их поддержке и любви.

Что касается мотивов - сохранение семьи, избавление от чувства неполноценности, получение признания за благородный поступок, «лечение от алкоголизма» супруга, самоутверждение, то следует знать, что ожидания, стоящие за ними никогда не оправдаются. Воспитание по этим мотивам, без любви к ребенку, принятия его, понимания его трудностей, желания помочь ему, скорее принесут ему вред, чем помогут. Холодные, жесткие отношения в семье, отвержение ребенка калечат его не меньше, чем воспитание в интернатном учреждении.

Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи в случаях, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы ребенок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.

Мотивы, побуждающие людей стать приемными родителями, при том, что они имеют кровных детей, также разные.

Наиболее распространенным мотивом является желание  дать приемному ребенку семью, любовь, заботу и внимание. Обычно, кандидаты в приемные родители рассуждают так: «Мы - хорошая семья. Состоялись как родители: у нас растут хорошие дети. Материальный достаток позволяет нам сделать хорошее дело – поднять на ноги ребенка, который родителей не имеет. И вообще, мы любим детей. Почему бы нам не стать приемной семьей?». Личностная зрелость, мудрость, взвешенность при принятии такого решения, опыт воспитания собственных детей, позволяющий  избежать неоправданно высоких ожиданий от приемных детей, в большинстве случаев приводит к хорошим результатам. Появляется приемная семья, способная заменить ребенку его биологическую.

Решение стать приемными родителями нередко принимают педагогические работники. Имея опыт воспитания не только своих, но и других детей, они чувствуют себя профессионалами  и просто расширяют сферу своей профессиональной компетентности на свою семью. Мотивом выступает выполнение своего профессионального долга, применение своих знаний для той категории детей, которая в этом больше всего нуждается. Профессиональный подход позволяет таким родителям успешно справиться с трудностями и стать хорошими воспитателями. Единственное, что можно порекомендовать этой категории приемных родителей  - не забывать, что дети нуждаются не только в воспитании, но и в проявлениях к ним любви – поглаживаниях, поцелуях, объятиях.

Достаточно распространенным мотивом создания приемной семьи является желание семьи иметь оплачиваемую работу. Обычно им руководствуются граждане, проживающие в сельской местности, где затруднительно найти работу. Если желание зарабатывать деньги за воспитание детей на дому, не подкреплено любовью к детям, пониманием их потребностей и проблем, то прогноз жизнедеятельности такой семьи неблагополучный. Через какое-то время приемные родители сознают, что воспитание ребенка - чересчур тяжелый труд, который не окупается зарплатой. Вместе с тем, осознание ответственности за воспитание ребенка, мудрость, терпение, желание помочь ребенку, в совокупности с оплатой за приложенный труд дают хорошие результаты. Рождение новой семьи удовлетворяет как потребности ребенка в семье, так и потребности семьи в доходе.

Еще одну  категорию  граждан, желающих создать приемную семью, представляют женщины после 45-50 лет, уже вырастившие своих детей и оставшиеся, по их признанию «не у дел». Чувствуя себя, с одной стороны, полными сил, а другой -  несколько обиженными невниманием своих детей, не впускающими их в свою жизнь, они считают, что оптимальным выходом из означенной ситуации является воспитание приемного ребенка. Он то оценит все старания приемной матери! Взявшись за дело с похвальным  рвением, женщины быстро устают, поскольку стремятся к образцовым отношениям, коих не достигли в отношениях со своими детьми. И чувствуют себя обманутыми, потому что и приемный ребенок «не желает» быть таким, каким он должен быть, по мнению вновь испеченной мамы.

Компенсация обиды на своих детей - не очень хороший мотив для создания приемной семьи. Имея названные отношения с детьми, полезно еще раз честно посмотреть на себя со стороны. Может дети имеют основания, поступать так, как поступают? И стоит разрешить им быть самостоятельными? А когда отношения с ними наладятся, участвовать в воспитании своих внуков?

 Вот когда в отношениях с ними  все в порядке, а мысли  о воспитании  приемного ребенка сохранилось, тогда можно и всерьез  подумать о создании приемной семьи. И будет это не потому, что свои «бессовестные», а потому, что  есть силы, и можно успеть сделать хорошее дело – подрастить еще одного ребенка. Не от обиды, а от сознания, что кто-то нуждается в помощи, а я могу ее оказать. Не доказывая кому-то что-то,  а потому что самостоятельно и ответственно приняла решение. И с приемным ребенком тогда отношения будут строиться не в зависимости, что я хочу продемонстрировать окружающим, а так, как это полезно для наших с ним отношений и его благополучия.

Нередко мотивом для создания приемной семьи является желание получать  социальное одобрение и признание за благородный поступок - воспитание приемного ребенка. Кандидат в приемные родители оценивает себя (в большинстве случаев, совершенно справедливо), как человека с высокой нравственностью и доброго, оказывающего помощь всем, кто в ней нуждается, даже в тех случаях, когда его об не просят. Он не всегда осознает, что причиной его «помогательного» поведения является желание иметь хорошее представление о себе, а также необходимость получать  подтверждения  своей «хорошести» со стороны окружающих. И еще меньше осознает, что навязывание им услуг является одним из способов контроля окружающих. Создав приемную семью, из «добрых побуждений», он подсознательно ожидает одобрения со стороны окружающих и, конечно, благодарности, от самого ребенка. Стоит ли говорить, что эта потребность не может быть удовлетворена в той степени, как такому приемному родителю  хотелось бы, поскольку любое количество благодарности будет казаться ему недостаточным?

Поэтому, задумайтесь, не движет ли Вами желание получать благодарность и признание, за свой шаг? Если так, то лучше откажитесь от своей идеи. Она изначально обречена на неуспех. Другие уже пробовали, и у них ничего не вышло. Приемные дети бывают благодарны тогда лишь, когда их просто любят, просто воспитывают, просто помогают им вырасти.

Не часто, но бывают случаи, когда приемная семья создается по той причине, что  не сложились эмоционально теплые отношения с собственным ребенком, а поэтому есть желание исправить положение с помощью приемного ребенка. Следует сказать, что причина нарушенных отношений обычно лежит в неспособности к воспитанию самого родителя. И если он не справился с воспитанием собственного ребенка, то у него нет шансов проявить себя в качестве компетентного воспитателя и с приемным ребенком, которого он не знает и который будет иметь не меньше поведенческих  проблем. Отношения со своим ребенком всегда можно наладить, если искренне желать этого. Появление же приемного ребенка в семье, только усугубит проблему. Враждебные отношения между детьми могут перерасти в неконтролируемые и полностью дестабилизировать ситуацию в семье. Кроме того, приемный ребенок нуждается в помощи и поддержке, и никак не может укрепить несостоявшуюся мать в ее войне со своим ребенком. Примите это к сведению и никогда не руководствуйтесь этим мотивом при создании приемной семьи.

К созданию приемной семьи иногда прибегают семьи, имеющие ребенка-инвалида. Руководствуются они желанием приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет осуществлять за ним уход. Это не лучшая идея для решения своих проблем. Во-первых, потому, что  приемный ребенок требует не меньше ухода, терпения и внимания, поскольку, зачастую сам имеет нарушенное развитие. Во-вторых, он является самостоятельной личностью, имеющей свои собственные потребности, в том числе в любви, принятии, защищенности, и вправе рассчитывать на их удовлетворение, раз его взяли в семью. Он не обязан быть Вам благодарным и «отрабатывать» ваш добрый поступок, поскольку решение взять его в семью было Вашим. Кроме того, не чувствуя себя любимым и принятым, не освоив роль равноправного члена семьи, приемный ребенок не станет «братом» («сестрой») вашему ребенку. Желание родителей облегчить  жизнь своему ребенку приветствуется, но не должно осуществляться за счет другого ребенка, также нуждающегося в помощи и поддержке. Только уверенность в том, что Вашей любви хватит на двоих, что Вы сможете в полном объеме удовлетворить потребности и одного и другого ребенка должна лежать в основе принятия решения о создании приемной семьи. В противном случае, разочарование неизбежно, поскольку заставить человека силой полюбить другого человека еще не удавалось никому. Об этом надо помнить.

Еще одним мотивом создания приемной семьи выступает желание «отработать грех за сделанные в молодости аборты». Некоторая категория женщин с возрастом пришедшая к Богу, начинает испытывать чувство вины за сделанные в молодости ошибки и готова на принесение  «жертв», чтобы отработать вину. То есть, воспитание ребенка рассматривается как своего рода наказание. Руководствуясь таким мотивом, женщина не может адекватно оценить поведение ребенка, а, следовательно, верно построить свои отношения с ним. Воспитание ребенка должно строиться на понимании его потребностей и желании подготовить его к жизни и больше не на чем. Иначе, вреда от такого воспитания больше, чем пользы. Существует достаточно способов «искупления вины» без того, чтобы создавать приемную семью. Например, денежные пожертвования в адрес детских домов, уход за больными детьми в специализированных домах-интернатах и другие.  Воспользуйтесь ими.

 

Определение пригодности семьи к воспитанию приемного ребенка происходит в процессе первых встреч с ней. Специалисты, занимающиеся вопросами усыновления, как правило, имеют свою схему проведения первых  встреч, основанную на личном опыте и понимании проблем приемных семей. Однако, вне зависимости от порядка обсуждения вопросов, в ходе первых встреч с кандидатами в приемные семьи, специалисту необходимо решить следующие задачи.

1.     Установить с семьей доверительные отношения.

2.     Выяснить, нет ли у кандидатов в приемные родители правовых противопоказаний, препятствующих созданию приемной семьи;

3.     Выявить у кандидатов в приемные родители мотивы, побуждающие их к созданию приемной семьи.

4.     Определить психологическую готовность кандидатов в приемные родители к воспитанию детей.

5.     Ознакомить кандидатов в приемные родители с психофизиологическими особенностями детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

6.     Проинформировать о правовых вопросах создания приемной семьи.

Наиболее целесообразной последовательностью решения задач представляется следующая:

Первая встреча:

1.     Установление доверительных отношений.

2.     Выявление наличия (отсутствия) правовых противопоказаний для создания семьи.

3.     Начальное выявление мотивов создания приемной семьи.

4.     Ознакомление кандидатов в приемные родители с психофизиологическими особенностями детей, передаваемых на воспитание в семью.

5.     Информирование о правовых вопросах создания приемной семьи.

Вторая встреча.

1.     Выявление мотивов создания приемной семьи.

2.     Определение психологической готовности семьи к воспитанию приемного ребенка.

 

Установление доверительных отношений и сбор первичных данных о семье.

Существуют специальные приемы, позволяющие быстро сформировать доверие между общающимися сторонами. Использование этих приемов позволяет быстрее решать вопросы, связанные с подбором пары для создания приемной семьи.

1. Пространство и позы.

Физическое тело человека окружено определенной пространственной оболочкой (биополем), которая рассматривается им как собственная личная территория. Она разделяется на 4 пространственные зоны, допуском на каждую из которых служит степень близости с человеком. Нарушение зональных границ «чужаком» непроизвольно воспринимается как агрессивное вторжение и вызывает соответствующие защитные реакции.

Наиболее охраняемой зоной является «интимная» зона, которая простирается от 15 до 46 см. Пребывать на ней разрешается только очень близким людям – супругу, детям, родителям, родственникам и хорошим друзьям. «Личная» зона располагается  от 46 см до 1,2 м. Это расстояние дружеского общения. Малознакомые люди  находятся в  «социальной» зоне, границы которой составляют 1,2 м  -  3, 6 м. Общение с большой аудиторией происходит на расстоянии более 3,6 в  «общественной» зоне.

Соблюдение зональных границ позволяет не залазить на «чужую» территорию и тем самым не вызывать напряжение и настороженность находящейся у вас на приеме семьи. Наиболее оптимальным в начале первой  встречи является расстояние 1,2м –1,5. К концу беседы его можно сократить до 60-70 см, что будет восприниматься семьей, как появление у вас доверия к ней и вызывать у нее, в свою очередь, доверие к вам.

Обстановка  рабочего кабинета также может способствовать или не способствовать доверительному разговору. Так, объективно существующая преграда (массивный стол) может создать психологический барьер между общающимися. Условиями для непринужденной беседы являются закрытое пространство, которое может быть организовано вокруг журнального столика, либо вообще без преград (выйдите из-за стола  и сядьте рядом с семьей), и одинаковая для всех высота стульев. 

Важна также ориентация тел собеседников  по отношению друг к другу. Взаимопонимание будет достигнуто быстрее, если собеседники расположатся  друг к другу под углом. Положение «напротив» воспринимается как давление или конкуренция и вызывает подсознательное желание защищаться или соперничать. Помимо ориентации тела, следует помнить и о позе. Скрещенные на груди руки и ноги, закинутые одна на другую, препятствуют возникновению доверия. Наклон в сторону говорящего выражает интерес к нему.

2.Слушание.

Умение слушать является важнейшим условием и залогом продуктивного общения. Слушание – это сложный, активный процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает то ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

Активное слушание. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным слушанием. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, является постоянное уточнение правильности понимания информации, путем задавания уточняющих вопросов типа: «Правильно я Вас понял, что…?», парафразов: «Таким образом Вы хотели сказать…». Применение этих приемов позволяет  обеспечить адекватную обратную связь, у собеседника появляется чувство, что передаваемая им информация понята правильно.

Приемы активного слушания хорошо работают тогда, когда учитывается ситуация, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника.

Пассивное слушание. Бывает,  приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта. В таких случаях эффективно работает пассивное слушание. Тут важно просто слушать человека, давать ему понять, что он не один, его понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да», «угу-угу» и т.п. Выговорившись, человек успокоится, и  можно будет перейти к активному слушанию.

Эмпатическое слушание. Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего,  не критикуют, не поучают.

Вот основные правила эмпатического слушания:

-на время забыть о своих проблемах и переживаниях, отрешиться от готовых установок и предубеждений;

-точно отражать переживания, эмоции, стоящие за словами собеседника; его чувства не только должны быть поняты вами, но и приняты;

 -умело пользоваться паузами, для того, чтобы дать человеку возможность разобраться в своих переживаниях;

-в тех случаях, когда партнер возбужден, не пользоваться развернутыми фразами, а поддерживать междометьями типа  «да-да» или кивками головы.

В зависимости от ситуации, инспектор должен гибко использовать все виды слушания.

3.Приемы присоединения к семье.

 

Существуют и другие приемы, позволяющие показать  семье, что Вы понимаете ее.

1.     Выражение поддержки семье. Подчеркнутое одобрение позитивных моментов в жизни семьи и положительных качеств в людях, сочувственный отклик на эмоции, проявленные тем или иным членом семьи, описание какого-то взаимодействия между членами семьи без элемента оценки, деликатная реакция на проблемы семьи  позволяют показать членам семьи, что их понимают и принимают.

2.     Использование  собственных ресурсов. Знание личностных особенностей и особенностей своей внешности  позволяет инспектору создать цельный гармоничный образ специалиста, что способствует возникновению к нему  доверия семьи.  Так, например,  молодому инспектору с тихим голосом не рекомендуется  общаться с семьей с позиции «классной дамы».

3.     Учитывание семейных процессов. Общение, протекающее в соответствии с процессами,  присущими семье, позволяет ее членам чувствовать себя естественно и уверенно.  Так, если лидер в семье жена, то целесообразнее начать разговор с обращения именно к ней. Приведение скорости своей речи к скорости речи членов семьи способствует лучшему взаимопониманию.

4.     Активизация  в себе тех сторон своего «Я» и тех аспектов характера, которые  совпадают с интересами семьи позволяет найти общий язык с членами семьи. Например, если любимым занятием семьи является благоустройство дачного домика, а   инспектор также любит «повозиться» на даче, то ему стоит искренне признаться, что он понимает и разделяет увлечение семьи.

Рекомендуется начинать устанавливать контакт с членами семьи путем постановки перед ними социальных вопросов:

1) сбор демографической информации (имена, возраст, стаж брачных отношений, род занятий, образование членов семьи, место проживания);

2) сбор информации о составе семьи («Кто живет вместе с Вами?», «В каких родственных отношениях?», «Были ли у Вас другие браки?», «Есть ли от них дети?» «Где живут остальные члены семьи?»;

3) выяснение причин, по которым граждане обратились с просьбой об усыновлении, а также их пожеланий в отношении ребенка.

 

4.Циркулярное интервью.

 

Использование специальной техники опроса - циркулярного интервью, позволяет получить более достоверную информацию о процессах, происходящих в семье, а также обратить на них внимание  самих ее членов.

 В циркулярных вопросах активно используются категории, проясняющие различия: больше/меньше, ближе/дальше, чаще/реже, хуже/лучше и т.д. («Кто из членов семьи будет рад больше других, если в Вашей семье появится ребенок?).

В циркулярном вопросе глагол «чувствовать» часто заменяется глаголом «делать» и вопрос обычно адресуется не самому участнику события, а кому-то третьему («Что сделает Ваш муж, когда вернувшись домой обнаружит, что ребенок изрисовал обои?»).

Чтобы определить различия в разного рода отношениях между членами семьи, можно попросить кого-нибудь из них прокомментировать, как он видит отношения  между двумя другими. Например, жену можно спросить, как она оценивает отношения между мужем и ребенком (в случае, если кандидаты в усыновители имеют ребенка).

В циркулярных вопросах нередко используют сослагательное наклонение «если бы». Например, «Кто переживал бы больше всех, если бы Вы не усыновили ребенка?».

Существует еще один тип циркулярного вопроса – так называемый, «читающий мысли». В этом случае кого-то из членов семьи спрашивают, что, по его мнению, думает на эту тему другой член семьи.

При использовании циркулярных вопросов необходимо особое внимание обращать на невербальное поведение членов семьи, так как это может дать ключ к пониманию семейных проблем. Циркулярные вопросы не только собирают данные о семье, но и помогают ей осознать новую информацию о ней самой. Сущность задаваемых вопросов позволяет членам семьи осознавать последствия своего поведения.

Обычно, установление контакта с семьей занимает 10-15 минут. Понять, что он «состоялся», помогают следующие признаки:

-                      кандидаты в усыновители приняли естественные, удобные  и «открытые» позы; исчезло напряжение;

-                      нормализовались дыхание и цвет лица;

-                      стали появляться улыбки;

-                      ответы на вопросы стали представлять собой развернутые предложения;

-                      кандидаты в усыновители  перестали стесняться переспрашивать, если что-то не поняли, и задавать вопросы.

Когда контакт с семьей установлен, можно приступить к решению других задач, стоящих перед инспектором в работе с семьей,  желающей взять ребенка на воспитание. Наиболее целесообразным следующим шагом может быть выявление у супругов наличия (отсутствия) правовых противопоказаний для усыновления.

Выявление наличия (отсутствия) правовых противопоказаний для усыновления.

Перечень лиц, которые не имеют право быть усыновителями, указан в статье 125 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Выяснение, относятся ли граждане, желающие усыновить ребенка, к лицам, перечисленным в указанной статье, можно с вопросов: «Как вы считаете, всем ли семьям можно доверить воспитание приемного ребенка? … Знакомы ли вы с правовыми основаниями, которые препятствуют усыновлению ребенка?». В зависимости от степени осведомленности кандидатов в усыновители в этом, можно либо подтвердить их знания, либо перечислить основные противопоказания к усыновлению со ссылкой на 125 статью Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (предложить самостоятельно  в вашем присутствии ознакомиться с указанной статьей). После информирования (ознакомления со статьей) следует  попросить их ответить, нет ли у них обстоятельств, препятствующих усыновлению, а также предупредить, что в дальнейшем их информация должна быть  подтверждена соответствующими документами.

Могут быть и другие формы выявления наличия  (отсутствия) противопоказаний  к усыновлению. Основным требованием к проведению этой процедуры является соблюдение  ее щадящего характера. Инспектор должен так организовать эту процедуру, чтобы кандидаты в усыновители не сомневались в ее необходимости, но, одновременно,  не были  унижены подозрениями.

Выявление мотивов усыновления и психологической пригодности семьи  к воспитанию приемного ребенка.

Выявление мотивации усыновления – наиболее важный и сложный момент в работе инспектора. Если в штате отдела образования есть психолог,  в чьи обязанности входит диагностика кандидатов в усыновители, то процедура выявления мотивов, равно как и установление пригодности семейной пары к усыновлению, может быть разделена между инспектором и психологом. При этом инспектор выявляет мотивацию в установочной беседе,  а психолог в большей степени использует диагностический инструментарий.

Данные рекомендации рассчитаны на инспектора, не имеющего психологического сопровождения.

Мотивация усыновления выявляется как  в процессе беседы, так и  с помощью соответствующей проективной методики. Примерный перечень вопросов, позволяющий исследовать мотивы усыновления, а также комментарий  к ним, представлены ниже.

-Что послужило причиной принятия такого решения?

Ответ на этот вопрос позволяет установить не столько мотивы, сколько то, что думают кандидаты в усыновители по поводу своего решения, а также, что из этого они считают приемлемым сообщить инспектору. Поэтому полагать, что этот вопрос вскроет всю мотивацию усыновления, неправильно уже  только потому, что не все мотивы самими усыновителями осознаются. Кроме того, полностью доверяться официальному лицу у нас, к сожалению, не принято. Вместе с тем, чем лучше инспектор установил  контакт на начальном этапе работы с семьей, тем более объективную  и подробную информацию он получит.  Практика работы показывает, что преднамеренное сокрытие усыновителями мотивов усыновления от инспектора присутствует не часто.

-Как давно возникло такое решение?

Этот вопрос исследует «зрелость» мотивации. Случается, что супруги решение об усыновлении приняли импульсивно, под минутным влиянием рекламы, не раздумывая над этим основательно. Желание усыновить ребенка не прошло испытания временем, не является взвешенным и через какое-то время (иногда, поздно) усыновители придут к мысли, что их решение об усыновлении являлось ошибочным.

Индикаторами зрелости решения  об усыновлении могут быть: достаточный по времени срок обдумывания своего шага (год и более); продуманная аргументация «за усыновление»; хорошая информированность по проблеме усыновления; непротиворечивость мнений по этому вопросу у обоих супругов; отсутствие «горячечности» или неловкости в изложении своей точки зрения.

-Кто в семье явился инициатором усыновления? Как к этому предложению отнесся другой супруг?

Вопрос направлен на изучение, в одинаковой ли степени мотивированы к усыновлению оба супруга, а также выявляет расхождения в их мнениях по поводу усыновления.

-Какие события и поступки привели к тому, что именно сейчас семья обратилась с этой просьбой? Почему решение об усыновлении не возникло (не осуществилось) раньше?

-Предпринимались ли семьей какие-либо действия для решения этой проблемы прежде?

Эти вопросы направлены на выявление степени осознанности кандидатами в усыновители мотивов усыновления, продолжают «работать» на установление степени «зрелости» мотивации и, кроме того, могут позволить увидеть «проблемные зоны» в семье. 

-Как вы считаете, какие изменения в жизни вашей жены (мужа) произойдут с появлением ребенка в семье?

-Ожидания вашего супруга (супруги) от появления ребенка в семье?

-Что могло бы случиться с семьей в случае отказа вам в усыновлении?

Этот ряд вопросов исследует адекватность ожиданий усыновителей от усыновления и помогают инспектору, а иногда и усыновителям, понять неосознаваемые аспекты мотивов усыновления.

-Что вы будете чувствовать, если ваши ожидания в отношении усыновления и ребенка не оправдаются?

-Что вы будете делать, если ваши ожидания в отношении усыновления  ребенка не оправдаются?

Выявляются степень обдуманности решения об усыновлении и способность к решению возможных проблем.

 

Бессознательное эмоциональное отношение к ребенку, позволяющее подтвердить или опровергнуть называемые усыновителями мотивы, может быть выявлено с помощью проективной методики ЦТО (Цветовой тест отношений).

 Для тестирования используются  восемь цветовых карточек размером 5x10 см, являющихся копиями стандартных цветовых карточек из теста М.Люшера.  В наборе присутствуют  следующие восемь цветов: синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый.

Тестирование проводится  с каждым усыновителем индивидуально. Процедура обследования выглядит следующим образом: перед испытуемым в случайном порядке, на белом фоне, при естественном освещении раскладываются  цветовые карточки, и предлагается  выбрать из восьми цветов тот, который  больше всего нравится в данный момент. При этом поясняется, что выбираемый цвет не должен соотноситься ни с предпочитаемым цветом в одежде, ни с цветом глаз, ни с чем-либо другим. Выбирается цвет, приятный как таковой.  Карточка с выбранным цветом откладывается  в сторону, и повторяется просьба отобрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный, затем – из шести  и т.д. Порядок выбора цветов фиксируется.

По истечении 15-20 минут, во время которых обсуждаются  вопросы, не касающиеся процедуры исследования, испытуемому сообщается  о необходимости проведения еще одного теста и даются  пояснения о том, что каждый цвет обладает своим характерологическим  содержанием, отличным от содержания других цветов; определенному цвету соответствуют определенные личностные характеристики. Цветовые карточки располагаются  перед испытуемым на белом фоне, в случайном порядке, и предлагается инструкция примерно следующего содержания: «Перед вами находятся разные цвета. Посмотрите на них еще раз внимательно. Если бы Вы рисовали абстрактный семейный портрет, в котором  каждый человек представлен одним цветным мазком, то мазком какого цвета вы бы обозначили  себя? Своего супруга? А вашу мать? Отца? Ребенка, которого бы хотели усыновить? Работу? Друзей? Цвет должен подбираться  только в соответствии с вашим представлением о характерах и ни с чем другим более. Один и тот же цвет может быть использован столько раз, сколько Вы посчитаете нужным.»

Интерпретация результатов основывается на сопоставлении цветов, ассоциируемых с определенными людьми с их местом в первом раскладе по предпочтению.

 Совпадение цвета, которым обозначен ребенок (другой субъект)  во втором цветовом раскладе  с первым и вторым местом в первом раскладе по предпочтению,  свидетельствуют о полном принятии ребенка (субъекта),  с 3-4 – о позитивном к нему отношении, с 5-6 – о нейтральном отношении, с 7-8 – об отвержении, неприятии.

При тестировании мы интересуемся не только «цветом» ребенка, но других людей и явлений. Это позволяет вынести некоторые суждения:

- об отношении кандидата в усыновители к самому себе (совпадение цвета, которым усыновитель обозначил себя, с первым-вторым местом в первом раскладе свидетельствует о самопринятии, что является хорошим показателем для усыновителя);

-                      о взаимоотношениях супругов (например, если «цвет мужа», обозначенный женой, совпадает с первой позицией в первом раскладе, а у мужа «цвет его жены» - с шестой, то можно предположить, что жена оценивает мужа  лучше,  чем он ее;  в этой ситуации жена может испытывать в семье чувство неудовлетворенности и провоцировать конфликты);

-                      о приоритетных сферах у человека (например, если у усыновителя друзья выложены цветом, находящимся на 1 месте в первом раскладе, работа – на 2 месте, жена на 5, а ребенок на шестом, то можно предполагать что его основные интересы не в семье и не в усыновлении).

Следует, однако, помнить, что мотивация выявляется не только (и не столько)  по результатам описанной выше беседы и диагностики, а скорее по совокупности всех показателей, выявленных в течение первых встреч с кандидатами в усыновители.

Для анализа мотивов усыновления полезной может быть следующая информация:

Чешским психологом Зденеком Матейчиком выделен ряд причин, по которым, как он считает, люди вообще хотят иметь детей. Во-первых, ими движет инстинкт материнства (отцовства); во-вторых - желание засвидетельствовать перед собой и перед другими свою продуктивную способность и сравняться с остальными в одной из важнейших биологических функций; в третьих - укрепить семейное сообщество, супружество; четвертой причиной является получение радости от общения с ребенком; пятой - возможность посвящать свою и принимать любовь ребенка; и последней - страховка на случай старости и болезней.

Основные мотивы, которые называют белорусские кандидаты в усыновители, выглядят так:

-желание любить ребенка и получать его любовь;

-желание реализовать себя как родителя;

-желание иметь полную семью;

-обретение смысла жизни;

-необходимость оставить кому-то накопленные материальные ценности;

-желание сделать жизнь веселее;

-желание заполнить пустоту, образовавшуюся после смерти своего ребенка.

 Таким образом, в своем желании усыновить ребенка белорусские семьи в основном руководствуются теми же мотивами, которые побуждают людей иметь собственных детей.

В практике усыновления, в последнее время достаточно часто, встречаются случаи, когда ребенка хотят взять в семью, в которой есть собственный ребенок (дети). Мотивами усыновления в этих случаях являются:

- желание, чтобы лучше развивался собственный ребенок, не рос эгоистом, ему не было скучно, он не был одинок;

- не сложились эмоционально-теплые отношения с собственным ребенком, а поэтому есть желание исправить положение с помощью приемного ребенка;

- ожидание того, что в будущем приемный ребенок будет осуществлять уход за родным ребенком;

- получение социального одобрения и признания за благородный поступок - воспитание приемного ребенка;

- укрепление материального положения семьи за счет получения пособия, выплачиваемого на усыновленного ребенка;

- желание дать приемному ребенку семью, любовь, заботу и внимание.

Мотивы, побуждающие к усыновлению, можно разделить на осознаваемые кандидатами в усыновители и не осознаваемые ими. Осознаваемые мотивы заявляются гражданами, если они являются социально приемлемыми и могут быть одобрены при решении вопроса об усыновлении. В некоторых, немногочисленных случаях усыновление может носить корыстный характер и осознаваться как таковое, однако называемые мотивы будут выглядеть, как не противоречащие интересам ребенка. К таким мотивам можно отнести желание семьи укрепить свое материальное положение за счет получения пособия, выплачиваемое на содержание усыновленного ребенка, и получение жилья большей площади. К неосознаваемым мотивам, а иногда осознаваемым, но не всегда заявляемым, относятся: желание сохранить семью, удержать мужа (жену), самоутвердиться в глазах окружающих, избавиться от комплекса неполноценности. Анализ мотивов белорусских усыновителей показывает, что лишь очень незначительный процент от числа обратившихся с просьбой об усыновлении указывает на подобные мотивы:  «Хотим быть, как все», «Чувствуем себя ущербными». Опыт же специалистов, занимающихся вопросами усыновления, позволяет считать, что данная мотивация, равно как и желание сохранить семью, присутствует у усыновителей чаще, чем заявляется.

Ребенка не следует передавать в семью, если семья руководствуется желанием поправить свое материальное и бытовое положение. Очень внимательного отношения требуют случаи, если мотивами усыновления выступают:

-сохранение распадающейся семьи, удержание (мужа) жены;

-самоутверждение и желание избавиться от комплекса неполноценности;

-заполнение душевной  пустоты  после смерти собственного ребенка;

- желание, чтобы лучше развивался собственный ребенок, не рос эгоистом, ему не было скучно, не был одинок;

- не сложились эмоционально теплые отношения с собственным ребенком, а поэтому есть желание исправить положение с помощью приемного ребенка;

- ожидания того, что в будущем приемный ребенок будет осуществлять уход за родным ребенком.

Следует также тщательно исследовать, что стоит за такими мотивами, как:

-обретение смысла жизни;

-необходимость оставить кому-то накопленные материальные ценности;

-желание сделать жизнь веселее.

Основным критерием «хороших» мотивов является их направленность на интересы ребенка и отсутствие попыток решить  усыновлением личностные или межличностные проблемы.

Критерии подбора семейной пары для усыновления.

Психологическая пригодность семейной пары к воспитанию приемного ребенка определяется по результатам тестирования, бесед и наблюдения. В качестве диагностических методик целесообразно использовать 16-РF опросник Кеттела и тест PARI. Для более подробного изучения воспитательных моделей усыновителей могут быть полезными разработанные в Центре усыновления вопросы, представленные в Приложении № 1.

К психологическим критериям подбора семейной пары для воспитания приемного ребенка можно отнести:

-супружеские отношения кандидатов в усыновители  (в случае, когда кандидаты в усыновители имеют ребенка – внутрисемейные отношения), которые должны характеризоваться доверием, доброжелательностью, демократичностью, эмоциональной включенностью;

-личностные качества родителей, такие, как открытость, альтруистичность, эмоциональность, эмпатичность, общительность, уверенность в себе, уравновешенность, терпеливость;

-наличие родительских установок, предполагающих безусловное принятие ребенка, уважение его индивидуальности, эмоциональную близость, адекватность требований, партнерские отношения и т.п.

Теоретическим обоснованием предлагаемых критериев являются следующие исследования:

 

1. О влиянии внутрисемейных взаимоотношений на развитие ребенка.

Изучая проблемы детских неврозов, А.И. Захаров обнаружил, что семьи, имеющие детей, страдающих неврозом, характеризуются низкой успешностью совместной деятельности, присутствием большого числа напряжений и малопродуктивных действий. Родители при взаимодействии между собой и с детьми используют преимущественно разную и непоследовательную тактику. В то же время в семьях, где дети не страдают неврозом, успешность совместной деятельности выше, она более продуктивна и сопровождается существенно меньшим числом эмоциональных напряжений.

Им выделены следующие особенности отношений в семьях, имеющих детей с неврозом:

-построение отношений в браке по типу невротически мотивированного взаимодополнения при реальном контрасте черт характера супругов;

-личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из них;

-инверсия супружеских и родительских ролей;

-образование эмоционально обособленных диад и блокирование одного из членов семьи;

-тревожная эмоциональная атмосфера в семье;

-повышенная эмоциональная возбудимость и непродуктивные напряжения в процессе общения в семье;

-использование одного из членов семьи в роли «козла отпущения».

 

Примечание. Характер взаимоотношений в семье инспектор определяет наблюдая за взаимодействиями супругов, а также опираясь на методику ЦТО и сравнение профилей личности, полученных по итогам 16PF опросника Кеттела.

  

1.     О влиянии личностных особенностей родителей на формирование ребенка.

Анализ причин детских неврозов позволил исследователям сделать вывод о том, что родители детей, страдающих неврозом, имеют ряд общих особенностей. Им присущи сензитивность и гиперсоциализация. Под сензитивностью понимается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу; под гиперсоциализацией - заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов. Их поведение имеет защитный характер и характеризуется отсутствием открытости, непосредственности и непринужденности.

Матери детей, страдающих неврозами, сензитивны в сочетании со склонностью к подозрительности, недоверчивости, упрямству, ригидности мышления, образованию ситуативно обусловленных сверхценных идей. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими, наличие хронических межличностных конфликтов, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний, тревожность и неуверенность в себе, недостаточная эмоциональная отзывчивость. Отцы - пассивны, беспокойны, неуверенны в себе, консервативны, склонны к морализированию, испытывают чувство вины. Оба родителя внутренне конфликтны, имеют низкую степень самопринятия.

Примечание. Личностные особенности кандидатов в усыновители устанавливаются при помощи  16PF4 опросника Кеттела, а также в результате наблюдения за поведением усыновителей.

3.Родительские воспитательные установки.

Воспитательная установка родителя - это комплексная суммарная  оценочная  реакция родителя, включающая  в себя эмоциональное отношение к ребенку,  представление  о нем и сложившуюся систему воспитательных воздействий (контроль, наказания, поощрения, степень открытости в отношениях с ребенком).

Под эмоциональным отношением обычно понимают степень принятия/отвержения  ребенка. Существуют данные, показывающие, что если люди в окружении ребенка его не любят, не принимают его  индивидуальности, являются запугивающими, раздраженными, чересчур  требовательными, непостоянными или равнодушными, то у ребенка возникает ощущение глубинной небезопасности и смутного беспокойства – так называемая, «базальная тревожность». Базальная тревожность мешает ребенку устанавливать спонтанные отношения и принуждает его искать способы взаимодействия с другими, которые облегчат его тревожность. Такими способами могут  выступать уступчивость, агрессивность или равнодушие. Попытка решения первых невротических конфликтов оказывает определяющее влияние на дальнейшее течение невротического развития. Это касается не только отношений к другим, но и влечет за собой определенные изменения личности в целом.

Важнейшей составляющей воспитательной установки родителя  является его представление о ребенке. Представление о ребенке может быть  адекватным и неадекватным. Адекватное – наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей ребенка. В случае усыновления – ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении.  Неадекватное представление о ребенке подразделяется на приписывание ребенку «слабости» (болезненности), «плохости» (аморальности), и инвалидизацию – принудительное обесценивание всего, что может предлагать ребенок.

В систему воспитательных воздействий родителя, как мы уже указывали, входят: контроль, наказания, поощрения, степень открытости в отношениях с ребенком.

Контроль – это способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием, поступком, поведением. Родительский контроль обычно располагают  в границах от предоставления ребенку полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей. Выделяют ограничивающий и авторитарный способы контроля.  При ограничивающем способе родители запрещают ребенку делать то, что он хочет; при авторитарном способе контроля ребенок неукоснительно должен выполнять установленные родителем правила, нормы и требования.

У детей, контроль за которыми осуществляется авторитарно, обнаруживается  отсутствие эмпатии, низкая самооценка, слабые внутренние моральные стандарты, ориентация на внешние требования и наказания, трудности во взаимоотношениях с ровесниками, отсутствие независимости, средний уровень социальной ответственности. Жесткий контроль часто  вызывает агрессивность ребенка. Дети, воспитанные в семьях, в которых много четких правил, запретов, ограничений, менее энергичны в поведении, излишне ориентированы на социальные нормы, подавлены, конформны, стыдливы, социально непредприимчивы.

Контроль непосредственно связан с  действиями родителей по поддержанию дисциплины ребенка, в качестве которых обычно выступают поощрения и наказания. Среди наказаний выделяют: 1) основанные на силе, 2) эмоциональные наказания, 3) объясняющие наказания. Наказаниями, которые не влекут нежелательных последствий для формирования личности ребенка, являются только объясняющие.

Поощрение является более действенным воспитательным воздействием, чем наказание. Вместе с тем,  «захваливание» ребенка, как и отсутствие поощрения, негативно сказывается на его личностном формировании. В качестве форм поощрения выделяют похвалу за усилие, награждение делом, поощрение путем расширения прав ребенка, выражение благодарности, выражение нежного отношения.

Важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности ребенка, являются отношения, существующие между родителями и детьми, которые могут носить открытый (личностный) и закрытый (ролевой) характер. Личностный характер общения предполагает эмоциональную и личностную раскрытость, доверительность, искренность выражения чувств и состояний. Ролевой характер общения характеризуется закрытостью родителей, подчеркиванием ими зависимого положения ребенка. Патогенным для развития ребенка является ролевой характер общения.

Воспитательные установки родителя определяют осуществляемый им тип воспитания.

В психологических исследованиях выделяются типы воспитания, неблагоприятные для эмоционального и личностного развития ребенка: отвержение, гипоопека, гиперопека, сверхтребовательность, симбиоз, диктат и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся у детей при таких типах воспитания, отмечают агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, тревожность, мнительность, чувство неполноценности, эмоциональную неустойчивость в общении с людьми.

Более подробное описание особенностей родительского воспитания представлено в приложении №1.

Примечание. Формирование воспитательных установок у человека обычно осуществляется в своей родительской семье через механизмы подражания и идентификации, поэтому исследование родительско-детских отношений в семье позволяет не только предполагать наличие тех или иных качеств, формирующихся в результате осуществлявшегося в семье воспитания, но и  установить, какие установки и модели воспитания может иметь исследуемый. Диагностика родительских воспитательных установок осуществляется методикой PARI и выявляется в ходе беседы.

Информирование кандидатов в усыновители  о психофизиологических особенностях детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

В ходе первых встреч необходимо выяснить, насколько кандидаты  в усыновители информированы об особенностях детей, передаваемых на усыновление. Сделать это надо потому, что некоторые усыновители имеют идеалистические представления об этих детях и их воспитании. Они считают, что никаких особенностей у детей  не существует и  достаточно хорошего к ним отношения, чтобы те были послушными, а заодно и благодарны усыновителям за то, что взяты в семью.  Понятно, что, столкнувшись с проблемами в воспитании  ребенка, усыновители скорее решат, что им «не повезло» с ребенком, чем признают свои ошибки. Усыновители также могут почувствовать себя  обманутыми, поскольку искренне желали сделать хорошее дело и иметь отдачу, но не добились  желаемого.

Выяснение информированности кандидатов в усыновители можно сделать при помощи вопросов:

-           «Есть ли у вас знакомые или родственники, воспитывающие приемных детей?»;

-                      «Можно ли  опыт воспитания в этих семьях считать благополучным?»;

-                      «Были ли у этих семей трудности в воспитании и какие?»;

-                      «Считаете ли вы, что у детей, которые воспитывались в интернатном учреждении или неблагополучной семье, есть особенности, которые необходимо учитывать при воспитании?»,

-                      «Что вы  знаете об особенностях развития детей, которые могут быть переданы на усыновление и из каких источников?».

Информирование кандидатов в усыновители об особенностях детей, которые могут быть переданы на усыновление, производится с учетом их знаний  и ожиданий от ребенка. Рассказать нужно так, чтобы кандидаты в усыновители получили достоверную информацию, узнали, с какими трудностями они могут столкнуться при воспитании приемного ребенка,   более взвешенно отнеслись к своему решению усыновить и, вместе с тем, не испугались возможных трудностей и не отказались навсегда от идеи усыновления.

Для информирования кандидатов в усыновители полезными могут быть следующие сведения.

Ребенок, которого передают на усыновление, как правило, имеет особенности развития, связанные с его пребыванием в интернатном учреждении или неблагополучной семье, поскольку детские учреждения (неблагополучная семья) не способны обеспечить ребенку условий, необходимых для его нормального развития.

Одной  из таких особенностей развития личности является плохо сформированное чувство базового доверия к миру и затрудненность формирования привязанностей.

Чувства базового доверия/недоверия ребенка к миру являются основой для его эмансипации от взрослого и начала формирования собственного Я. Они определяют развитие самоконтроля, самосознания, управления собой и другими. Люди с хорошо сформированным чувством базового доверия к миру открыты, уверены в себе, способны устанавливать эмоционально-близкие отношения с людьми, самостоятельно решать проблемы и противостоять стрессу. И наоборот, несформированное чувство базового доверия проявляется в отчуждении, тревожности, постоянной потребности контролировать себя и ситуацию. Вместе с тем, благополучие  развития ребенка заключается не только в формировании у него чувства доверия, но и здорового недоверия. Понять, чему доверять нельзя, так же необходимо, как и понять, чему доверять можно. Должно быть оптимальное соотношение между доверием и недоверием.

Кризис "доверие-недоверие" должен найти полное разрешение в течение первого или второго года жизни. В противном случае, последствия будут проявляться на каждой последующей стадии развития, поскольку именно чувства базового доверия - недоверия определяют дальнейшее развитие практически всех основных отношений к другим людям, к себе самим и к миру в целом. Условия же формирования базового доверия к миру универсальны для всех культур: человек доверяет социуму так же, как он научился доверять матери.

На основе доверия между ребенком и ухаживающим за ним взрослым возникает чувство привязанности. Привязанность можно определить как взаимную эмоциональную связь, позволяющую ребенку быть уверенным, что он всегда найдет адекватный отклик у «своего» взрослого. Ребенку недостаточно физического ухода, ему нужен кто-то, кто всегда доступен и готов к контакту с ним. Способности к формированию и организации поведения, способствующих возникновению привязанности, являются врожденными. Наличие стабильной привязанности, гарантирующей безопасность, является решающим условием для благополучного развития ребенка. Удовлетворяющая ребенка привязанность способствует его лучшему психическому, физическому  и социальному развитию, благотворно сказывается на самооценке и самоуважении, поскольку является базой, с которой ребенок начинает исследовать мир. Благодаря привязанности ребенок научается сотрудничеству и приобретает не только способность брать, но отдавать.

Качество формируемых привязанностей зависит от качества чувства базового доверия. Взрослые привязанности в значительной степени  определяются опытом детских привязанностей, поскольку детские привязанности представляют собой первые рабочие модели социальных отношений.

Воспитание ребенка в условиях интернатного  учреждения никак не отвечает требованиям формирования базового чувства доверия к миру и привязанностей, что  и обусловливает наличие у детей названных проблем.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, также имеет особенности, которые выражаются  в ослаблении, несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти и т.д.  Причиной этого чаще всего бывает обедненная внешняя среда, присущая интернатным учреждениям. Дети не имеют достаточного количества внешних стимулов, т.к. постоянно находятся в одной и той же обстановке, им недостает качественного общения, как со взрослыми, так и с детьми старшего возраста. Снижение интеллектуального развития вызвано также отсутствием направленной развивающей деятельности, которая обычно имеет место в семье.

Недостаточно удовлетворяемая потребность в общении вынуждает детей искать способы вступления  в контакт со взрослыми. В зависимости  от освоенных ими приемов эмоциональной связи со взрослым выделятся   4 типа детей:

·     социально-гиперактивные;

·     допускающие социальные провокации;

·     хорошо приспособленные;

·       с замещающим удовлетворением эффективных и социальных потребностей.

В условиях безучастности и однообразия среды развитие ребенка направляется в сторону углубления апатии, снижения интереса к общению с людьми, к гипоактивности. Преобладание в среде хаотических стимулов, а также отсутствие эмоционального участия в отношениях с ребенком, способствует развитию гиперактивности и недифференцированного интереса к происходящему. Ребенок постоянно ведет поиск новых стимулов, испытывает беспокойство. В условиях же чрезмерно изменчивой среды и при наличии эмоционального контакта у них развивается «социальная гиперактивность» - такие дети эмоциональны, льнут к случайным людям.

Практически все дети, воспитывающиеся в условиях интернатного учреждения (неблагополучной семьи) имеют проблемы эмоционально-волевого развития, которые выражаются в низкой или неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неумении организовать себя, неспособности построить нормальные взаимоотношения с окружающими, спланировать свою деятельность. Им присуще пониженное настроение, бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения, склонность к быстрой смене настроения, однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, отсутствие эмоциональной глубины. На замечания и одобрение  эти дети чаще реагируют неадекватно: либо пассивно и равнодушно, либо агрессивно и враждебно. Основной направленностью положительных эмоций является получение все новых и новых удовольствий. Они плохо понимают  эмоциональное состояние другого человека. Притязания в среде сверстников, чаще всего реализуются посредством физической силы, агрессии или асоциального поведения. Дети, живущие в интернате, могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. 

Многие из них страдают патологическими привычками: сосание пальцев, угла одеяла, грызение ногтей, раскачивание, выдергивание ресниц и волос, онанизм и похожие, которые появляются на фоне нервно-психического напряжения ребенка и служат способом его разрешить. Причиной напряженности, опять-таки являются недостаточное количество ласки и внимания, невозможность почувствовать себя стабильно и защищенно. Патологическая привычка  помогает ребенку восполнить недостающее количество внешних впечатлений и компенсировать отсутствие внимания к себе. 

Еще одной проблемой детей из интернатных учреждений является проблема половой идентификации. Дети в семье в первую очередь идентифицируются со своими родителями, близкими родственниками  и только потом со сверстниками. Дети же, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками.  Кроме того, недостаток мужчин в системе образования  не позволяет мальчикам  иметь достаточное  количество  образцов для подражания, не дает им возможности познакомиться с полоролевыми нормативными ориентациями и стереотипами поведения. Во взрослой жизни это чревато психосексуальными расстройствами.

Нравственное развитие детей, оставшихся без попечения родителей также деформировано. Воровство, безответственности, унижение более слабых, недостаточное понимание или непринятие моральных норм, правил и ограничений далеко не полный перечень нравственных проблем этих детей. Многие воспитанники подросткового возраста имеют низкие моральные ориентиры и сниженную моральную ответственность, склонны ко лжи.

Вместе с тем, многие исследователи подчеркивают, что указанные особенности развития психики ребенка  не фатальны и  могут быть скорректированы в условиях семьи, в атмосфере любви, признания, стабильности и защищенности.

Информирование кандидатов в усыновители о процедуре установления усыновления в Республике Беларусь и требованиях к документам.

 Информирование кандидатов в усыновители о процедуре усыновления в Республике Беларусь и требованиях к документам, наиболее целесообразно провести в заключение первой встречи, после того, как с семьей установлен контакт, в беседе выяснено, что для усыновления нет юридических противопоказаний, и Вы побеседовали о мотивах усыновления и особенностях  развития детей, предлагаемых на усыновление.

Желательно, чтобы вы имели отпечатанный перечень  документов (с указанием организаций, которые их оформляют), с тем, чтобы усыновители  могли унести его с собой.

Перечень документов и процедура усыновления изложены в Инструкции о порядке передачи детей на усыновление и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь. 

Выдавая кандидатам в усыновители перечень документов, не будет лишним сказать, что окончательное решение о том, направлять ли их на знакомство с ребенком, может быть принято только при наличии всех документов и после проведения с ними психологического тестирования.  То есть, возможно и то, что им будет отказано в усыновлении после оформления всех документов.

По окончании информирования кандидаты в усыновители должны ясно представлять себе всю последовательность  действий, необходимых для оформления документов и производства усыновления.

 

Литература.

1.     Воспитание детей в неполной семье. -  М., 1980г.

2.     Дети, лишенные родительской опеки. - Мн.,1997г.

3.     Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия.  - С.-П., 1998.

4.     Красницкая Г.С. Усыновление: вопросы и ответы. - М., 1997г.

5.     Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998.

6.     Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. - Н.Новгород, 1992.

7.     Ребенок в приемной семье. - Мн., 1996.

8.     Столяренко Л.Д. Основы психологии/ практикум. - М., 1999.

9.     Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства.-  Мн.,

10. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства.-  Мн., 1999.

11. Черников А.В. Введение в семейную психотерапию. - М., 1998.

 

 

 



Используются технологии uCoz