На главную

Реферат по психологии.

 

Тема: " Особенности формирования психологического сценария личности у детей,

воспитывающихся в детских интернатных учреждениях"

Дети, воспитывающиеся в детских интернатных учреждениях, как правило, имеют личностные деформации, обусловленные их пребыванием в этих интернатных учреждениях. Механизмы формирования особенностей личности могут быть объяснены с точки зрения  нескольких теорий.  Наиболее интересным  представляется объяснение  в рамках теории формирования психологического сценария личности.

Автор теории американский психолог Эрик Берн считал, что жизнь каждой отдельной личности есть реализация его психологического сценария. Под сценарием он понимал программу, или план действий, который предписывает, где личность подойдет к завершению своей жизни, и как, каким образом она будет к нему идти. В нем (сценарии) также определены главные исполнители, ключевые сцены, основные темы, сюжеты, диалоги, кульминация и занавес. По своему содержанию он может походить на драму, трагедию, фарс,  комедию и т.п. И, разумеется, для главного героя, в зависимости от сценария,  все может закончиться хорошо или не очень.

Формирование сценария начинается с момента рождения. Первоначально - бессловесно. Маленький ребенок как губка впитывает сообщения о себе, о своей ценности через первые ощущения от положительных или отрицательных контактов. Потом он начинает понимать выражения лица и откликаться на них, также как и на прикосновения. Дети, которых обнимают, целуют, с которыми ласково разговаривают, получают информацию о себе и чувствуют себя не так, как дети, которых держат на руках враждебно или равнодушно. Опыт первых контактов ложится в основу представления о своей ценности и ценности окружающих, а также является почвой для  формирования чувства  «базового доверия (недоверия)».

 Понятие «базового доверия» в психологию ввел Э.Эриксон, американский психолог. Под ним он понимал доверие к себе самому и чувство, что другие люди к тебе неизменно всегда хорошо расположены. Это чувство формируется в первый год жизни. Степень его  развития у ребенка зависит не столько от количества пищи или ласки ухаживающего взрослого, сколько от его способности чувствовать и понимать состояния ребенка, угадывать его желания и соответственно реагировать.

При отсутствии эмпатической связи между взрослым и ребенком, даже при хорошем уходе, а именно это чаще всего наблюдается в детских интернатных учреждениях, у него начинает формироваться  недоверие к миру, а в случаях отвержения  - не просто недоверие, а установки страха, подозрительности, опасений за свое благополучие. Такая установка распространяется как на мир в целом, так и на отдельных людей. Что, впрочем, верно  и для чувства «базового доверия» к миру.

На основе доверия между ребенком и ухаживающим за ним взрослым возникает чувство привязанности. Привязанность можно определить как взаимную эмоциональную связь, позволяющую ребенку быть уверенным, что он всегда найдет адекватный отклик у «своего» взрослого. Имея привязанность, ребенок чувствует себя нужным, ценным и защищенным. Детские привязанности являются первыми рабочими моделями социальных отношений и во многом определяют взрослые привязанности. К сожалению, у детей, воспитывающихся не в семье, редко бывает взрослый, с которым у него формируется удовлетворяющая его привязанность. 

Эти первые чувства ребенка  (личной ценности, доверия, привязанности) впоследствии будут определять  его психологическую позицию в отношении себя и других, а также окажут влияние на принятие  им психологических ролей.

Чуть повзрослев, дети начинают понимать словесные  сценарные сообщения, передаваемые им родителями или другими значимыми взрослыми.  Эти сообщения и являются предписаниями, которым впоследствии дети чувствуют себя обязанными следовать. В их восприятии важную роль играют интонация и выражение лица, с которым оно произносится. Выражение «Я тебя люблю» можно сказать как с любовью, так и досадливо. Ребенок в таких ситуациях больше верит тому, что чувствует, чем слышит.

Чуть позднее в  качестве предписания может выступать родительское поведение. Ребенок, чувства которого всякий раз критикуют, может решить «Не надо чувствовать» или «Не надо показывать своих чувств».  Предписания могут передаваться и с помощью намеков. Фраза «Давай я это сделаю сама» предполагает «Ты неспособен это сделать».

Обычно предписания касаются основных сторон жизни человека и  могут быть как позитивными, так и деструктивными. Деструктивные предписания часто связаны с наличием у родителей каких-либо личностных отклонений. Зачастую они формируют сценарий с проклятьем (плохим завершением, таким как алкоголизм, тюрьма, смерть и т.п.). В выражении «Пойди поиграй на шоссе» содержится скрытое предписание «Мы хотели бы, чтобы ты умер».

Основными темами предписаний являются:

 - будущее – «Ты станешь знаменитым», «Из тебя никогда ничего не выйдет»;

- образование - «Тебе необходимо получить высшее образование», «ПТУ – это твой потолок»;

 - личностная ценность – «Ты стал счастьем моей жизни», «Нам было бы намного лучше без тебя»;

 - профессия - «Ты прирожденный педагог», «Ты не способен освоить ни одну мало-мальски стоящую профессию».

 Они могут быть в отношении пола и семейной жизни – «Ты так слаб, что никогда не станешь настоящим мужчиной», «Только в семье человек чувствует себя защищенным».

У детей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях, предписывающими взрослыми являются воспитатели и их помощники, то есть те люди, которые обладают реальной властью по отношению к ребенку, могут его поощрять и наказывать. К сожалению, по незнанию, многие из них формируют у своих воспитанников деструктивные сценарии. Так, используемые ими в воспитательных целях выражения «Яблоко от яблоньки …», «А чего от него еще ждать, у него вся семья сидит (пьет, ворует, придурки и т.п.)», четко обозначают ребенку что он есть и каким должен быть, став взрослым.

Даже если в адрес ребенка не звучит уголовных предсказаний, формирующийся у него  сценарий нельзя назвать позитивным, по той причине, что ребенок в интернатном учреждении не получает достаточного количества положительных и объективных сообщений о том, какой он есть, какие у него способности, кем он может стать во взрослой жизни. Достигнув совершеннолетия, он   чувствует себя неприкаянным, не знает чего хочет,  живет, руководствуясь минутными увлечениями.

Почему предписания, в том числе и деструктивные, имеют такую силу? Потому что  почти всегда  воспринимаются детьми как непреложные истины. Их тяжело нарушить, так как следование предписаниям дает осознание того, что я «хороший мальчик» или я  «хорошая девочка».

Примерно к 7-8 годам у ребенка оформляется представление о себе и своей ценности, а также о ценности окружающих. К этому времени у  него выкристаллизовывается его жизненный  опыт и накапливается достаточное количество предписаний. Имея весь этот багаж, ребенок принимает психологические позиции («я хороший» или «я нехороший»), и устанавливает роли (например, Принцесса, Золушка, Лягушка, Чудовище и т.п.).  С этого момента  сценарий является оформленным и начинает определять  дальнейшую жизнь.

Подведем итоги. У детей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях, имеется ряд психологических особенностей, особенности  имеют и их психологические сценарии.

К особенностям личности можно отнести:

-         низкое представление о своей ценности;

-         плохо сформированное базовое чувство доверия к миру;

-         затрудненность формирования привязанностей;

К особенностям формирования сценария:

-         недостаточное количество положительных сообщений о себе;

-         отсутствие позитивных предписаний в отношении своего будущего.

 

Литература.

1.     Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992.

2.       Джейм С., Джорнгвард Д. Рожденные выигрывать. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс – Универс», 1995.

3.       Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., Тривола, 1995.

4.     Эриксон Э. Молодой Лютер. – М.1996.


 

 

 

 

 



Используются технологии uCoz