На главную

Реферат: "Школа и просвещение на белорусских землях в IX-XVIII вв."

Развитие просвещения на белорусских землях до вхождения в состав Российской империи можно условно разделить на три периода:
•  Полоцкое и Туровское княжества (IX—XII вв.)
•  Великое княжество Литовское (середина XIII в. — 1569 г.)
•  Речь Посполитая (1569 — 1795 гг.)
Согласно летописям, в XI—XIII вв. на территории Беларуси существовало 35 городов. Их рост, развитие ремесел и торговли требовали грамотных людей. На развитие письменности и про­свещения большое влияние оказало принятие христианства. Центрами культуры были монастыри и княжеские дворы, при которых основывались школы, библиотеки, велась переписка книг. Письменность распространяется не только среди князей, но и среди простых людей. Свидетельством этого являются ле­тописи, берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мсти-славле, рукописное Туровское Евангелие XI века, сохранившие­ся надписи на архитектурных памятниках.
В рассматриваемый период наиболее высокого уровня раз­вития достигло Полоцкое княжество, которое имело тесные торговые и культурные связи со странами Запада и Византией. Крупный вклад в развитие культуры и просвещения на восточнославянских землях в XII в. внесли белорусские просветители.
Одной из ярких представительниц белорусской культуры является Ефросинья Полоцкая  (1110—1173). Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, Предслава получила основательное образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. С позво­ления полоцкого епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. Это занятие требовало огромного труда, умения, грамотности, поэтому им занимались исключи­тельно мужчины. Ефросинья не только переписывала религиоз­ные тексты, византийские и отечественные хроники, природо­ведческие трактаты, но и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи.
По традиции того времени Софийский собор был центром духовной жизни — науки, культуры, письменности. В его сте­нах совершались богослужения, хранились государственная каз­на и архив, находилась библиотека. Здесь учились не только «книжной премудрости», но и христианским заповедям (послу­шанию, смирению, любви к ближнему). Высокообразованная игуменья расширила учебную программу. Кроме церковносла­вянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине.
Ефросинья основала два монастыря, где переписывать кни­ги стали десятки грамотных людей. Открыла при них школы, что способствовало распространению письменности.
Игуменья не только наладила переписку книг, но и сплотила вокруг себя талантливых людей — художников, ювелиров. По ее заказу была выстроена всемирно известная церковь Спаса — уникальный образец полоцкой архитектурной школы. Местный мастер Лазарь Богша сделал для Ефросиньи свой знаменитый крест — бесценный памятник искусства, ставший символом и национальной гордостью белорусского народа. Просветитель­ская деятельность Ефросиньи Полоцкой получила широкий об­щественный резонанс, ее имя стало символом служения роди­не, преданности идеалам просвещения.
В XII в. центром культуры у восточных славян был Туров, соперничавший с Киевом. Туровская земля дала известного просветителя, деятеля церкви, писателя и проповедника Кирилла Туровского (1130—1190). Он родился в знатной семье и получил хорошее образование. Знал греческий язык, богословие, семь сво­бодных искусств. С целью постижения книжной премудрости ушел послушником в монастырь, где занимался образованием и самообразованием, изучая библейские книги и богословские трактаты. Около 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Ту-рове. В это время он создал лучшие свои произведения.
Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он занимался обустройством епархии, проповедовал, писал цер­ковные трактаты, дидактические притчи. Его искусство оратора стало общепризнанным: послушать проповеди Туровского сте­калось множество людей, а его изречения и молитвы знали за пределами Туровской земли. За ораторское мастерство совре­менники прозвали его Златоустом. Художественная проза Туровского по стилю, форме и содержанию была безупречной, его произведения распространялись в списках и были хорошо из­вестны на Руси .
Кирилл Туровский не оставил целостной педагогической системы. До нас дошли около 60 его работ. Наибольшую ценность представляют три дидактические повести-притчи («Прит­ча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и восемь проповедей («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержатся ценные советы по воспитанию. Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершен­ствования человека. Призывая свою паству учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, ко­гда знания будут доступны не только богатым людям, но и простолюдинам.
Интерес представляют взгляды Туровского на воспитание. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех поро­ков — гордыня, которая является благоприятной почвой для раз­вития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравст­венные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и при­близиться к постижению Бога.
В период, когда Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского (вторая половина XIII в.—1569 г.) белорусский язык становится государственным языком. На нем писали лето­писи, вели дипломатическую переписку. Как и в Европе, цер­ковь монополизировала просвещение, однако, по мнению ряда историков, эта монополия не была абсолютной. Была развита переписка сочинений и рукописей не только церковно-религиозного, но и светского характера.
С XIV века на территорию Беларуси проникает католицизм, открываются католические храмы и школы. В католических на­чальных школах учили чтению, письму, счету, молитвам. В го­родах (Вильно, Полоцк, Брест, Минск и др.) действуют трех­классные кафедральные католические школы, в которых помимо языков (латынь, польский, греческий) изучались арифметика, грамматика, пение. Большое вли

Литература:

  1. Капранова, В.А. История педагогики:учеб.пособие/В.А.Капранова.-3-е изд.,испр.-М.Н Новое знание,2007.-240с.
  2. Антология педагогической мысли Белорусской ССР/ Сост. Э.К. Дорошевич, М.С. Мятельский, П.С. Солнцев, М.: Педагогика,1986. -468с.
  3. Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб. пособие/ В.Н. Калмыков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш.шк., 2003. -541с.
  4. Каменская Н.В. Становление народного образования в Белоруссии / науч. ред. К.А. Кулинкович. – Мн.: Наука и техника, 1980. – 264с.
  5. Константинов Н.А. История педагогики. Учебник для студентов пед. ин-в. изд. 4-е доп. и перераб. М., «Просвещение», 1974. – 477с.
  6. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. – Минск, 1973. –С.17-18.


Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 

Используются технологии uCoz