на главную


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ …………………………………………6
1.1 Сущность социально-педагогической дезадаптации школьников, основные детерминанты, ее определяющие ………….. 6
1.2 Особенности социально-педагогической дезадаптации в подростковом возрасте ………………………………………………... 17
1.3 Социально-педагогическая поддержка как средство решения проблем дезадаптации в контексте школьного обучения …………... 28

2.ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМ ПОДРОСТКАМ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ …………………...38
2.1 Описание методики и xода проведения исследования (по выявлению и оказанию социально-педагогической поддержки дезадаптированным подросткам) ………….. 42
2.2 Анализ и интерпретация результатов полученных в ходе выявления и оказания социально-педагогической поддержки дезадаптированным подросткам……………… 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Социометрическое исследование
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Повторное социометрическое исследование
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тренинг «Коррекция межличностного общения»

ВВЕДЕНИЕ 


Современные цели воспитания, обозначенные в Концепции и Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, выдвигают стратегический ориентир общества – формирование личности творческой, открытой диалогу, конструктивному взаимодействию, новому опыту, готовой жить в быстроменяющихся социальных условиях, способной стать субъектом своей жизнедеятельности. Данные целевые установки напрямую связаны с задачами социализации, с развитием социально – педагогической практики формирования социальной адаптируемой личности. Это в свою очередь актуализирует проблему профилактики либо коррекции дезадаптируемости, особенно в школьный период (6 – 18 лет), период активного взросления и формирования личностных качеств ребенка.

Реализация целевых установок и задач воспитания требует от педагогов научно – методической компетентности, знания механизмов и технологий профилактики дезадаптации личности в школьный период. Среди перспективных и действенных технологий учеными называется технология социально – педагогической поддержки личности.
Анализ источников показывает, что изучением проблемы социально-педагогической поддержки дезадаптированных в школьном коллективе подростков занимались отечественные и зарубежные ученые. Я. Л. Коломинский акцентировал внимание на методах изучения взаимоотношений в классном коллективе, на исследовании статусного положения ребенка в школьном классе и его влияния на поведение ученика[16].

Т. Д. Молодцова также указывает на решающую роль школьного коллектива в жизни подростка, в частности его влияния на личность последнего[24]. Н. В. Литвиненко обращалась к проблеме адаптации учащихся в критические периоды в контексте организации психолого – педагогической помощи для них [22]. Д. П. Дербенев исследовал общие аспекты социальной адаптации подростков в современном обществе. Автор показал основные детерминанты, обуславливающие негативные аспекты адаптации, а также предложил некоторые пути и средства для нивелирования [11].
А.С.Никончук рассматривает процесс социальной адаптации и социализации современных подростков в контексте социально-педагогической работы, предлагает основные пути формирования общественной сущности личности подростка без ущемления его личных интересов и потребностей[32],[33].
Г.Крайг дает подробное описание проблем, связанных с социализацией и социальной адаптацией подростков в контексте социокультурных особенностей, а также их индивидуально-личностных особенностей[19].
Однако анализ источников и социально – педагогической практики показывает, что проблема социально-педагогической поддержки подростков, имеющих дезадаптацию в школьном коллективе, является недостаточно разработанной в науке и это значительно снижает возможности эффективного педагогического влияния на процесс социальной адаптации ребенка. Не разработан понятийный аппарат проблемы социально – педагогической дезадаптации; недостаточно исследована проблема механизмов профилактики дезадаптации детей в школьном коллективе; существует проблема метода определения социально-педагогической дезадаптации подростков в связи с обучением и нахождением в школе, в частности в школьном коллективе на уровне класса, что затрудняет разработку алгоритма оказания им помощи; недостаточная научно – методическая разработанность процесса поддержки и оказания помощи подросткам, имеющим социально-педагогическую дезадаптацию в условиях школьного коллектива, формирует практические педагогические трудности в поиске оптимальных путей формирования устойчиво социализированной личности.

Таким образом, имеется противоречие между необходимостью формирования в условиях учреждения образования социально адаптированной личности и научно – методической разработанностью проблемы профилактики дезадаптации школьника.
Выделенные противоречия и исследовательская установка на поиск путей и способов их разрешения дают основание определить проблему исследования: каковы эффективные формы и методы социально – педагогической поддержки дезадаптированных подростков в школьном коллективе. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Цель исследования: изучить социально-педагогические аспекты дезадаптации подростков в школьном коллективе.

Задачи исследования:
1) раскрыть сущность феномена социально-педагогической дезадаптации;

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!


 

Используются технологии uCoz