СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ …………………………………………6
1.1 Сущность социально-педагогической дезадаптации школьников, основные детерминанты,
ее определяющие ………….. 6
1.2 Особенности социально-педагогической дезадаптации в подростковом возрасте
………………………………………………... 17
1.3 Социально-педагогическая поддержка как средство решения проблем дезадаптации
в контексте школьного обучения …………... 28
2.ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМ
ПОДРОСТКАМ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ …………………...38
2.1 Описание методики и xода проведения исследования (по выявлению и оказанию
социально-педагогической поддержки дезадаптированным подросткам) ………….. 42
2.2 Анализ и интерпретация результатов полученных в ходе выявления и оказания
социально-педагогической поддержки дезадаптированным подросткам……………… 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Социометрическое исследование
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Повторное социометрическое исследование
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тренинг «Коррекция межличностного общения»
ВВЕДЕНИЕ
Современные цели воспитания, обозначенные в Концепции и Программе воспитания
детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, выдвигают стратегический ориентир
общества – формирование личности творческой, открытой диалогу, конструктивному
взаимодействию, новому опыту, готовой жить в быстроменяющихся социальных условиях,
способной стать субъектом своей жизнедеятельности. Данные целевые установки
напрямую связаны с задачами социализации, с развитием социально – педагогической
практики формирования социальной адаптируемой личности. Это в свою очередь актуализирует
проблему профилактики либо коррекции дезадаптируемости, особенно в школьный
период (6 – 18 лет), период активного взросления и формирования личностных качеств
ребенка.
Реализация целевых установок и задач воспитания требует от педагогов научно
– методической компетентности, знания механизмов и технологий профилактики дезадаптации
личности в школьный период. Среди перспективных и действенных технологий учеными
называется технология социально – педагогической поддержки личности.
Анализ источников показывает, что изучением проблемы социально-педагогической
поддержки дезадаптированных в школьном коллективе подростков занимались отечественные
и зарубежные ученые. Я. Л. Коломинский акцентировал внимание на методах изучения
взаимоотношений в классном коллективе, на исследовании статусного положения
ребенка в школьном классе и его влияния на поведение ученика[16].
Т. Д. Молодцова также указывает на решающую роль школьного коллектива в жизни
подростка, в частности его влияния на личность последнего[24]. Н. В. Литвиненко
обращалась к проблеме адаптации учащихся в критические периоды в контексте организации
психолого – педагогической помощи для них [22]. Д. П. Дербенев исследовал общие
аспекты социальной адаптации подростков в современном обществе. Автор показал
основные детерминанты, обуславливающие негативные аспекты адаптации, а также
предложил некоторые пути и средства для нивелирования [11].
А.С.Никончук рассматривает процесс социальной адаптации и социализации современных
подростков в контексте социально-педагогической работы, предлагает основные
пути формирования общественной сущности личности подростка без ущемления его
личных интересов и потребностей[32],[33].
Г.Крайг дает подробное описание проблем, связанных с социализацией и социальной
адаптацией подростков в контексте социокультурных особенностей, а также их индивидуально-личностных
особенностей[19].
Однако анализ источников и социально – педагогической практики показывает, что
проблема социально-педагогической поддержки подростков, имеющих дезадаптацию
в школьном коллективе, является недостаточно разработанной в науке и это значительно
снижает возможности эффективного педагогического влияния на процесс социальной
адаптации ребенка. Не разработан понятийный аппарат проблемы социально – педагогической
дезадаптации; недостаточно исследована проблема механизмов профилактики дезадаптации
детей в школьном коллективе; существует проблема метода определения социально-педагогической
дезадаптации подростков в связи с обучением и нахождением в школе, в частности
в школьном коллективе на уровне класса, что затрудняет разработку алгоритма
оказания им помощи; недостаточная научно – методическая разработанность процесса
поддержки и оказания помощи подросткам, имеющим социально-педагогическую дезадаптацию
в условиях школьного коллектива, формирует практические педагогические трудности
в поиске оптимальных путей формирования устойчиво социализированной личности.
Таким образом, имеется противоречие между необходимостью формирования в условиях
учреждения образования социально адаптированной личности и научно – методической
разработанностью проблемы профилактики дезадаптации школьника.
Выделенные противоречия и исследовательская установка на поиск путей и способов
их разрешения дают основание определить проблему исследования: каковы
эффективные формы и методы социально – педагогической поддержки дезадаптированных
подростков в школьном коллективе. Решение данной проблемы составило цель исследования.
Цель исследования: изучить социально-педагогические аспекты дезадаптации
подростков в школьном коллективе.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность феномена социально-педагогической дезадаптации;
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!