на главную

 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра социальной и педагогической психологии

                                  Допущена  к защите

                                               Зав. кафедрой_________  Гатальская Г.В.

                                                             «____»___________ 2010 г.

 

личностныЕ     детерминанты

аддиктивного поведения подростков

дипломная работа

Исполнитель:

студентка  группы   СП-53      ________________   Иванова А.С.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент                              ________________    Гатальская Г.В.

Рецензент:                                  ________________     Адарченко Е.Л.

к.п.н., доцент                                                                                                 

Гомель 2010

 


 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ГЛАВА1. Теоретический анализ проблемы девиантного поведения

1.1 Характеристика понятий «поведение», «отклоняющееся поведение»

1.2 Анализ причин происхождения девиантного поведения с точки зрения различных теоретических подходов

1.3 Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

1.4 Влияние личностных детерминант на аддиктивное поведение подростков

ГЛАВА 2.   Эмпирическое исследование личностных     детерминант аддиктивного поведения подростков

2.1            Модель эмпирического исследования. Описание используемых  методик

    2.2 Качественный и количественный анализ данных

2.3 Профилактика аддиктивного поведения подростков «группы  риска»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А


ВВЕДЕНИЕ 

Объект исследования: аддиктивное поведение подростков.

Предмет исследования: личностные детерминанты аддиктивного поведения подростков.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и эмпирическом поиске личностных свойств, которые служат причиной становления аддиктивности в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: существует целый ряд личностных качеств, именуемых в дипломной работе личностными детерминантами, которые влияют на реализацию аддиктивного поведения подростками.

Задачи эмпирического исследования заключаются в следующем:

1.  С помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла и теста –опросника «СОП» (А. Н. Орел) собрать эмпирический материал.

2. Использовать качественный метод исследования – беседа – для получения дополнительной информации у подростков и учителей.

3. Проанализировать данные, полученные в ходе эмпирического исследования.

4.   Сформулировать основные выводы и сопоставить их с имеющейся гипотезой.

5. Разработать практические рекомендации в соответствии с проведенным эмпирическим исследованием.

Эмпирическое исследование опирается на интегративно-эклектический подход: психологическая диагностика сопровождалась беседой с классными руководителями и внедрением нескольких вопросов, анкетного характера.

Исследование базировалось на основе следующих этапов научного познания:

1.     Выдвижение гипотез.

2.     Планирование исследования.

3.     Проведение исследования.

4.     Анализ данных.

5.     Сопоставление результатов с гипотезой.

Методологическими принципами нашего исследования служат, прежде всего:

1. Принцип детерминизма (психические явления обусловлены социальными и другими условиями). Аддиктивное поведение обусловлено биологическими, социальными и личностными факторами. Нас, прежде всего, интересуют личностные факторы, которые на фоне влияния биологических (физиологических) предпосылок (к примеру, тип темперамента) и социальных (стиль семейного воспитания) определяют реакция личности на фрустрирующие обстоятельства. Личность в таком случае пытается избавиться от психологического дискомфорта аддиктивным путем – принятие наркотиков или алкоголя, табакокурение, сексуальные девиации или работоголизм.

2.  Принцип развития (психику нельзя рассматривать в статике, она постоянно развивается и одновременно является продуктом развития). Изменения, происходящие с подростками в период кризиса, как раз-таки последним и обусловлены. Они довольно объемны и зачастую подросток находится в состоянии растерянности. Одним из новообразований является формирование рефлексии; изменяющиеся пропорции тела, интересы и увлечения, мотивы поведения заставляют подростка видеть себя иным, уже взрослым и сформированным. С другой стороны, есть и обратная сторона медали. Предположим, кризис стал носить затяжной характер. Неуверенность и низкая самооценка могут перерасти в комплекс неполноценности; это может спровоцировать замкнутость и молчаливость, агрессию и чувство вины  за нее. То есть становится понятным, что если бы не наступление подросткового кризиса, то такие коронарные изменения в развитии личности вряд ли бы удалось наблюдать. Однако, возможны и неблагополучные разрешения данного кризиса, конечно, в силу различных и индивидуальных причин (учитываем и семейный контекст, влияние сверстников; личностные особенности, особенности характера; особенности темперамента и наследственный фактор).

3. Принцип системности (большинство изученных в психологии объектов являются сложными системами, состоящими из большого количества взаимосвязанных элементов). Следовательно, влияние различных факторов на формирование склонности подростка к аддиктивному поведению – есть сложная система, состоящая из взаимосвязи между социальным контекстом развития, личностными особенностями и биологическими особенностями личности.



Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице  Успехов в учебе!




Используются технологии uCoz