Экстремальная ситуация как предмет научного
исследования
Слово «ситуация», пришедшее из французского языка, имеет в качестве исходного,
базового латинское situs, означающее: 1). положение, расположение; 2). поставленный,
положенный, лежащий, находящийся; 3). обитающий, живущий. Эти значения имманентно
предусматривают наличие занимающего определенную позицию субъекта. Тем самым
понятие «ситуация» существенно отличается от отождествляемого с ним в некоторых
работах понятия «среды». С.И. Ожегов определяет ситуацию как «положение, обстановку,
совокупность обстоятельств». В общественных науках ситуация трактуется как обстановка,
совокупность условий и обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер
протекания деятельности.
Проблема ситуации признается важнейшим фактором детерминации поведения, состояния
и в конечном итоге большинства черт личности. Понятием ситуации оперируют интеракционизм,
психология социального научения, психология среды и психологическая экология,
психолингвистика, социальная психология, психология обучения, клиническая психология.
Значение факторов ситуации в развитии и проявлении психического фактически признано
всеми подходами к объяснению человеческого поведения, а расхождения между ними
связаны с тем, в какой степени ситуационные факторы способны детерминировать
поведение человека. В подходах, именуемых ситуационными, детерминанты поведения
выводятся из самой ситуации; подходы, отдающие приоритет личностным факторам,
рассматривают ситуацию как импульс к действию, сводя тем самым ее роль к актуализации
соответствующей диспозиции. Но до настоящего времени отсутствует единство в
понимании сущности ситуации, концепт ситуации считается не разработанным.
Л.С. Выготский, изучая взаимосвязь развития ребенка и среды, отмечает, что единицей
для изучения личности и среды, в которой эти понятия представлены в неразрывном
единстве, является понятие переживания. Эта идея целостности выражается в сформулированном
С.Л. Рубинштейном принципе «внешнее через внутреннее». Б.Ф. Ломов отмечает динамичность
ситуации, необходимость учета того, что ситуация не сохраняется в неизменном
виде, а под влиянием поведения изменяется, возникают новые воздействия на субъекта
. В работах А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, В.П. Зинченко, В.В.
Знакова человек предстает как активный субъект деятельности, общения, познания,
активный субъект понимания ситуации и своего жизненного пути. Вопросы личности
как субъекта построения жизненных стратегий анализирует Л.И. Анцыферова развитие
личности в контексте жизненной ситуации - Е.Ю. Коржовой , специфику действий
личности в конфликтной ситуации - Н.В. Гришина .
Понятие «экстремальная ситуация» (в дальнейшем - ЭС) сегодня обретает
статус одной из унифицированных, генерализирующих категорий как в обыденной
жизни, так и в сфере научного поиска. Этим понятием оперирует психология, философия,
педагогика. В научной педагогической литературе, социально-педагогических исследованиях
последних лет появилось понятие «экстремальной жизненной ситуации».
Практическая психология в связи с экстремальными ситуациями фиксирует две проблемы:
пропорционально увеличивается количество людей, принимавших когда-либо в них
участие (они часто становятся носителями травматического опыта) и возрастает
обусловленность катастрофических последствий ЭС «человеческим фактором» - т.е.
неэффективными, подчас деструктивными действиями людей в таких ситуациях. Обе
тенденции требуют разработки психологических подходов, методов, технологий,
которые могли бы быть противопоставлены негативному влиянию ЭС на личность.
Определение ЭС можно обнаружить в работах по безопасности жизнедеятельности
как обстановки, возникающей в природе или в процессе деятельности человека,
при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации
организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека.
A.M. Столяренко, исследовавший ЭС в русле психолого-педагогического подхода,
считает, что экстремальными следует называть ситуации, ставящие перед человеком
большие объективные и психологические трудности, обязывающие его к полному напряжению
сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения
безопасности. В подавляющем большинстве психологических работ, оперирующих понятием
экстремальная ситуация, значение этого термина никак не определяется. Поэтому
нам представляется важным провести его социально-психологический анализ и сформулировать
рабочее определение.
Развиваемое с античных времен понимание сущности экстремумов, экстремальности
и принципов экстремального (Аристотель, Н. Кузанский, Дж. Бруно, Г.В.Лейбниц
и др.), поднятое до современных философских обобщений о закономерностях экстремальных
изменений (М. Планк, И. Пригожин и др.), находит свое отражение и в понятии
«экстремальная ситуация». Экстремальность, как считали еще в античности, указывает
на предельные состояния в существовании вещей. Экстремумы образуют по сути границы,
меры существования вещей, с превышением которых вещи перестают быть сами собой
и обретают иное существование. В словаре С. Ожегова, «экстремальный» - крайний,
необычный по трудности, сложности». В философской интерпретации «экстремальная
ситуация» - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика
радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных
или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью,
напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях».
Однозначности данного термина в последнее время угрожает тенденция интерпретировать
как экстремальную любую ситуацию, сколько-нибудь связанную со стрессом. Фактически
на сегодняшний день в психологии этот термин находится в периоде становления,
содержание его складывается стихийно, что является отражением относительно недавнего
появления в обыденной практике людей экстраординарных явлений. Сегодня постоянно
расширяется круг проблем, связываемых с понятием ЭС.
Понятие «ЭС» широко используется в обыденной практике, иллюстрацией чему является
наличие многочисленных «Энциклопедий ЭС», «Конференций по ЭС», «Школ выживания
в ЭС», статей и руководств по поведению в ЭС. Здесь в качестве экстремальных
приводятся, наряду с традиционными ситуациями катастроф, бедствий, социальных
конфликтов, также ситуации, связанные с противоправными действиями; аварийные
ситуации; социальные ситуации негативного плана; ситуации, создаваемые самим
субъектом; неблагоприятные природные явления и т.д.
Трагическое событие 30 мая 1999 г. На станции метро «Немига» в Минске унесло
52 совсем еще молодые жизни граждан нашей республики. Всего, по официальным
данным, в этой экстремальной ситуации пострадало более полутораста человек.
За свою историю человечество поневоле узнал достаточно много об экстремальных
ситуациях, дорогой ценой оплатив все эти знания .
В работах психологов, философов, социологов за последние несколько лет ситуации,
упоминаемые как экстремальные, включают очень широкий спектр внешних условий:
натуро- и техногенные катастрофы; боевые действия, теракты; профессиональные
ситуации; экстремальные виды спорта и развлечений; вынужденное переселение;
конфликты в семье; эмоциональные кризисы; смерть близких; алкоголизм и заболевания
близких; чрезвычайные ситуации в управлении.
Фактически психологи в ранг ЭС возводят широкий круг аномальных (необычных,
нештатных событий), оказывающих глубокое влияние на жизнь и судьбу человека;
Э.М. Рутман предлагает называть их «экстремалиями» .
К понятию ЭС непосредственно примыкают и используются как синонимы следующие
термины: 1. Травматическая ситуация. При использовании данного понятия акцентируется
тема негативных психологических последствий, вызванных ЭС. Сегодня к травматическим
относят всю совокупность ситуаций, связанных с переживанием угрозы, трагической
гибели или непоправимого вреда для здоровья. Они сопровождается переживанием
экстремального по интенсивности дистресса - эмоциями страха, ужаса и чувства
беспомощности. К травматическим же относятся любые ситуации насилия над личностью,
внезапные тяжелые болезни, трагическая утрата близких, пребывание в зоне боевых
действий. 2. Чрезвычайная ситуация - обстоятельства, возникающие в результате
природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического
происхождения, военного социального и политического характера, вызывающее резкое
отклонение от норм жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или
природной среды. Данный термин чаше применяется в работах по катастрофологии,
в практике работы Министерства чрезвычайных ситуаций РБ. Акцент при его применении
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение,
то телефон и e-mail на
главной странице :):) Успехов в учебе!