на главную

Экстремальная ситуация как предмет научного исследования


Слово «ситуация», пришедшее из французского языка, имеет в качестве исходного, базового латинское situs, означающее: 1). положение, расположение; 2). поставленный, положенный, лежащий, находящийся; 3). обитающий, живущий. Эти значения имманентно предусматривают наличие занимающего определенную позицию субъекта. Тем самым понятие «ситуация» существенно отличается от отождествляемого с ним в некоторых работах понятия «среды». С.И. Ожегов определяет ситуацию как «положение, обстановку, совокупность обстоятельств». В общественных науках ситуация трактуется как обстановка, совокупность условий и обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер протекания деятельности.
Проблема ситуации признается важнейшим фактором детерминации поведения, состояния и в конечном итоге большинства черт личности. Понятием ситуации оперируют интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, психолингвистика, социальная психология, психология обучения, клиническая психология. Значение факторов ситуации в развитии и проявлении психического фактически признано всеми подходами к объяснению человеческого поведения, а расхождения между ними связаны с тем, в какой степени ситуационные факторы способны детерминировать поведение человека. В подходах, именуемых ситуационными, детерминанты поведения выводятся из самой ситуации; подходы, отдающие приоритет личностным факторам, рассматривают ситуацию как импульс к действию, сводя тем самым ее роль к актуализации соответствующей диспозиции. Но до настоящего времени отсутствует единство в понимании сущности ситуации, концепт ситуации считается не разработанным.
Л.С. Выготский, изучая взаимосвязь развития ребенка и среды, отмечает, что единицей для изучения личности и среды, в которой эти понятия представлены в неразрывном единстве, является понятие переживания. Эта идея целостности выражается в сформулированном С.Л. Рубинштейном принципе «внешнее через внутреннее». Б.Ф. Ломов отмечает динамичность ситуации, необходимость учета того, что ситуация не сохраняется в неизменном виде, а под влиянием поведения изменяется, возникают новые воздействия на субъекта . В работах А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, В.П. Зинченко, В.В. Знакова человек предстает как активный субъект деятельности, общения, познания, активный субъект понимания ситуации и своего жизненного пути. Вопросы личности как субъекта построения жизненных стратегий анализирует Л.И. Анцыферова развитие личности в контексте жизненной ситуации - Е.Ю. Коржовой , специфику действий личности в конфликтной ситуации - Н.В. Гришина .
Понятие «экстремальная ситуация» (в дальнейшем - ЭС) сегодня обретает статус одной из унифицированных, генерализирующих категорий как в обыденной жизни, так и в сфере научного поиска. Этим понятием оперирует психология, философия, педагогика. В научной педагогической литературе, социально-педагогических исследованиях последних лет появилось понятие «экстремальной жизненной ситуации».
Практическая психология в связи с экстремальными ситуациями фиксирует две проблемы: пропорционально увеличивается количество людей, принимавших когда-либо в них участие (они часто становятся носителями травматического опыта) и возрастает обусловленность катастрофических последствий ЭС «человеческим фактором» - т.е. неэффективными, подчас деструктивными действиями людей в таких ситуациях. Обе тенденции требуют разработки психологических подходов, методов, технологий, которые могли бы быть противопоставлены негативному влиянию ЭС на личность.
Определение ЭС можно обнаружить в работах по безопасности жизнедеятельности как обстановки, возникающей в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека. A.M. Столяренко, исследовавший ЭС в русле психолого-педагогического подхода, считает, что экстремальными следует называть ситуации, ставящие перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывающие его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. В подавляющем большинстве психологических работ, оперирующих понятием экстремальная ситуация, значение этого термина никак не определяется. Поэтому нам представляется важным провести его социально-психологический анализ и сформулировать рабочее определение.
Развиваемое с античных времен понимание сущности экстремумов, экстремальности и принципов экстремального (Аристотель, Н. Кузанский, Дж. Бруно, Г.В.Лейбниц и др.), поднятое до современных философских обобщений о закономерностях экстремальных изменений (М. Планк, И. Пригожин и др.), находит свое отражение и в понятии «экстремальная ситуация». Экстремальность, как считали еще в античности, указывает на предельные состояния в существовании вещей. Экстремумы образуют по сути границы, меры существования вещей, с превышением которых вещи перестают быть сами собой и обретают иное существование. В словаре С. Ожегова, «экстремальный» - крайний, необычный по трудности, сложности». В философской интерпретации «экстремальная ситуация» - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях».
Однозначности данного термина в последнее время угрожает тенденция интерпретировать как экстремальную любую ситуацию, сколько-нибудь связанную со стрессом. Фактически на сегодняшний день в психологии этот термин находится в периоде становления, содержание его складывается стихийно, что является отражением относительно недавнего появления в обыденной практике людей экстраординарных явлений. Сегодня постоянно расширяется круг проблем, связываемых с понятием ЭС.
Понятие «ЭС» широко используется в обыденной практике, иллюстрацией чему является наличие многочисленных «Энциклопедий ЭС», «Конференций по ЭС», «Школ выживания в ЭС», статей и руководств по поведению в ЭС. Здесь в качестве экстремальных приводятся, наряду с традиционными ситуациями катастроф, бедствий, социальных конфликтов, также ситуации, связанные с противоправными действиями; аварийные ситуации; социальные ситуации негативного плана; ситуации, создаваемые самим субъектом; неблагоприятные природные явления и т.д.
Трагическое событие 30 мая 1999 г. На станции метро «Немига» в Минске унесло 52 совсем еще молодые жизни граждан нашей республики. Всего, по официальным данным, в этой экстремальной ситуации пострадало более полутораста человек. За свою историю человечество поневоле узнал достаточно много об экстремальных ситуациях, дорогой ценой оплатив все эти знания .
В работах психологов, философов, социологов за последние несколько лет ситуации, упоминаемые как экстремальные, включают очень широкий спектр внешних условий: натуро- и техногенные катастрофы; боевые действия, теракты; профессиональные ситуации; экстремальные виды спорта и развлечений; вынужденное переселение; конфликты в семье; эмоциональные кризисы; смерть близких; алкоголизм и заболевания близких; чрезвычайные ситуации в управлении.
Фактически психологи в ранг ЭС возводят широкий круг аномальных (необычных, нештатных событий), оказывающих глубокое влияние на жизнь и судьбу человека; Э.М. Рутман предлагает называть их «экстремалиями» .
К понятию ЭС непосредственно примыкают и используются как синонимы следующие термины:
1. Травматическая ситуация. При использовании данного понятия акцентируется тема негативных психологических последствий, вызванных ЭС. Сегодня к травматическим относят всю совокупность ситуаций, связанных с переживанием угрозы, трагической гибели или непоправимого вреда для здоровья. Они сопровождается переживанием экстремального по интенсивности дистресса - эмоциями страха, ужаса и чувства беспомощности. К травматическим же относятся любые ситуации насилия над личностью, внезапные тяжелые болезни, трагическая утрата близких, пребывание в зоне боевых действий.
2. Чрезвычайная ситуация - обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного социального и политического характера, вызывающее резкое отклонение от норм жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды. Данный термин чаше применяется в работах по катастрофологии, в практике работы Министерства чрезвычайных ситуаций РБ. Акцент при его применении


Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!



Используются технологии uCoz