на главную

Дошкольник как субъект педагогического воздействия

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Теоретический анализ проблем педагогического воздействия на детей до-школьного возраста……………………………………………………………….6

1.1. Средства и методы педагогического воздействия на личность…………...6
1.2. Особенности педагогического воздействия на дошкольника……………11
1.2.1. Возрастные особенности дошкольника в контексте педагогического воздействия на него……………………………………………………………...11
1.2.2. Требования к личности воспитателя, осуществляющего педагогическое воздействие на дошкольника……………………………………………………18

2. Практическое изучение влияние личности воспитателя на дошкольников как субъектов педагогического воздействия…………………………………..23

2.1. Методика и организация исследования……………………………………23
2.2. Анализ и интерпретация, полученных результатов……………………...27


Заключение……………………………………………………………………….30

Литература……………………………………………………………………….3

Введение.

Актуальность проблемы педагогического воздействия на ребенка до-школьного возраста, как субъекта такого воздействия очевидна и связывается со многими причинами, имеющими объективный характер.
Приведем лишь некоторые из них. Первое на чем хотелось бы остано-вится это возрастные характеристики дошкольника, которые проявляются в известной незрелости многих психических процессов, включении в многооб-разную деятельность, формировании организма как биологической системы и т.п. Данные особенности подразумевают такое педагогическое воздейст-вие, которое бы позволяло личности ребенка максимально проявлять свои возможности и способности, беспрепятственно развиваясь при этом. То есть принцип гуманистического отношения к ребенку должен стать в этом отно-шении превалирующим. К сожалению, во многих случаях приходится кон-статировать стереотипное отношение к ребенку, основанное на бытовом по-нимании процессов воспитания и образования.
Другим немаловажным фактором является проблема личности носите-лей педагогического воздействия, то есть самих педагогов и воспитателей, которые осуществляют воспитательно-образовательный процесс. Не секрет, что личностные характеристики педагога являются решающими в формиро-вании процесса педагогического воздействия. Они обуславливают многие стороны педагогического взаимодействия, формируют у дошкольников пози-тивное либо негативное отношение, как самим педагогам, так и к той дея-тельности, которой их данные педагоги обучают.
Таким образом, дошкольник как субъект воспитания сталкивается как минимум с двумя трудностями: во-первых, собственные возрастные ограни-чения и особенности, с которыми ему постоянно необходимо иметь дело в педагогическом процессе, а, во-вторых - требования со стороны педагога, выражающиеся в педагогическом воздействии, направленном, прежде всего на социализацию ребенка, усвоение им необходимых общественных правил и норм. Однако ключевой фигурой в данном процессе необходимо признать все же личность взрослого (педагога, воспитателя и т.д.), который в силу большего жизненного опыта, полученного образования, специальной прак-тической подготовки должен осуществлять необходимое влияние на ребенка без ущерба для последнего.
Надо отметить, что проблема дошкольника как субъекта педагогическо-го воздействия отражена в работах исследователей в области психолого-педагогических наук.
Так, например, Е.А. Панько [11],[12],[13]в своих работах показала важ-ное место личности воспитателя в микросреде ребенка. Именно благодаря специфике педагогического воздействия воспитателя, по мнению автора, у ребенка формируется в последующем и определенное отношение к миру в целом.
С.А. Козлова и Т.А. Куликова [7] подчеркивают необходимость учета возрастных особенностей дошкольника в связи с построением педагогиче-ского процесса с ними. По мнению авторов, педагогическое воздействие на личность ребенка-дошкольника должно учитывать быстроменяющуюся кар-тину возраста. Ведь даже период в полгода для дошкольников – огромный временно отрезок, в течении которого происходят интенсивные изменения не только в его личности, но и в организме.
Я.Л. Коломинский и соавторы [8] показывают влияние педагогического воздействия, вернее того, в какой форме оно осуществляется, на формирова-ние не только личности ребенка, но и его социального статуса в коллективе.
Не смотря на это, данная проблема все же мало представлена в научной литературе. Как правило, рассматриваются наиболее общие вопросы педаго-гики младшей школы. Ввиду этого, возникает потребность в дальнейшем изучении проблемы дошкольника как субъекта педагогического воздействия.
Таким образом, в данной курсовой работе определяются следующие:


Цель исследования: изучить особенности педагогического воздействия на дошкольника.


Задачи исследования:

а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
б) охарактеризовать сущность педагогического воздействия;
в) показать возрастные аспекты педагогического воздействия на дошкольника;
г) выяснить роль личности педагога в контексте педагогического воздействия на дошкольника

Объект исследования: дети дошкольного возраста, воспитанники дет-ского сада.


Предмет исследования: влияние личностных характеристик педагога в ходе педагогического воздействия на дошкольника


Гипотеза исследования: воспитание ребенка- дошкольника в ходе педа-гогического воздействия зависит от его отношения к личности педагога.


Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической ли-тературы по теме, беседа, наблюдение.


1.Теоретический анализ проблем педагогического воздействия на детей дошкольного возраста.

1.1.Средства и методы педагогического воздействия на личность.

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характери-зующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств и методов на воспи-тательные и образовательные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому используются более универсальные понятия «средства воздействия на личность» и «методы воздействия на личность»[14].
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразно-сти решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. до-биться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стиму-лировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;
2. упражнения и приучения;
3. обучение;
4. стимулирование;
5. контроль и оценка.
В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогическо-го процесса, как практический акт реализации того или иного метода в раз-личных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это приме-ры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощ-рения.
Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.
Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации педагогиче-ского воздействия. Выделяют следующие наиболее важные формы организа-ции педагогического воздействия: учебный процесс; внеаудиторная работа; семейное воспитание; воспитательная деятельность молодежных организа-ций; воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна)[4, c.43].
Рассмотрим более подробно названные выше методы воздействия на личность.
1. Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, дис-пут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них: высокий авторитет пе-дагога, опора на жизненный опыт воспитанников, искренность, конкретность и доступность убеждения, сочетание убеждения и практического приучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
2. Упражнение и приучение. Упражнение - это планомерно организован-ное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.
Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия приме-няется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственно-го, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематическо-го применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться дейст-венности воспитательной работы. В практике воспитательной работы приме-няются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельно-сти; режимные упражнения; специальные упражнения.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Используются технологии uCoz