На главную

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1.Теоретические аспекты одаренности в детском возрасте

1.1.Основные подходы к изучению детской одаренности, их краткая характеристика
1.2.Сущность одаренности ее проявление у детей
1.3.Методические основы изучения одаренности 

2.Прикладные аспекты изучения одаренности дошкольников

2.1.Методика организации и проведения исследования
2.2.Анализ и интерпритация полученных результатов 

Заключение

Литература 

Приложение

 


Введение.

Одаренность как феномен привлекала и привлекает к себе внимание исследователей из самых различных областей научного знания. Это обуславливается не только загадочностью и необычностью данного явления, но  и его прикладным значением в жизни общества. Ведь именно одаренные, талантливые люди делают серьезные открытия, способствующие дальнейшему развитию и прогрессу человечества в целом[2],[8],[25].
К сожалению в некоторых случаях, одаренность ребенка, остается незамеченной, не получает необходимой поддержки для своего развития, что в конечном итоге, лишает остальную часть общества  определенных перспектив. Как правило, первые признаки одаренности отмечаются уже в раннем детстве. Ввиду этого особую актуальность приобретает проблема методов изучения детской одаренности, а также их использования в практике соответствующих специалистов в учреждениях образования. Тем более, что, по мнению большинства авторов[2],[18],[28], одаренность является крайне многогранным, полиаспектным явлением, а потому требует достаточно пристального внимания в своем изучении, с использованием самых разных методов и средств.
Актуальность проблемы подтверждается и тем, что она волновала мыслителей уже в глубокой древности. В настоящем проблема диагностики деткой одаренности также является объектом пристального изучения многих исследователей как в отечественной психолого-педагогической науке, так и зарубежной.
Так, например, известный русский ученый Г. И. Росолимо  создал методики диагностики интеллектуальной одаренности, которые предполагали изучение и измерение пяти основных функций: мышления, внимания, воли, восприимчивости запоминания.
Ф. Гальтон  делал акцент на изучении сенсорных способностей ребенка, так как, по его мнению, именно они являлись основой умственной одаренности. Благодаря ему введено такое понятие как «тест».
Серьезные исследования в изучении интеллектуальной одаренности и создания соответствующего инструментария по ее изучению проведены известным французским ученым А. Бине. В этом отношении показательны тесты и методики А. Айзенка  созданные для диагностики умственного развития ребенка. Позволяющие на основании их результатов определить их уровень развития, а во многих случаях указать на определенные предпосылки одаренности[8],[13],[19].
А.И. Савенков в своей книге «Одаренные дети в детском саду и школе» [25] приводит достаточно подробный анализ различных подходов к проблеме детской одаренности.  Подробно рассматриваются вопросы диагностики одаренности детей, содержания их образования и построения учебной деятельности. Делается вывод о комплексном изучении одаренности ребенка. Похожие вопросы в своих работах подробно рассматривает и Н.С. Лейтес [11],[21] акцентируя неоднозначность феномена одаренности, а ввиду этого и  необходимость в самых различны методах ее исследования в детском возрасте.
Несмотря на сказанное, надо отметить, что в конечном итоге проблема методов изучения детской одаренности является не решенной до конца. Это обуславливается как сложностью самого феномена, так и отсутствием единых четких подходов к самому понятию одаренности. То есть, если мы не знаем что такое одаренность, то как мы можем ее исследовать.
Таким образом, складывается противоречие между необходимостью исследования детской одаренности в прикладном аспекте, диктуемая, прежде всего образовательной практикой и отсутствием единых подходов к  использованию методов ее диагностики.
Данное противоречие и исследовательская установка на поиск путей и способов его разрешения дают основание определить проблему исследования: каковы наиболее эффективные варианты использования диагностических методов детской одаренности.
Цель исследования: изучить особенности методов диагностики детской одаренности в контексте их эффективности.
Задачи исследования:
а) раскрыть сущность феномена одаренности;
б) показать специфику проявления одаренности в детском возрасте;


 

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!



Используются технологии uCoz