На главную

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ:

"Психологическая структура педагогических способностей"


 

СОДЕРЖАНИЕ:

  

Введение

1.Теоретические аспекты проблемы сопособностей в психолого-педагогической науке

1.1.Понятие способностей в психолого-педагогической науке, основные подходы к их изучению
1.2.Педагогические способности, виды, сруктура, общая характеристика

2.Прикладные аспекты изучения психологической структуры педагогических способностей

2.1.Методики исследования педагогических способностей
2.2.Пример использования конкретных методик для исследования структуры педагогических способностей 

Заключение

Литература

 


Введение.

Проблема способностей находится в поле внимания исследователей из различных областей научного знания. Это обуславливается как загадочностью данного явления, так  и его прикладным значением в жизни общества: способные, талантливые люди делают серьезные открытия, достигают высоких вершин в контексте исполняемой деятельности.[3],[8],[11].
Особую важность способности имеют при осуществлении педагогическая деятельности. Это определяется следующими причинами.
Во-первых, продолжающийся курс государства на гуманизацию и демократизацию образования, что подразумевает индивидуально-личностный подход к объекту обучения и воспитания. Только педагог, имеющий развитые способности к саморегуляция, эмпатии, умению выслушать ученика, понять его внутренний мир может осуществлять такое взаимодействие.
Во-вторых, более серьезные требования к уровню подготовленности учащихся к жизни в обществе. Это связано со стремительным ростом информационных технологий, внедрением нового оборудования на предприятиях, появлением сложных систем управления и т.п. Подготовить такого учащегося может лишь педагог, который сам способен донести необходимые знания, заинтересовать учащихся в своем предмете, открыть новые грани понимания изучаемого.
В-третьих, способности, как показывают исследования многих ученых, не являются чем-то аморфным и неупорядоченным, они имеют свою структуру, которая обуславливается рядом факторов, о которых речь пойдет ниже. Знание данной структуры,  ее учет, позволяет более плодотворно выявлять определенные способности, а также вести работу по их развитию у студентов-педагогов, актуализирует у последних критическую саморефлексии по отношению к своей учебной деятельности, а также будущей профессиональной.
Сказанное выше, таким образом, указывает на  актуальность обращения к проблеме педагогических способностей, в контексте изучения их структуры.
Актуальность проблемы педагогических способностей  подтверждается и тем, что она достаточно широко представлена в трудах многих исследователей.
Например, еще в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова был заложен фундамент в изучении педагогических способностей в отечественной науке. В дальнейшем их идеи были развиты другими отечественными исследователями. Так, Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности. Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю: способность понимать ученика; способность доступно налагать материал; способность развивать заинтересованность учащихся; организаторские способности; педагогический такт; предвидение результатов своей работы и др.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, которые образовывают четкую структуру в зависимости от выполняемой деятельности и личностных характеристик самого учителя.
Однако, что касается именно психологической их структуры, то здесь можно констатировать определенный дефицит информации. Как правило, это краткие  сведения из учебников и учебных пособий, в которых лишь описывается данная структура, однако не приводится анализа влияния соотношение ее элементов на эффективность профессиональной деятельности учителя. А ведь оттого, какие способности проявляются в большей мере, будет зависеть и успешность выполняемой деятельности профессионалом.
Кроме того, надо отметить, что в конечном итоге проблема структуры педагогических способностей не является решенной до конца. Это обуславливается как сложностью самого феномена, так и множественными подходами в определении структуры способностей педагога.
Таким образом, складывается противоречие между необходимостью исследования психологической структуры педагогических способностей в прикладном аспекте, диктуемой, прежде всего образовательной практикой и отсутствием единых подходов к  ее определению в психолого-педагогической науке.
Цель исследования: изучить особенности психологической структуры педагогических способностей.
Задачи исследования:
а) раскрыть понятие способностей в психолого-педагогической науке;
б) показать специфику педагогических способностей, дать им общую характеристику;
в) выяснить структурные особенности педагогических способностей в психологическом контексте.
Объект исследования:  педагогические способности.
Предмет исследования: особенности изучения психологической структуры педагогических способностей.
Гипотеза исследования: изучение психологической структуры педагогических способностей определяются как спецификой деятельности учителя, так и его индивидуально-личностными качествами и поэтому должно носить комплексный характер при отборе кандидатов на роль будущего педагога.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, изучение педагогических способностей при помощи методик:  «Способность педагога к эмпатии», «Информационная культура общения учителя», «Общий уровень общения», «Нервно-психическая устойчивость».


Литература:

    1. Бодалев, А.А. Столин, В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речи»,2004.-440с. (1)
    2. Большой психологический словарь/Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.-СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007.
    3. Голубева, Э.А. Способности и склонности: комплексные исследования/ Э.А. Голубева. – М.:Знание, 1993. – 283с.
    4. Дружинин,В.Н. Психология общих способностей. -Спб.: Питер,2000.- 478с.(5)
    5. Крутецкий, В.А. Проблема способностей в психологии/ В.А. Крутецкий. – М.: Знание, 1971. –109 с.
    6. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. - Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 121 с.
    7. Кузьмина, Н.В.  Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
    8. Кумекер, Л.; Шейн, Дж.С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. - М.: Народное образование, 1994. - 160 с.
    9. Левитес, Д. Г.Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОД ЭК", 2001.- 256 с.
    10. Митина, Л.М.  Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. - Кемерово, Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1996 г.
    11. Носс, И.Н. Руководство по психодиагностике. -М: Изд-во ин-та психотерапии,2005.-688с. (16)
    12. Практическая психодиагностика. Методикик и тесты. Учебное пособие/ Ред. и сост.Д.Я. Райгородский.- Самара: «Бахрах-М»,2001.
    13. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 416 с. (Психология для студентов).(21)
    14. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. –М.: Просвещение,1991.-303 с.(20)
    15. Рогов, Е.И. настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: в 2 кн.-2-е изд., перераб. И доп. –М.: ВЛАДОС,1999.-Кн.2: Работа психолога со взрослыми.Коррекционные приемы и упражнения.-480с.
    16. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб.пособ. для студ.высш.пед.заведений.-М.: Академия, 2000.-232с.(25)
    17. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 4-е изд.,перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия». –– Ростов н/Д: «Феникс»,2001.
    18. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Высшее образование». – 3-е изд.,перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс»,2004.
    19. Теплов, Б.М.Способности и одаренность//Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: «Просвещение» 1961, с. 9—20.
    20. Шадриков, В. Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психол. журн. 1983. Т. 4. № 5. С. 3-10.
    21. Шадриков, В.Д.Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.: ил.

    Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!


    Используются технологии uCoz