на главную

Статья

Психологическая защита в период ранней юности.

В последнее время все большее число авторов обращается к изучению феномена психологической защиты как важного механизма регуляции поведения и деятельности человека. Особое значение психологическая защита приобретает в юношеском возрасте. Это объясняется особенностями характерными для данного периода жизни индивида.
Специфика развития личности у лиц юношеского возраста связана с ростом уровня самосознания, который определяет уровень требований юношей и девушек к окружающим людям и к самим себе[3,с.237], со становлением относительно устойчивого образа «Я» или «Я- концепцией», то есть целостного представления о самом себе. [4,с.139].
Однако помимо развития самосознания и становления целостного образа Я, обуславливающих большую личностную автономность юношей по сравнению с подростками, данный возраст характеризуется рядом типичных проблем, решение которых является крайне актуальным для молодых людей.
Прежде всего, необходимо отметить потребность юношей занять внутреннюю позицию взрослого человека, самоопределится в окружающем мире, понять свои возможности, свое назначение в жизни.
Кроме того, необходимо помнить, что юность это еще неполное становление личности в физическом и психологическом плане. На психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт по следующим причинам:
-незавершенность полного физического развития по всем параметрам;
-ощущение своей физической непривлекательности (хотя бы по одному из параметров)- синдром дисморфофобии;
-неустойчивость эмоциональной сферы;
-высокий уровень ситуативной тревожности;
-особенности высшей нервной деятельности[5, С.271.].
Поэтому, можно достаточно уверенно утверждать что, психофизиологические особенности лиц юношеского возраста, проблемы самоопределения и самостановления, возникающие перед ними будут определять уровень внутреннего дискомфорта, напряжения, удовлетворения или неудовлетворения собой, что, в конечном итоге, отразится на особенностях проявления определенных типов психологических защит.
Ведь именно психологическая защита, направлена как на ограждение эго (сознания) от угроз со стороны реального мира или со стороны влечений бессознательного [7,с.375], так и на предотвращение дезорганизации поведения человека, наступающую не только при столкновении сознательного и бессознательного, но и в случае противоборства между вполне осознаваемыми установками (т.е. стремлениями субъекта, его намерениями, влечениями и т.д.)[1, с.82].
В этой связи обратимся к анализу работ тех авторов, которые касались в своих трудах проблемы возникновения и проявления психологических защит в юности. Нужно отметить, что подавляющее большинство теоретических и практических исследований, касающихся выбранной проблематики проводилось в русле психоаналитического учения.
Уже З. Фрейд в своей работе « Три очерка по теории сексуальности » рассматривает юношеский возраст, как период в котором начинаются и развиваются изменения, приводящие инфантильную сексуальную жизнь в ее окончательные нормальные формы: «Сексуальное влечение до того было преимущественно аутоэротично, теперь оно находит сексуальный объект. До того его действия исходили из отдельных влечений и эрогенных зон, независимых друг от друга и искавших определенное наслаждение как единственную сексуальную цель. Теперь дается новая сексуальная цель, для достижения которой действуют совместно все частные влечения, между тем как эрогенные зоны подчиняются примату генитальной зоны»[8,c.174]. По З. Фрейду именно противоречия, связанные с вышеназванными изменениями в развитии сексуального влечения вызывают к действию определенные виды психологических защит.
Особую роль в данном процессе он отводит тем культурным требованиям общества, которые направлены на ограничение инцестуозных влечений, связанных с ранним сексуальным выбором ребенка и проявляющихся снова на бессознательном уровне уже в период полового созревания. Эти общественные требования призваны оградить молодого человека от поглощения семьей всех интересов, нужных ему для создания более высоких социальных единиц[8,c.187].
З. Фрейд не анализирует подробно, как происходит включение психологических защит на данном этапе развития индивида. Однако он указывает на возникновение некоторых из них, как на результат этого психосексуального изменения. Такими примерами могут служить вытеснение и сублимация. Вытеснению в данном контексте подвергаются некоторые из особенно сильных врожденных компонентов сексуального влечения. При таком результате, возникающие возбуждения отклоняются от своей первоначальной цели и оттесняются на различные другие пути, пока не проявятся как симптомы. В итоге может сложится приблизительно нормальная половая жизнь - по большей части ограниченная, но дополненная психоневротическим заболеванием. При сублимации, наоборот, сильным возбуждениям, исходящим из отдельных источников сексуальности, открывается выход и применение в других областях, так что получается значительное повышение психической работоспособности из опасного самого по себе предрасположения. Кроме того, в данной работе З. Фрейд выделяет и реактивные образования, как вид защиты. Однако здесь он относит их к разновидности сублимации[8,c.196].
Продолжение изучения данной проблемы присутствует в трудах дочери основателя психоанализа А. Фрейд, которая во многом разделяет позиции своего отца, указывая на то, что в юности, когда происходит половое созревание, равновесие сил внутри индивида нарушено количественными и качественными изменениями в сфере влечения. В этот период выходят на поверхность импульсы всех прегенитальных фаз. В результате чего эго молодого человека или девушки оказывается под сильным воздействием этих развитых либидинозных влечений, с которыми ему приходится бороться. Результатом этой борьбы выступает возникновение механизмов психологической защиты. В норме эго и суперэго претерпевают значительные изменения и приобретают новые зрелые формы сексуальности.
Именно данный возраст, по мнению А.Фрейд дает примеры яркого проявления механизмов психологической защиты [7,c.311-322].
Однако в отличие от З. Фрейда, А. Фрейд описывает конкретные виды психологических защит, а также механизм их действия в период юности. Все они, по мнению А. Фрейд направлены против инфантильных объектных уз индивида. Рассмотрим теперь особенности проявления и действия тех из них, которые являются наиболее характерными для юности.
Первым из таких психологических защит А. Фрейд выделяет защиту путем смещения либидо. Данная защитная техника заключается в отводе либидо от инфантильных объектов на их заместителей. Примерами таких заместителей могут служить для лиц юношеского возраста сверстники того или иного пола, лидеры подростковых или юношеских групп, и т.п. В результате такого смещения достигается снижение чувства вины и тревоги, что связано с лишением значимости инфантильных объектов, когда прегенитальные и генитальные импульсы перестают быть угрозой.
Другим защитным способом, направленным на ту же самую угрожающую ситуацию является защита путем обращения аффекта. Вместо отвода либидо от родителей или, что более вероятно, после неудачной попытки осуществить это, эго юноши может защитить себя путем обращения эмоций в противоположные. Так происходит превращение любви в ненависть, зависимости в противостояние, уважения и восхищения в презрение и насмешки.
Однако, по мнению А. Фрейд такой способ защиты является не очень эффективным, так как такие обращенные отношения не приносят никакого удовольствия, юноша переживает как от причиняемых ему, так и от причиненных им страданий. Поскольку тревога и вина остаются неизменными, необходимо постоянное возобновление защит, которые обеспечиваются в первую очередь двумя способами: отрицанием (позитивных чувств) и реактивным поведением (грубость, неприязнь, высокомерие).
Третий способ, описанный А. Фрейд, называется защита путем отвода либидо на себя. Этот процесс ведет к нарастанию патологии: отвод либидо от родителей, как это было описано выше, сам по себе не предопределяет его дальнейшего использования. Если страхи и подавления блокируют путь к новым объектам вне семьи, либидо остается с эго и может быть использовано для связывания эго и суперэго. В данном случае, по мнению А. Фрейд может быть два исхода. В первом случае происходит возникновение идей величия, фантазий о неограниченной власти над другими людьми, в другом - возникновение ипохондрических изменений и ощущений в теле.
Четвертый способ защит, характерный именно для периода юности, который описывает А. Фрейд, носит название защита с помощью регрессии. По мнению автора, чем больше тревога, вызванная объектными связями тем более примитивна и элементарна защитная деятельность, используемая подростковым эго. При экстремальной тревоге отношения с объектным миром могут сократиться до эмоционального состояния, известного как «первичная идентификация» с объектами. Это изменение приводит к регрессивному изменению всех частей личности, то есть как в эго, так и в организации либидо. Регресс такого рода может принести временное облегчение эго, освобождая эдиповых (и многие из доэдиповых) фантазии. Но это уменьшение тревоги не может быть продолжительным. Там, где защиты от эдиповых и доэдиповых объектов не достигают цели, возникает клиническая картина, которая более всего напоминает клиническое заболевание. Такие случаи А. Фрейд описывает как «аскетичный» подросток, который борется против всех импульсов, и «бескомпромиссный»- который занимает непоколебимую позицию в отстаивании своих идей[7,c.323-330].
Кроме того, А. Фрейд выделяет такой вид защиты, как интеллектуализация, призванный связать инстинктивные процессы с идейным содержанием, чтобы допустить их в сознание и взять под контроль. Зарождается этот механизм в результате повышения эффективности функционирования интеллекта в юношеском возрасте, однако преобладание интеллектуальной деятельности в это время накладывает очень малый отпечаток на реальное поведение юноши. Интеллектуализация ориентирована не на действительность, а скорее служит защитой против инстинктов. Вместо аскетического бегства от инстинкта происходит обращение к нему, но только в мышлении[7,c.229-235].
Далее , нужно сказать, что ряд психоаналитиков интерпретируют юношеское творчество в качестве защиты против восстанавливающих эдипов конфликт побуждений. Наиболее распространенной формой творческих усилий в это время являются дневники, которые содержат в дополнение к действительным событиям все виды размышлений, планов, воспоминаний. Так, по мнению О. Ранка, драмы написанные в юности, изначально относятся к проблемам инцеста. Индивид страшится сексуальных побуждений и оказывает им сопротивление, что проявляется на уровне возникновения психологических защит, в частности, творческой деятельности. Бернфелд практически полностью разделяет данное положение, указывая на то, что творчество, выступая попыткой отклонения инцестуозных влечений к другим допустимым объектам, одобряется эго-идеалом индивида, устраняя, таким образом, тревогу. Г. Салливан описывает юность в качестве наиболее безмятежной поры, когда созревает способность к любви. Затруднения в этом возрасте по его мнению связанны реализацией «генитального вожделения» и основным механизмом защиты в этом отношении он выделяет сублимацию. Однако его трактовка данного вида психологической защиты шире, чем у ортодоксов психоанализа, так как сублимация в его понимании может быть отнесена к любой тенденции системы или влечения [2,с.190-195].
Таким образом, в психоаналитическом представлении психологическая защита в юности призвана оградить индивида от тревоги, которая связана с обострением сексуального влечения в данный период, так как оно, образно выражаясь, питает инфантильные доэдиповы и эдиповы влечения, являющиеся не совместимыми с содержанием суперэго, как представителя общественных требований к человеку. Особое внимание психоаналитики уделяют таким психологическим защитам как интеллектуализация, творчество, сублимация.
Важно отметить также то, что в юношеском возрасте находят выражение не только вышеупомянутые специфические приемы психологической защиты, но и те, которые являются уже общепризнанными в психологической науке. Это отрицание, проекция, вытеснение, регрессия, реактивное образование и ряд других. Особого внимания заслуживает исследование Тулупьевой Т.В., которая выявила особенности проявления этих защит в период юности. По ее данным наиболее выражена в это время проекция. Предполагается, что это связано с наиболее часто применяемом родителями механизмом воздействия на ребенка - воспитанием на примере, а также с характерным для этого возраста выборе юношей или девушкой определенного идеала для себя.
Вторым по частоте проявления Тулупьева Т.В. называет рационализацию. По ее мнению данный вид защиты считается наиболее зрелым и с развитием, по мере усложнения личности, увеличивается его проявление.
Примечательным является тот факт, что регрессия, замещение, вытеснение, которые относят к примитивным защитам, занимают последние места, что также связано с развитием личности юношей. Особое внимание автор уделяет увеличению частоты проявления такого механизма защиты, как реактивное образование, связывая эту особенность с возросшим уровнем социализации молодых людей и подчинению своего поведения в большей степени общественным требованиям[6].
Обобщая все вышесказанное, можно выделить следующие моменты относительно проблемы психологических защит в юности:
1.Рост самосознания, все большая включенность в социальные отношения, общественные ожидания самоопределения и автономности в жизнедеятельности требуют от лиц юношеского возраста более четкой регуляции своего поведения и деятельности. Одним из важных компонентов такой саморегуляции выступают различные виды психологических защит.
2. Изучение психологических защит в юности проводилось в большей степени в русле психоаналитического учения, которое связывало специфику проявления психологической защиты с противоречием, возникающим между растущим сексуальным влечением и запретами налагаемыми обществом на его проявление в юношеском возрасте. Данное положение представляется не полным , поэтому требует проведения новых исследований с точки зрения различных подходов в изучении особенностей психологических защит в юности.
3.Развитие абстрактного мышления, более высокий уровень личностного развития характерного для юношеского возраста определяет возникновение и использование индивидом более сложных видов психологических защит, таких, например, как рационализация и интеллектуализация.
4. Представления о психологических защитах должно быть использовано в деятельности практических психологов для своевременного выявления и коррекции личностных характеристик, обусловленных действием тех защит, которые не приводят к должной адаптации индивида, а наоборот ведут к усилению внутриличностного конфликта и невротизации в юношеском возрасте.


Литература:


1. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты.// Психологический журнал Том 9, №3, 1988. С.78-86.
2. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: «КСП+»,1996.-247с.

3. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособ. для ст-ов пед.ин-ов./ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Пркина и др.; Под ред. М.В. Горезо и др.- М.: Просвещение, 1984.-256с.

4. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Прсвещение,1989- 255с.
5. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: Учеб.пособие:В 2-х кн. – 2-е изд.,перераб.и доп.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.-Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.

6. Тулупьева Т.В. Особенности психологической защиты в период юности//http:/psychology.spb.ru/articles/tez/2000/t13htm.

7. Фрейд А. Теория и практика детского писхоанализа. Пер. с англ. и нем./М.:ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс, 1999. -384с.

8. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности// Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост., науч. Ред., авт. вступ ст. М.Г. Ярошевский.- М.: Просвещение, 1990.- 448с.



Используются технологии uCoz