ВЛИЯНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
автор: Т.Е. Лисицкая
Современный этап развития человеческой цивилизации происходит под знаком глобальных изменений. Компьютерная революция, возрастающее влияние аудиовизуальной культуры, социальные изменения, переход общества на новую ступень порожда¬ют и новые существенные проблемы, связанные с информацион¬ной техникой и адаптацией личности в условиях постоянных из¬менений.
Ускорение темпа перемен (как внешних, так и внутренних) вызывает ощущение эфемерности существования. Происходит эфемеризация отношений с вещами, местом нашего жительства и друг с другом. Новизна врывается в нашу жизнь, опрокидывает нашу систему ценностей, преобразует работу, досуг, образование. Новое время — это время недолговечности и новизны. Огромное влияние приобретают аудиовизуальные средства массовой ин¬формации. Диапазон применения компьютеров, соединенных с телекоммуникационными системами, постоянно расширяется. Телевидение властно вошло в жизнь современного общества. Оно имеет громадное воздействие на массовое сознание, полностью соответствуя потребностям нашей эпохи с ее массовыми социальными движениями и глобальными проблемами.
Своеобразие телевидения заключается в воздействии его коммуникативной природы. Диалоговая природа компьютерных технологий позволяет рассматривать процесс общения с компьютером так же, как систему коммуникаций. Одной из главных примет нового време¬ни явялется ускорение темпа перемен. Многие социальные процессы стремительно ускоряются. «Подростка в таком обществе окружает в буквальном смысле вдвое больше недавно изготовленных человеком предметов потребления, чем их было у его родителей к моменту его рождения. Далее, когда сегодняшнему подростку исполнится тридцать, произойдет новое удвоение и т.д. Следовательно, когда он достигнет старости, в распоряжении человечества будет в 32 раза больше различных материальных благ, чем в момент его появления на свет» [3, с. 715].
Становится вполне очевидным, что такое ускорение матери¬ального производства приводит к глобальному конфликту «отцы и дети». Разрыв поколений обостряется. Это уже не только разли¬чия в образовании, культуре, системе ценностей. Родители и их дети живут в совершенно разных мирах, разных в плане матери¬альной заполненности предметами потребления. Человек после тридцати становится более консервативным, ему труднее при¬выкнуть к новым вещам, у него уже сложились представления об основном круге необходимых предметов потребления. И поэтому получается, что для родителей вещи естественного окружения их детей будут чужими, новыми и не до конца освоенными. Возь¬мем, к примеру, наших бабушек. В основном для всех их компью¬тер является новым и непонятным предметом. Большинство ба¬бушек не умеет пользоваться компьютерной техникой. «Отцы» и «дети» просто будут разговаривать на разных языках (в прямом и переносном смыслах). Ускорение темпа перемен является также и психологическим фактором, нарушающим наше душевное равно¬весие, изменяющим само наше восприятие жизни. Этому способ¬ствуют постоянные стрессы, «модные» неврозы, рост преступно¬сти, агрессивность, многочисленные суициды и «уходы от жизни» с помощью алкоголя, наркотиков, деструктивных учений.
«Человека связывают с вещами все более кратковременные отношения. А ведь вещи имеют для нас не только утилитарное значение — они оказывают и психологическое воздействие. Со¬кращение сроков пользования вещами еще более ускоряет темп нашей жизни... Кроме того, в нашем отношении к вещам отража¬ется вся наша система ценностей» [3, с.719]. Старое общество было основано на постоянстве, прочности, основательности и долговечности. Люди годами носили одну и ту же одежду, передавали вещи по наследству. Теперь же многие предметы потребления еще в прекрасном состоянии заменяются на новые только из-за того, что стали не модными, психологически устарели, появились более современные модели. Вещи подолгу не задерживаются дома. Кроме того, благодаря техническому прогрессу производство новых вещей автоматизируется и поэтому уменьшается их стоимость, в то время как стоимость ремонтных работ остается довольно высокой. Таким образом, даже с экономической точки зрения купить новую вещь часто обходится дешевле, чем отре¬монтировать старую. Формируется культура «выбрасывания» [3, 6. 720]. Действует принцип: «использовал - выбросил». Это очень удобно, кроме того, такой потребительский подход навязывается средствами массовой коммуникации. Особенно сильное влияние осуществляется через рекламу. Реклама формирует общество потребителей, стремящихся попробовать все новое, современное и «самое лучшее». Рекламодателям выгодно, чтобы люди постоянно приобретали новые предметы потребления. Поэтому они при помощи различных приемов стараются внушить потребителям мысль «попробуй... купи... и ты в порядке, это ре¬шит все твои проблемы».
Так происходит эфемеризация наших отношений с вещами, с местом нашего жительства и друг с другом. В прошлом остаются такие понятия, как «отчий дом», «родные пенаты», «семейные корни». Самое грустное следствие эфемеризации нашей жизни — это эфемеризация отношений людей друг с другом.
«Люди проходят через нашу жизнь, не задерживаясь, во все убыстряющемся темпе» [3, с. 723]. Чаще всего мы строим наши ношения с людьми на функциональной основе. Это в основном поверхностные, деловые отношения. Если раньше было характер¬но наличие долговременных дружеских отношений, то теперь каждый индивид в основном заводит множество кратковремен¬ных связей. Меняются даже правила, регламентирующие сам процесс знакомства. В наше время этот процесс значительно упростился, никаких строгих рамок и обязательных церемоний представления не существует.
Тоффлер также говорит о так называемых людях-«заместителях». «Тысячи «известных личностей» появляются на подмостках современной истории... реальные люди, многократно увеличенные и спроецированные в наше сознание средствами массовой информации, они внедряются в виде живых образов в мозг миллионов людей, никогда не встречавшихся с ними... они приобретают для нас почти такую же (а иногда и большую) ре¬альность как многие из тех, кого мы знаем лично» [3, с.724]. Все эти люди — «заместители» — служат для нас образцами поведе¬ния, мы учимся на их ошибках, достижениях, успехах, говорим услышанными фразами.
Наше время — это время постоянных изменений, следова¬тельно, это время новизны. Новизна врывается в нашу жизнь, опрокидывает нашу систему ценностей, преобразует работу, до¬суг, образование. Появляется все большее количество новых то¬варов. Часто многие товары просто не различимы по качеству, и все же одни потребители предпочитают один вид товара, другие — другой. В чем же они видят отличие? На данном этапе разви¬тия промышленности все большее значение приобретает психоло¬гический компонент производимой продукции. Огромным влия¬нием обладают аудиовизуальные средства массовой информации. Печатные и аудиовизуальные СМИ объединяются. Происходит слияние телевизионной и компьютерной систем в одну модель, бумага заменяется электронными средствами. Телевизионная служба расширяется через кабельные системы, появляется воз¬можность прямого получения информации через компьютер (из сети Internet). Под влиянием этих изменений значительно расши¬ряется и видоизменяется система образования. Таким образом, можно говорить о формировании аудиовизуальной культуры, оказывающей большое влияние на сознание, мировоззрение, сис¬тему ценностей каждого индивида.
Аудиовизуальные средства массовой информации становятся приметой нашего времени. Под аудиовизуальными средствами информации мы понимаем телевидение, кино и компьютерную технику. «Самым существенным явлением современной художественной культуры являются аудио-визуальные средства массовой коммуникации» [1, с. 29]. Все мы замечаем глобальные изменения, которые происходят в нашем мире. Наиболее заметные изменения и наиболее замет¬ное влияние на наше сознание, образ жизни, способ мышления, на систему восприятия современного человека оказывает непрерыв¬но развивающаяся аудиовизуальная техника. Она оказывает ог¬ромное влияние на наш отдых, учебу, на формирование систем ценностей, т.е. на всю нашу культуру. Аудиовизуальные средства мамоной коммуникации (АВСМК) сопровождают нас в течение всего дня: заполняют досуг, информируют о состоянии мира, воспитывают, обучают, развлекают. АВСМК активно воздействуют на современного человека, изменяют строй его мышления, стиль мировосприятия, формируют культуру. Современный человек воспринимает систему ценностей об¬щества через средства массовой информации, причем это в основном аудио-визуальные СМИ. «Система массовой коммуникации, с помощью которой мы можем приобщаться к культурным художественным ценностям прошлого и настоящего, а также видеть события сегодняшнего дня, упрощает процесс освоения этих ценностей» [1, с. 33].
Телевидение властно вошло в нашу жизнь. «Благодаря уровню развития цивилизации в XX веке, достижениям НТР, возникла техническая возможность реализовывать социальные потребности человечества в сверхоператив¬ном коммуникативном средстве, обеспечивающем интенсивный рост объема информации, постоянство ее создания, распределе¬ния и потребления, глобального по охвату территории, откуда черпается и куда доставляется информация, обеспечивающем удобство ее восприятия и индивидуально, и в группе, и в массовой аудитории, без лишних затрат времени, в наглядной, зрелищной форме» [2, с. 7].
Телевидение как система функционирует в процессе коммуникативной деятельности. «Телекоммуникатор — феномен телевидения. Человек, появляющийся на экране, смотрит прямо на нас, говорит лично мне и одновременно сразу всем — это прин¬ципиально новое явление в сфере коммуникации, которое при¬несло нам телевидение»[2,с.35].
Телекоммуникаторы известны и популярны, многие из них становятся авторитетами, лидерами мнений в различных областях, они формируют мнение. Это при¬знак нового времени, когда люди, которых большинство не знает лично, необыкновенно сильно влияют на мнение зрителей. Теле¬ведущие являются посредниками между коммуникаторами и ау¬диторией. Какова же роль аудитории в процессе телекоммуника¬ции? На первый взгляд она выступает как пассивный получатель информации, как объект направленного на нее информационного воздействия. Но в более широком смысле происходит общение телекоммуникатора с аудиторией. Ведется диалог со зрителем. Проявляется это многообразно. «Первая стадия вовлеченности — сознание, что с экрана коммуникатор напрямую обращается к нам, обостряет реакцию на его речь. Вторая стадия — мысленное подключение зрителя к диалогам в кадре. Диалог является более активной формой общения, чем монолог. Третья стадия — пря¬мой диалог с экраном. Для этого необходима мгновенная обрат¬ная связь, возможность включения зрителей непосредственно в экран» [2, с. 42].
Телевидение как коммуникативное средство реализует задачи социального общения — социализации и самореализации челове¬ка, интеграции общества. С помощью аудио-визуальных средств массовой коммуникации передается социокультурный опыт и поддерживается культурная традиция, вводятся инновации. У средств массовой информации огромные возможности для мани¬пулирования сознанием людей. Как яркий пример такого манипу¬лирования — реклама с ее увлекательными призывами, лозунга¬ми, рассчитанными на массового потребителя и часто бьющими прямо в цель. «Современная техника может привести к полному перерождению человека и окружающей среды и необходимо ох¬ранять и защищать ценности человеческой культуры... Под влия¬нием средств массовой коммуникации меняется духовный облик Человека, исчезает индивидуально-личностное его начало» [1, с.16].
Средства массовой коммуникации формируют у человека стереотипное мировосприятие, не дают ему осознания своей индиви¬дуальности. При восприятии массовой коммуникации человек утрачивает способность критически мыслить. «Массовая комму¬никация снижает у человека эстетический вкус и духовный стан¬дарт... не обогащает духовный мир человека, а, наоборот, возвращает духовный поиск в лоно рассудка, в сферу обыденного, по¬требительского сознания» [1, с. 36].
Почему же так сильно влияют на жизнь общества современ¬ные аудиовизуальные средства массовой коммуникации? В современном обществе аудиовизуальные средства массовой комму¬никации заполняют все жизненное пространство человека, создают ощущения полноты бытия. Используя наглядность, современ¬ные СМИ несут культуру и определяют сознание индивидов. Ма¬ленький ребенок, который еще не умеет ходить и говорить, с ог¬ромным удовольствием смотрит телевизор, особенно наслаждаясь рекламой. Стоит послушать речь наших детей, чтобы понять, насколько сильно аудиовизуальные средства информации влияют на формирование нашего мировоззрения. Дети общаются между собой и с родителями рекламными фразами, отвечают отрывками из фильмов, используют исковерканные русские слова, употреб¬ляемые в таком неправильном виде в некоторых программах телевидения. Да и взрослые довольно часто употребляют ставшие крылатыми фразы из кино- и телефильмов, популярных песен, мультфильмов и телепередач (например: «Все нормально, мама»). В Ю. Борев и А.В. Коваленко говорят о наличии двух программ воздействия средств массовой коммуникации — манипулятивной и формирующей. «Манипулятивная программа воздейст¬вия ориентирована на создание управляемой массы разобщенных, некоммуникабельных одиночек. Пассивный индивидуализм, отсутствие собственных мировоззренческих установок, ликвидация стремления к непосредственному общению способствуют разобщению личностей, превращению их в безликую массу» [1, с. 55].
Манипулятивный подход разделяет объект и субъект коммуника¬ции. В данном контексте массы выступают как безликий, усред¬ненный, заурядный объект. Лишь небольшая группа коммуника¬торов, создающих массовую культуру, причастна к процессу творчества. Данное воздействие апеллирует в основном к подсоз¬нательному восприятию.
«Формирующая программа направлена на создание самоцен¬ной, коммуникабельной личности, обладающей неповторимым, индивидуальным началом и потому склонной к коллективизму, а не омассовлению» [1, с. 56]. Субъект и объект в данном случае не разобщены (массы одновременно являются субъектом и объектом воздействия). Представляется, что в условиях функционирования аудиовизуальной культуры приоритетным будет осуществление формирующей программы воздействия, хотя, конечно, манипуля¬тивный элемент в ситуации влияния СМК будет присутствовать всегда. В принципе, в идеале должны присутствовать обе про¬граммы воздействия. Процесс социализации личности, включения ее в определенную общественную целостность не противоречит процессу создания самоценной, обособленной личности.
Литература:
1. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.— М.: Наука,
1986.
2. Нечай О.Ф. Ракурсы: о телевизионных коммуникациях и эстетике.— М., 1990.
3. Тоффлер О. Столкновение с будущим // Запад вблизи. Современная документальная
проза.— М.: Прогресс, 1982.— С. 711—743.