по дисциплине «Психология и педагогика»
Тема: «Особенности личности подростков с различным социометрическим статусом»
РЕФЕРАТ
Объем курсовой работы составляет 43 страницы, 8 таблиц, 18 использованных источников.
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС, ЛИЧНОСТЬ, СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОДРОСТКА, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ.
Объект исследования - личность подростков.
Предмет исследования: личностные особенности подростков с различным социометрическим статусом.
Цель исследования - выяснить особенности личности подростков, имеющих различный социометрический статус.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы – социометрическое исследование, тестирование (опросник Айзенка, методика определения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан)
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что личностные качества подростков занимающих различные статусы в коллективе различаются: чем выше статус подростков, тем чаще встречаются такие качества как общительность, активность, стремление к организаторской деятельности, и т.п. Они имеют высокий уровень самооценки/уровня притязания. Подростки с низкими статусами чаще проявляют пассивность, неуверенность, тревожность, педантичность, завистливость, властность, язвительность, недовольство, малообщительность. Самооценка этих подростков неустойчива.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных эмпирических данных на практике. Материалы курсовой работы могут служить основой для разработки рекомендаций родителям и педагогам по организации работы с коллективом подростков.
Степень научной новизны: выявлены особенности личности подростков с различным социометрическим статусом.
Автор подтверждает, что приведённый в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………….3
1. Социально-психологическая характеристика подростков в контексте отношений, возникающих между ними………………………..6
1.1. Личность как психологическая категория…………………………......6
1.2.Особенности личности подростка……………………………….............11
1.3. Роль взаимоотношений с другими членами группы на формирование личности подростка…………………...28
2. Эмпирическое изучение особенностей личности подростков с различным социометрическим статусом……………….24
2.1. Описание методики и хода проведения исследования…………………...24
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов……………………….29
Заключение……………………………………………………………...……41
Литература…………………………………………………………..………..42
Литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.-М.: «смысл», ИЦ «Академия»,2002.-416с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Прсвещение,1968.- 464с.
3. Большой психологический словарь/Сост.и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.-СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007.-672с.
4. Колесов Д.В. Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. -М.: Просвещение,1986. -237с.
5. Коломинский Я. Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. / Я. Л. Коломинский. –Минск: ООО “ФУАинформ”, 2003.-312с.
6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. , Игумнов С.А. «Психическое развитие детей в норме и патологии». –СПб.: Питер, 2004.-480с.
7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984.-335с.
8. Крайг Р. Психология развития. - СПб: Питер,2003.-992с.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Уч.пособ.4-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1998.-176с.
10. Прихожан А.М. Применение прямого оценивания в работе школьного психолога// научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М. : педагогика, 1988.-245с.
11. Райс Р. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.:Изд-во «Питер»,2000.-624с.
12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. поосбие: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. -384с.
13. Салтыкова –Волкович М.В. О типах подростков сфере их неформального общения// Сацыяльна-педагагагічная работа, №2-1999. С.16-29.(11)
14. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением.- М.: Просвещение, 1966.-150с.
15. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.
16. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. И.В. Дубровиной, науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии. Акад.пед.наук СССР.-М.: Педагогика, 1987.- 184с.
17. Хриптович В.А. Психологические аспекты восприятия подростками курящих сверстников//Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004.№4.-С.98-112.(14)
18. Шмуракова М.Е. Влияние межличностных отношений на формирование личности в младшем подростковом возрасте. // Псiхалогiя.-1999.-№1.-С.17.
ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ РАБОТЫ ЗАКАЗЫВАЙТЕ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ