На главную

 

Курсовая   работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

Тема: «Особенности личности подростков с различным социометрическим статусом» 

РЕФЕРАТ

Объем курсовой работы составляет 43 страницы, 8 таблиц,  18 использованных источников.

 СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС, ЛИЧНОСТЬ, СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС ПОДРОСТКА, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ.

 Объект исследования - личность подростков.

          Предмет исследования: личностные особенности подростков с различным социометрическим статусом.

Цель исследования - выяснить особенности личности подростков, имеющих различный социометрический статус.

Методы исследования:

-       анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

-       эмпирические методы – социометрическое исследование, тестирование (опросник Айзенка, методика определения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан)

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что личностные качества подростков занимающих различные статусы в коллективе различаются: чем выше статус подростков, тем чаще встречаются такие качества как общительность, активность, стремление к организаторской деятельности, и т.п. Они имеют высокий уровень самооценки/уровня притязания. Подростки с низкими статусами чаще проявляют пассивность, неуверенность, тревожность, педантичность, завистливость, властность, язвительность, недовольство, малообщительность. Самооценка этих подростков неустойчива.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных эмпирических данных на практике. Материалы курсовой работы могут служить основой для разработки рекомендаций родителям и педагогам по организации работы с коллективом подростков.

Степень научной новизны: выявлены особенности личности подростков с различным социометрическим статусом.

Автор подтверждает, что приведённый в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.                              


                                                         СОДЕРЖАНИЕ:

 Введение……………………………………………………………………….3

 1. Социально-психологическая характеристика подростков в контексте  отношений, возникающих между ними………………………..6

 1.1.         Личность как психологическая категория…………………………......6

1.2.Особенности личности подростка……………………………….............11

1.3. Роль взаимоотношений с другими членами группы на формирование    личности подростка…………………...28

  

2. Эмпирическое  изучение особенностей личности подростков с различным социометрическим статусом……………….24

2.1. Описание методики и хода проведения исследования…………………...24

     2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов……………………….29

 Заключение……………………………………………………………...……41

 Литература…………………………………………………………..………..42

 


Литература:

1.          Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.-М.: «смысл», ИЦ «Академия»,2002.-416с.

2.          Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Прсвещение,1968.- 464с.

3.          Большой психологический словарь/Сост.и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.-СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007.-672с.

4.          Колесов Д.В. Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. -М.: Просвещение,1986. -237с.

5.          Коломинский Я. Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. / Я. Л. Коломинский. –Минск: ООО “ФУАинформ”, 2003.-312с.

6.          Коломинский Я.Л., Панько Е.А.  , Игумнов С.А.  «Психическое развитие детей в норме и патологии». –СПб.: Питер, 2004.-480с.

7.          Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984.-335с.

8.          Крайг Р. Психология развития. - СПб: Питер,2003.-992с.

9.          Кулагина  И.Ю.  Возрастная психология: Уч.пособ.4-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1998.-176с.

10.     Прихожан А.М. Применение прямого оценивания в работе школьного психолога// научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М. : педагогика, 1988.-245с.

11.     Райс Р. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб.:Изд-во «Питер»,2000.-624с.

12.     Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. поосбие: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. -384с.

13.     Салтыкова –Волкович М.В. О типах подростков сфере их неформального общения// Сацыяльна-педагагагічная работа, №2-1999. С.16-29.(11)

14.     Славина Л.С.  Дети с аффективным поведением.- М.: Просвещение, 1966.-150с.

15.     Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.

16.     Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. И.В. Дубровиной, науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии. Акад.пед.наук СССР.-М.: Педагогика, 1987.- 184с.

17.     Хриптович В.А. Психологические аспекты восприятия подростками курящих сверстников//Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004.№4.-С.98-112.(14)

18.     Шмуракова М.Е. Влияние межличностных отношений на формирование личности в младшем подростковом возрасте. // Псiхалогiя.-1999.-№1.-С.17.

 


ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ РАБОТЫ ЗАКАЗЫВАЙТЕ НА ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ