Уважаемые посетители!
Если данная работа помогла Вам,
и Вы хотите искренне отблагодарить за это,
перечислите любую доступную для Вас сумму
на счет 410011657745441
в системе Яндекс Деньги
План:
Введение
1. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
2. Социокультурная природа воспитательных педагогических воздействий.
3. Приверженность педагога культурным традициям, в контексте педагогического воздействия на личность ученика.
Заключение
Введение.
Современная сложившаяся ситуация в школе требует новых подходов к организации
воспитательной и образовательной деятельности, в связи с чем, отечественная
система образования выходит на путь качественной подготовки специалиста, где
одной из приоритетных задач признана подготовка учителя, способного творчески
и эффективно действовать в условиях настоящей педагогической действительности.
Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится личностно-ориентированное
взаимодействие учителя с учеником. Особую роль в этом контексте играет общий
культурный уровень педагога, то каким образом он осуществляет воздействие на
своих воспитанников.
Не секрет, что для многих педагогов в современной школе характерны такие психологические
качества как неприятие критики, социальный инфантилизм, неспособность воспринимать
жизнь во все ее полноте, сосредоточенность на проблемах, повышенная тревожность,
ориентация на недостатки детей и коллег и т.п. Эти негативные проявления психологического
плана окрашивают всю деятельность педагога, формируя его культуру взаимодействия
и воздействия на учащихся.
Ввиду этого актуальным становится проблема общего культурного уровня педагога,
корни которой лежат в той социальной и экономической действительности, которая
досталась нашему обществу от административно-командной системы советского периода.
1.Средства и методы педагогического воздействия на личность.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум,
пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение; 2. упражнения и приучения; 3. обучение; 4. стимулирование; 5.
контроль и оценка.
Следует также заметить, что в отечественной и мировой педагогике существует
проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на
их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их следует классифицировать.
1.Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чув¬ства и волю человека
с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности
педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как
внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности
какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разу¬му, если же мы хотим
воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника.
В этом случае убеждение вы¬ступает как внушение.
Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция,
диспут.
Беседа. Главная функция беседы – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков,
явлений жизни и на этой основе сфор¬мировать у них желаемое отношение к окружающей
действительно¬сти, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
Лекция. Лекция – это развернутое, продолжительное и сис¬тематическое изложение
сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа
лекции – теоретичес¬кое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы,
в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.
Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое
отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности
подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни,
ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималист¬ским меркам.
Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то
же время требует мужества отказать¬ся от ложной точки зрения. Диспут еще ценен
тем, что знания, добытые в ходе столкнове¬ния мнений, отличаются высокой мерой
обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.
Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы вопросы,
которые выносятся на обсуждение, содержа¬ли значимую для учащихся проблему и
по-настоящему волновали их. В то же время диспут – это смотр всех педагогических
качеств педагога и его педагогической квалификации.
Пример. Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении
воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не ограничивается
стимулированием их приспособительной деятельности. Давно известно, что слова
учат, а примеры влекут.
При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияние, которое
оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем богатстве
их отношений.
Педагогические требования к применению методов убеждения.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ря¬да педагогических
требований. Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.
2. Опора на жизненный опыт воспитанников.
Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно заде¬вает личный опыт
воспитанников.
3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.
4. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи воспитания
достигаются тогда, когда сло¬весное воздействие сочетается с организацией разнообразной
прак¬тической деятельности.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитан¬ников
2. Упражнение и приучение. Упражнение – это планомерно организованное выполнение
воспи¬танниками различных действий, практических дел с целью форми¬рования и
развития их личности.
Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками
определенных действий в целях форми¬рования хороших привычек. Или, говоря по
другому: приучение – это упражнение с целью выработки хороших привычек.
В практике воспитательной рабо¬ты применяются в основном три типа упражнений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки
в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом
виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником,
чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться
в труде и через труд.
Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический эффект от
применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим.
Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации
психо-физиологических реакций организма с внешними требовани¬ями, что благотворно
сказывается на здоровье, физических и интел¬лектуальных возможностях воспитанника
и, как следствие, на результатах его деятельности.
Специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью
выработку и закрепление умения и на¬выков.
В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной работе —
это приучение к выполнению элементарных пра¬вил поведения, связанных с внешней
культурой.
3. Обучение. Подразделяют методы по доминирующим средствам на сло¬весные, наглядные
и практические.
Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы: 1) методы
организации и осуществления учеб¬но-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования
и мо¬тивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля
за эффективностью учебно-познавательной дея¬тельности.
2) Методы стимулирования. Стимулировать – значит побуждать, давать импульс,
толчок мысли, чувству и действию.
Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно
всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим
образцам со¬перничества спортивного. Главная задача педагога — не дать сорев¬нованию
выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к пер¬венству любой ценой.
Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник,
вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как
след¬ствие, сопровождается высокой старательностью и результативнос¬тью. Но
самый главный эффект от поощрения — возникновение ост¬рого желания вести себя
так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического
комфорта как можно чаще.
В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию,
ожиданию награды за малей¬ший успех. Предметом особой заботы педагога должно
быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных внима¬нием.
Наказание. Наказание - один из самых старейших методов воспитания.
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставля¬ет его задуматься, где
и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда,
дискомфорта. Наказание – это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность
изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности — чувство опасения
пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять
воспитаннику ни морально¬го унижения, ни физического страдания. Педагогические
требования к применению мер наказания следующие:
1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;
2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше
простить десять виновных, чем наказать одного невинного;
3) сочетать наказание с убеждением и другими методами вос¬питания;
4) строго соблюдать педагогический такт;
5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;
6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
5.Контроль и оценка призваны мотивировать ученика к обучению, достижению определенных результатов в своей деятельности, формировать у него способности к самоконтролю и к самооцениванию. Однако то в какой форме, будет осуществляться это педагогическое воздействие, во многом определит желание либо нежелание ребенка учиться, негативное или позитивное отношение к самому процессу контроля, и в конечном итоге, повлияет на отношение к себе.
2.Социокультурная природа воспитательных педагогических воздействий.
Необходимо отметить, что все перечисленные педагогические методы воздействия
на личность, несут воспитательную нагрузку, при чем в некоторых случаях они
выполняют исключительно воспитательную функцию.
Воспитание же, как социальная функция воспроизводства человеческого качества
может быть понято лишь в контексте культуры, как социокультурный феномен. С
этой точки зрения, воспитание человеческого в человеке — это воспроизводство
в нем социальной культуры, его «окультуривание». Личность — это способ общественного
бытия человека. Родившись, человек предстает перед опытом предшествующих поколений,
который в концентрированном виде выражен в культуре, социокультурных ценностях.
Интериоризация этих ценностей, идентификация с социокультурным окружением (т.
е. личностное становление) — первое, что ожидает от человека его окружение.
В педагогическом аспекте интериоризация социокультурных ценностей обеспечивается
в рамках культурологического подхода через организацию педагогически целесообразной
среды (общественное мнение, традиции, коллективные дела, события, праздники
и т.д.). Системный подход позволяет организовать среду в воспитательное пространство,
технологизировать воспитательный процесс, повысив степень целостности воспитательных
влияний.
При этом под социокультурным воспитательным пространством понимается специально
организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических
факторов и условий становления ребенка. Характерные признаки пространства —
его протяженность, структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов,
его выделенность из среды, обязательно воспринимаемая воспитанником субъективно
(образ пространства, выделенного из среды).
Важная характеристика воспитательного пространства — субъективность восприятия.
То, что воспринимается одним человеком как пространство, служит ценностью, пределом,
имеет определенные очертания, границы, для другого есть бесформенное «нечто»,
невоспринимаемое и незначимое, т. е. пространством не являющееся.
Синонимом пространства в филологии выступает категория «поле». Можно выделить
в качестве воспитательных пространств поле значений (социальное пространство),
поле ценностей (пространство культуры), поле смыслов (субъектное пространство
человека).
В окружающем человека мире объективно существует особое социальное измерение,
создаваемое сово¬купной деятельностью людей, — поле значений, которое отдельный
индивид находит как вне его существующее (им воспринимаемое, усваиваемое); как
то, что входит в его образ мира.
В пространстве культуры или в пространстве духовно-культурного опыта — школьник
и педагог обретают действительно духовно-личностный уровень и способ общения
с миром, который в любой модели духовно-познавательной деятельности (философской,
религиозной, художественной, научной и т.д.) не только приведет воспитанника
к знанию, но и оставит право на незнание, на постижение сущности явлений из¬
А рии, на выбор и локализацию во взаимодействии с миром личностного диалекта.
Однако возможности создания социально-культурных воспитательных пространств
достаточно ограничены: реально мы можем говорить о совокупности пространств
воспитания ребенка.
Средовый подход к воспитанию, понимание его как социокультурного феномена подчеркивает
значимость и актуальность воспитания для общества. В рамках этого конструируются
идеал личности как социального типа, модели гражданина, патриота и т. д. Однако
этот подход не дает возможности сформулировать инструментальные педагогические
цели, тем более, определить способы отбора содержания воспитания.
С вопросом пребыва¬ния личности в бытийном пространстве М. М. Бахтин связывает
диалогичность сознания и рассматривает процесс становления души, когда человек
начинает самоосознавать себя, де¬лая себя и субъектом и объектом самопостроения,
самоформирования. Наиболее перспективным тезисом гуманистической психологии
и педагогики является тезис о том, что развитие ребенка имеет свои внутренние
закономерности, внутреннюю логику, а не является пассивным отражением действительности,
в условиях кото¬рой это развитие совершается.
Понятие внутренней логики развития, являющееся ключевым для гуманистической
психологии, фиксирует то обстоятельство, что человек, являясь саморегулирующимся
в процессе жизнедеятельности, приобретает такие свойства, которые не предопределены
однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними природными данными. В соответствии
с таким подхо¬дом непременным условием эффективности воспитания является опора
на собственные силы ребен¬ка и внутреннюю логику его развития.
3. Приверженность педагога культурным традициям, в контексте педагогического воздействия на личность ученика.
Как было сказано выше, личность педагога выступает основным элементом окружающей
социокультурной среды, которая воздействует на личность воспитанника в ходе
учебно-воспитательного процесса.
Приверженность тем или иным ценностям, культурным традициям, мировоззренческие
позиции, психологические характеристики педагога, выступающие в едином сплаве
его индивидуальности, обусловят направление и полюс воздействия и взаимодействия
с учащимися.
В этом отношении выделяются две основные парадигмы педагогического воспитательного
воздействия на личность ученика, основывающихся на культурных традициях технократического
авторитаризма и гуманизма.
Рассмотрим основные характеристики каждой из них.
1.Технократическая авторитарная. Воспитание понимается как модификация поведения,
как выработка «правильных» поведенческих навыков. В ее основе лежит принцип
модификации поведения учащихся в нужном направлении. В модификационной методике
нет ни чего плохого, если имеется ввиду воздействие на сознание, поведение,
эмоции ч6ловека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит
к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации,
не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер.
Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного
воздействия на учащихся и взрослых.
2.Гуманистическая. Целью педагогического воздействия на личность учащихся является
не приобретение знаний как набора фактов, теорий и пр., не выработка заданных
паттернов поведения и мышления, а создание возможности для развития индивидуальных,
уникальных в своем проявлении способностей и свойств личности учащегося. Такое
педагогическое воздействие осуществимо при следующих условиях: а) ученики решают
в процессе обучения проблемы, интересующие их и значимые для них; б)педагог
чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким
человеком , какой он есть, выражая себя свободно; в) педагог проявляет безусловное
положительное отношение к ученику, принимает его таким каков тот есть; г) педагог
проявляет эмпатию к ученику, что означает способность проникать в его внутренний
мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой; д)
педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать
психологический комфорт и свободу для ученика, то есть учение должно быть центрировано
на ученике.
Естественно, что приверженность педагога к какой-либо традиции будет существенным
образом определять направление формирования личности учащихся в учебно-воспитательном
процессе, обуславливая в конечном итоге усвоение ими определенных культурных
образцов поведения.
Заключение.
Таким образом, культура педагогического воздействия определяется всей суммой
индивидуально-личностных характеристик педагога, которые в свою очередь обусловлены
окружающей социокультурной средой, в которой происходило его формирование как
личности и специалиста.
Педагогические методы воздействия на личность учащегося нельзя рассматривать
в отрыве от культурного, образовательного и психологического аспектов личности
педагога. Любой из методов педагогического воздействия преломляется через личность
педагога, его приверженность культурным традициям, определяя авторитарную или
гуманистическую направленность обучении и воспитании подрастающего поколения.
Литература:
1. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика, 1999. - № 3.
2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-н/Дону: Учитель, 1999. – 560 с.
3. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с
4. Бутылина Е.В. Факторы, влияющие на качество образования//Завуч, 2005. -№7.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
6. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе/ М.: Центр «Педагогический поиск»,2002 .- 160с.