Курсовая работа по психологии.
Тема: "Особенности эмоциональной сферы детей из неблагополучных семей"
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. 3
ГЛАВА1.Теоретические аспекты развития и формирования эмоциональной сферы детей в контексте семейного неблагополучия
1.1. Особенности развития и формирования эмоциональной сферы ребенка...........6
1.2.Понятие и общая характеристика семейного неблагополучия......12
1.3. Влияние семейного неблагополучия на развитие эмоциональное развитие личности ребенка 19
ГЛАВА2.Практическое изучение эмоциональной сферы деетй из неблагополучных семей
2.1.Методика и ход проведения исследования
2.2.Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Литература
Приложение
Введение.
Актуальность проблемы эмоциональной сферы детей из неблагополучных семей очевидна. Приведем некоторые, как нам кажется, наиболее важные обоснования такого утверждения.
Во-первых, эмоции играют ключевую роль в жизни не только ребенка, но и взрослого человека, обуславливая такие аспекты ее как формирование личности, социализация. Поэтому не случайно большинство авторов, пишущих об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением[4],[5],[17]. А значит необходимо знать основные условия, детерминирующие развитие эмоциональной сферы особенно в период детства.
Во-вторых, во многих исследованиях социально-психологического и социально-педагогического характера, установлено, что социальное поведение детей, которое напрямую соотносится с их эмоциональным фоном, зависит от общей социальной ситуации и особенно от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками[6],[15],[22].
И наконец, в третьих, на современном этапе, в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической, информационной жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия[2],[11],[20].
Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях, что в целом отражает рост семейного неблагополучия.
Все это вкупе имеет негативное влияние на общественное развитие в Республике Беларусь, поскольку формирует детей с искаженной эмоциональной сферой, обуславливая их ассоциальность, неспособность нормально включится в жизнь общества.
Поэтому, изучение эмоциональной сферы детей различного возраста из неблагополучных семей нашло свое отражение в работах многих исследователей. Широко данная тематика представлена уже и в учебно-методических изданиях, пособиях и т.п.
Так, например, в Республике Беларусь выходит научно-методический журнал «Сацыяльна-педагагiчная работа», в котором так или иначе из номера в номер, затрагивается тема семейного неблагополучия и ее влияния на личность ребенка, приводятся пути и методы решения проблем, связанных с влиянием семейного неблагополучия на психо-эмоциональное состояние ребенка, то же самое можно сказать и о журнале «Психология».
Широко представлена проблема влияния семейного неблагополучия на личность ребенка в работе отечественного психолога, профессора И.А. Фурманова «Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства»[20].
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов [7] подчеркивают роль типов воспитательного воздействия семьи в комплексной социализации ребенка и развития его эмоционально-волевой сферы.
Однако, не смотря на предпринимаемые меры со стороны государства, исследователей, учителей и др., данная проблема находится далеко от своего решения, что обуславливается ее многоаспектностью, сложностью, комплексным характером возникающих затруднений.
Цель исследования: выяснить особенности развития и формирования эмоциональной сферы у детей из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
а) раскрыть сущностные характеристики эмоциональной сферы человека;
б) показать особенности развития и формирования эмоциональной сферы у детей в контексте семейного воспитания;
в) выяснить влияние семейного неблагополучия на эмоциональную сферу ребенка.
Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка.
Предмет исследования: особенности развития и формирования эмоциональной сферы ребенка в условиях семейного неблагополучия.
Гипотеза исследования: семейное неблагополучие выступает дестабилизирующим и искажающим фактором развития эмоциональной сферы ребенка, поскольку фрустрирует его основные потребности.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, методика X. Вейсбаха «Продуктивность вербализации эмоций», методика Ч.Д. Спилберга- Ю.Л. Ханина «Шкала личностной тревожности».
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!