Курсовая работа по педагогике.
Тема: "Формирование положительных взаимоотношений дошкольников в игре "
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогические аспекты взаимоотношений в дошкольном возрасте в контексте игровой деятельности…6
1.1. Общая характеристика взаимоотношений в дошкольном возрасте….6
1.2. Взаимоотношения между дошкольниками в игре……………………13
1.3. Роль взрослых в развитии отношений между детьми в игре………..18
2. Практическое изучение формирования положительного отношения младших дошкольников в игре……22
2.1. Методика организации и проведения исследования………..…………….22
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………...….26
Заключение………………………………………………………………………28
Литература……………………………………………………………………….30
Приложения…………………………………………………………………...…31
Введение.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, актуализируют проблемы связанные с воспитанием подрастающего поколения, заставляют размышлять о будущем молодежи, процессом ее продуктивной социализации, которая помимо всего прочего подразумевает установление между людьми отношений на базе принципов сотрудничества, взаимоуважения, диалога, что в целом определяют положительную динамику социальных процессов.
Особым этапом в становлении ребенка как социального существа, является дошкольный возраст. Это связано, с тем, что в этот период расширяется и обновляется круг общения ребенка, в связи с включением его в группу ДДУ, происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе мира социального, обуславливающего направленность и специфику межличностного общения в различных жизненных ситуациях[4],[5],[14].
Кроме того, данный возраст является сензитивным в плане выработки как морально-нравственных привычек школьника, так и социально-значимых, определяющих вектор взаимоотношений детей друг с другом в ходе ведущей игровой деятельности.
Именно благодаря игре происходит не только развитие высших психических процессов и функций (мышления, речи, восприятия, внимания и т.п.), но личностное, а самое главное социальное развитие ребенка-дошкольника[3],[8],[12].
Поэтому знание воспитателем, педагогом особенностей организации игровой деятельности дошкольников, специфики самих игр должны, а также своей роли в детской игре, должны лежать в основе проводимой им работы по формированию положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре.
Надо отметить, что данная тематика представлена в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Уже Н.К. Крупская и А. С. Макаренко в своих работах рассматривали совместную игровую деятельность детей как основное средство воспитания личности в коллективе, формирования между детьми положительных взаимоотношений.
Психолого-педагогические исследования Богуславской З.М. и Смирновой Е.О. [2], Коломинского Я.Л. [5], А. И. Менджерицкой Д.В. [7] указывают на необходимость контроля над стихийно складывающимися в детских коллективах взаимоотношениями в ходе игры, так как это может привести к конфликтам, ссорам и т.п.
Похожую точку зрения занимает немецкий исследователь Р. Пфютце. Автор считает, что одним из наиболее эффективных приемов педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей группе детского сада является участие воспитателя в игре. Л. Шройтер, изучая особенности процесса воспитания в игре детей младшего дошкольного возраста, также показала тесную связь между духовным развитием личности и формированием социальных отношений [12].
Все сказанное выше указывает на актуальность выбранной тематики и необходимость ее дальнейшей разработки в современных условиях.
В ней определяются следующие:
Цель исследования: выяснить особенности формирования положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре.
Задачи исследования: а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
б) дать характеристику игровой деятельности в дошкольном возрасте;
в) определить роль игры в формировании взаимоотношений дошкольников;
г) выяснить особенности игровой деятельности, формирующие положительные взаимоотношения дошкольников.
Объект исследования: взаимоотношения дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре.
Гипотеза исследования: формирование положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста в игре определяется как тематической направленностью самих игр, так и корректирующим влиянием воспитателя.
Методы исследования: социометрическое измерение, анализ теоретических источников по проблеме, наблюдение.
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!