Курсовая работа по психологии.
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ"
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………....................3
1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ………….6
1.1. Понятие общения, его роль в развитии личности………………….……6
1.2. Общение и взаимоотношения в коллективе младших школьников…14
2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………..21
2.1. Методика организации и проведения исследования………..…………….22
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………...….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..……...…31
Серьезные социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, актуализируют проблемы связанные с воспитанием подрастающего поколения, заставляют размышлять о будущем молодежи, процессом ее продуктивной социализации, которая помимо всего прочего подразумевает установление между людьми отношений на базе принципов сотрудничества, взаимоуважения, диалога, что в целом определяются процессом общения между ними.
Особым этапом в становлении ребенка как социального существа, является младший школьный возраст. Это связано, с тем, что в этот период расширяется и обновляется круг общения ребенка, в связи с включением его в школьный коллектив, происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе и мира социального, обуславливающего направленность и специфику межличностного общения в различных жизненных ситуациях[6],[12],[20].
Кроме того, данный возраст является сензитивным в плане выработки как морально-нравственных привычек школьника, так и социально-значимых, определяющих вектор взаимоотношений детей друг с другом в ходе общения[12].
Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается на всех сферах жизни младшего школьника: от поведения до успеваемости, толкает порой на различные противоправные поступки. В связи с этим возникает ряд важнейших психолого-педагогических проблем, прежде всего проблема изолированного ученика.
Поэтому знание воспитателем, педагогом особенностей формирования и протекания процессов общения между младшими школьниками, является необходимым условием их успешной деятельности по организации этого процесса и предотвращению названных негативных явлений, препятствующих нормальной социализации детей.
Современная психолого-педагогическая и социальная науки располагают обширными сведениями, характеризующими общение детей, как с близкими взрослыми, так и со сверстниками. Надо отметить, что данная тематика представлена в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Наиболее значимыми в их числе нам представляются труды Я.Л. Коломинского, Р.С.Немова, которые рассматривали становление и функционирование детских объединений, их мотивационную основу; в работах М.И.Лисиной и А.В. Мудрик раскрыт генезис общения со сверстниками; становлением взаимоотношений в совместной деятельности занимались такие исследователи как Н.В.Бариленко, АИ.Орлов и.др.[17]
Однако подавляющее большинство исследований в этой области посвящено изучению детей дошкольного и подросткового возраста, что связано с изучением ведущих видов деятельности в данных возрастных периодах. Что же касается изучения особенностей общения младших школьников в контексте социального развития ребенка в группе сверстников, то эта область остается недостаточно изученной.
Все сказанное выше указывает на актуальность выбранной тематики и необходимость ее дальнейшей разработки в современных условиях.
В ней определяются следующие:
Цель исследования: выяснить особенности общения младших школьников в школьном коллективе.
Задачи исследования: а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
б) дать характеристику общения как вида деятельности;
в) определить роль общения в формировании личности ребенка;
г) показать зависимость общения младших школьников о их статусного положения в коллективе.
Объект исследования: общение младших школьников.
Предмет исследования: особенности общения младших школьников в школьном коллективе.
Гипотеза исследования: особенности общения младших школьников определяются их статусным положением в школьном коллективе.
Методы исследования: социометрическое измерение, анализ теоретических источников по проблеме, анкетирование.
Практическая значимость: данная курсовая работа может быть использована как методическое пособие в практической деятельности педагогов начальной школы для развития и формирования общения учащихся, а также оптимизации их социализации в детском коллективе.
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!